Законопроекты

Четыре года президента: налоги

Главное отличие налоговой системы, с которой страна пришла к 2004 году, от той, которая существовала до прихода Владимира Путина на пост президента, состоит в самом факте ее наличия. До принятия Налогового кодекса (НК) в стране действовала масса налоговых законов, зачастую противоречащих друг другу. К этому добавлялось огромное множество льгот и исключений из правил, и порой дело доходило до того, что с крупными налогоплательщиками (например, с «Газпромом») государство договаривалось в особом порядке, торгуясь за каждый налоговый миллиард.

Главное отличие налоговой системы, с которой страна пришла к 2004 году, от той, которая существовала до прихода Владимира Путина на пост президента, состоит в самом факте ее наличия. До принятия Налогового кодекса (НК) в стране действовала масса налоговых законов, зачастую противоречащих друг другу. К этому добавлялось огромное множество льгот и исключений из правил, и порой дело доходило до того, что с крупными налогоплательщиками (например, с «Газпромом») государство договаривалось в особом порядке, торгуясь за каждый налоговый миллиард.

Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что формирование нынешней налоговой системы началось еще до президентства Владимира Путина.

Летом 1999 года была введена в действие I часть НК, а статус налогового ведомства был резко повышен. Госналогслужба была преобразована в МНС. Впрочем, на фоне противостояния между ветвями власти, федеральным центром и регионами, а также проблемы внешних долгов это событие казалось не очень значительным. Лишь отдельные экономисты да иностранная пресса отметили в то время, что новые налоговые правила, введенные I частью НК, позволили стране сделать колоссальный рывок в сторону модернизации экономического законодательства. Ни одна из ведущих стран не могла тогда похвастаться закрепленной в законах презумпцией невиновности налогоплательщика, ставшей базовым положением нового российского НК (что, впрочем, не мешало, как показала та же история с ЮКОСом, официально "предъявлять счет" даже в тех случаях, когда законы формально не нарушались). Именно тогда появился ставший уже привычным термин «индивидуальный предприниматель», были отменены индивидуальные налоговые льготы, признана «всеобщность и равенство налогообложения».

Нормы нового кодекса во многом пресекли практику самодеятельного налогового нормотворчества. Положение о недопустимости введения налогов и сборов, «препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав», позволило признать незаконными, к примеру, московские сборы в размере 5000 МРОТ с граждан, пребывающих на постоянное место жительства, «на развитие инфраструктуры города».

Новый кодекс открыл в те годы практику судебных разбирательств налогоплательщиков с налоговиками. До этого, в отсутствие четкого законодательного регулирования налоговой сферы, истцу для аргументации своей точки зрения приходилось обращаться к общему смыслу российского законодательства и к сложившейся зарубежной практике.

Фактически наличие I части НК дало премьеру Владимиру Путину отличный инструмент для обновления экономического курса. Но реально использовал его уже президент Владимир Путин. Налоговая реформа стала центральной частью его послания Федеральному Собранию. Героями дня стали министр по налогам и сборам Александр Починок и ранее неизвестный публике замминистра финансов Сергей Шаталов, под чьим руководством велась работа над второй частью НК. Именно тогда была впервые сформулирована задача использовать налоги в качестве макроэкономических регуляторов.

Лозунгами нового этапа налоговой реформы стало "облегчение налогового бремени и выведение доходов из тени". Летом 2000 года было объявлено, что с 2001 года будет введена плоская 13-процентная шкала подоходного налога. Со столь радикального заявления и началось в массовом сознании реформирование налоговой системы. С того же 1 января в действие вступили еще три главы второй части НК. Вместо платежей в разнообразные социальные фонды был введен единый социальный налог (ЕСН). Был также упорядочен перечень подакцизных товаров.

Сначала все эти новации были восприняты на ура. Безусловным достижением стало упрощение отчетности по налогам. Если раньше предприятия подавали отчетность по социальным отчислениям в четыре разных фонда, собиравших налоги чуть ли не на общественных началах, то теперь все налоги собирали исключительно фискальные органы. То же и с подоходным налогом: автоматическое удержание его с зарплаты производилось независимо от дисциплинированности граждан.

Фискальное ведомство ставило тем временем рекорды по мобилизации доходов в бюджет, а реформирование налогов постепенно превратилось в одну из наиболее серьезных тенденций, определяющих экономический курс. В декабре 2001 года Владимир Путин настолько очаровал налоговыми планами Всемирный экономический форум, что буквально во время форума инвесторы решили озвучить намерение инвестировать в проект "Сахалин-1" дополнительно 30 млрд долл.

Однако вскоре стало ясно, что реформа принесла не только понижение ставок, но целый букет проблем. В ЕСН, как сразу выяснилось, был установлен слишком высокий порог для доступа к регрессивной шкале. Минфин, установив такую регрессию, переоценил уровень российских зарплат. С акцизами тоже вышла путаница, некоторые товары сгоряча включили в перечень подакцизных, некоторые -- напрасно исключили из него.

И тем не менее на этом этапе стала очевидной эффективность стимуляции экономики через реформирование налоговых отношений государства и бизнеса. При этом чуть ли не панацеей, выводящей экономику страны из «черно-серого» состояния в "белое и пушистое", считалось снижение налогов.

Стремление не терять темпы удачно начавшейся реформы и спешка при подготовке новых глав НК стали приводить к тому, что новые налоговые законы начали вступать в силу плохо проработанными, а порой и непродуманными. Практически не принесло результатов снижение на 11% налога на прибыль. Отчасти свою роль сыграла в этом отмена льгот по налогу, отчасти -- завышенные прогнозы Минфина по его собираемости. Как выяснилось, к восприятию гибридного лозунга «снижение налогового бремени плюс ликвидация льгот» российский бизнес оказался не слишком готов. И хотя отмена льгот и создание единых правил уплаты этого налога в какой-то степени упорядочили правила, большая часть российского бизнеса продолжила легально и не очень минимизировать налоги. В отсутствие эффективного решения по единому социальному налогу ограниченным оказался эффект и от плоской шкалы подоходного налога. Большинство зарплат по-прежнему оставалось в тени. В результате весь 2002 год стал для налоговых органов провальным, а министр Геннадий Букаев как заклинание повторял фразу об «усилении налогового администрирования».

Маятник качнулся в другую сторону, и к осени 2002-го реформа оказалась практически заморожена. Как это обычно бывает, начался подсчет неудач. В налоговых законах была обнаружена масса огрехов. Правительство занялось "тонкой настройкой". Спешно начали править I часть НК, вспомнив, что налоговое законодательство хромает с точки зрения защиты интересов налогоплательщика. К примеру, налоговый орган в течение трех лет может принять решение о наказании плательщика, вменив ему штрафы и пени. Даже если налогоплательщик докажет в суде несправедливость таких требований, налоговое законодательство не обязывает инспектора, как проигравшую сторону, возместить плательщику все судебные издержки. Так что правы налоговики или нет, плательщику все равно придется расстаться с деньгами либо на штрафы, либо на судебные расходы. Эта проблема, как и многие другие, не решена до сих пор.

Поскольку "огрехи" исправлялись тяжело и трудно, а результаты от снижения налогов были очевидными не всегда, во властных структурах нарастало разочарование. Вслед за президентом министры экономического блока правительства стали говорить о том, что возможности для снижения налогового бремени исчерпаны. Дескать, реформу можно будет продолжить только с 2005 года, после преодоления пика выплат по внешним долгам. На исходе волны реформ еще были отменены оборотные налоги, что также не прибавило реформе сторонников. Регионы, получавшие большую часть сборов, обвиняли правительство в лишении их доходных источников.

Похоже, в какой-то момент устал и Владимир Путин. Во всяком случае, летом 2003-го он поддержал часть правительства, утверждавшую, что снижение налогового бремени станет возможным не раньше, чем будет найден устойчивый источник бюджетных доходов.

В таком полузамороженном состоянии налоговая реформа пребывала до конца прошлого года. Однако, похоже, что ожидание второго срока Владимира Путина ее слегка разморозило. Правда, подход с учетом сложившихся настроений несколько изменился. В деле вывода экономики из тени государство решило применять не только пряник, но и кнут.

С одной стороны, желая-таки добиться легализации зарплат, президент заявил о готовности пойти на резкое снижение ЕСН. И сегодня дискуссия ведется лишь о степени радикальности этого снижения. С другой -- даже сторонники самых радикальных изменений согласны с тем, что эти перемены не должны уменьшить доходы социальных фондов. Осторожно вброшена идея повышения подоходного налога, которая, по мнению ряда аналитиков, сведется к восстановлению прогрессивной ставки.

Одновременно с этим объявлена война с минимизацией налогов. Еще в прошлом году закрыты внутренние офшоры, нефтяники в добровольно-принудительном порядке согласились отказаться даже от легальных схем, а для остальных придумана система НДС-счетов. По замыслу авторов проекта, предварительная уплата НДС и замораживание средств на спецсчетах лишит предприятия возможности махинаций с возмещением этого налога. И хотя такой поворот реформы трудно назвать либеральным, подготовка к этому шагу ведется сейчас грамотно, неспешной подготовкой общественного мнения.

В целом же государство теперь увязывает снижение налогового бремени не только с ликвидацией всех льгот, но и с расширением перечня доходов, облагаемых налогами. Ставка налога на недвижимость, к примеру, сократится в десять раз, но рассчитываться будет из рыночной цены имущества (что само по себе является чрезвычайно сложной задачей).

Так что совершенствование налоговой сферы, безусловно, будет продолжено. Контуры налоговых новаций уже намечены, и главной их целью становится отнюдь не либерализация уже существующей системы. На новом этапе цель государства -- добиться, чтобы налоги платили все и при этом платили все налоги. А какими средствами оно будет этого добиваться, мы узнаем во второй срок президента Путина.

Ирина СКЛЯРОВА

Источник: Время новостей

Хроника налоговых преобразований

1999 г. -- вступила в силу I часть Налогового кодекса.

2000 г. -- введена единая ставка акциза на нефть.

2001 г. -- вступила в силу II часть Налогового кодекса, главы «Акцизы», «НДС», «Налог на доходы физических лиц», «Единый социальный налог».

2001 г., январь -- отмена налога на реализацию ГСМ.

2001 г., февраль -- постановление правительства о признании безнадежной к взысканию недоимки. Расчистка старых обязательств не действующих более предприятий.

2001 г., февраль -- приказ МНС об учреждении акцизных складов, получивших обязанности по рассмотрению документов производителей алкогольной продукции.

2001 г., май -- МНС совместно с МВД и ФСНП поручено контролировать реализацию на территории РФ алкогольной продукции.

2002 г. -- вступили в силу главы НК «налог на прибыль», «Налог на добычу полезных ископаемых», «Единый налог на вмененный доход».

2002 г. -- внесены изменения в закон «О налоге на игорный бизнес». Увеличились ставки в расчете на игровой стол и автомат.

2002 г., апрель -- введение новой упрощенной системы налогообложения малого бизнеса.

2002 г., июль -- МНС уполномочено осуществлять государственную регистрацию юридических лиц.

2002 г., июль -- письмо МНС разъяснило, что налогоплательщик-организация обязан сообщить об открытии-закрытии счетов в банках.

2003 г. -- введение транспортного налога.

2003 г., ноябрь -- принято решение о досрочной отмене (с января 2004 г.) льгот по налогу на прибыль для свободных экономических зон.

2004 г. -- отмена налога с продаж.

2004 г. -- отмена контроля за расходами физлиц.

Начать дискуссию

В Роскомнадзоре назвали риски развития искусственного интеллекта без достаточного регулирования законом

Советник гендиректора Главного радиочастотного центра (ГРЧЦ) по научно-техническому развитию Евгения Рыжова рассказала, что одна из сегодняшних тенденций в области ИИ – развитие технологий управления эмоциями.

Отпуска

СФР: работник может оформить отпуск на один период только по одному основанию

Родителю, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, ежегодный оплачиваемый отпуск в это время не предоставляется.

При назначении единого пособия в расчете доходов учитывают пенсии по потере кормильца

В доход семьи при комплексной оценке нуждаемости также входят трудовой заработок, пособия, алименты, проценты по вкладам, суммы от продажи имущества и т. п.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Минпромторг аккредитовал 19 объектов промышленной инфраструктуры и 7 промкластеров

Министерство промышленности и торговли во втором квартале 2024 года включило в федеральный реестр 26 промышленных кластеров, индустриальных парков и технопарков.

Центробанк будет по-новому определять курс доллара и евро

Банк России отсечет крайние значения курса, которые выбиваются из среднего диапазона. Данные будут получены на основании сведений о внебиржевых торгах между банками.

Бесплатно с Расчеты с работниками

Как оплачивать работу в выходные и праздничные дни

Разбираем, по каким правилам платят зарплату за работу в выходные и праздничные дни.

Как оплачивать работу в выходные и праздничные дни
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

С 1 марта 2025 материнский капитал можно тратить на строительство жилых домов

Деньги на строительство жилого дома будут лежать на счете-эскроу. Подрядчик сможет их забрать после сдачи объекта.

Налог на имущество организаций: как рассчитывается и уплачивается

В Налоговом законодательстве действует термин «региональные налоги» (РН). Это обязательный сбор, который ФЛ и предприятия уплачивают в бюджет субъекта РФ: республики, края, области. Налог на имущество организаций – один из трех РН. По факту это налоговый сбор на недвижимое имущество, движимая собственность налогом не облагается.

Налог на имущество организаций: как рассчитывается и уплачивается

Как оформить бренд за рубежом и выйти на иностранный рынок

Вывести свой продукт на новый рынок — ответственное решение. Неважно, хотите вы оказывать услуги за рубежом, продавать товары или продвигать собственное приложение / игру / сервис, нужно позаботиться о защите интеллектуальной собственности. 

Как оформить бренд за рубежом и выйти на иностранный рынок

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»

Теперь узнавать больше о том, как ведется налоговый мониторинг, вы сможете от разработчика! Уже сейчас можно написать отзыв о продуктах компании и о работе с ней и задать свой вопрос.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»
НДС

Какие разделы декларации по НДС заполняют экспортеры

Экспортеры заполняют «экспортные» разделы декларации по НДС, исходя из правил, установленных для подтверждения нулевой ставки НДС.

Какие разделы декларации по НДС заполняют экспортеры

У «ВкусВилла» появился свой платежный сервис EshPay

Покупатели смогут в пять раз быстрее оплачивать покупки через QR-код в мобильном приложении «ВкусВилл».

Чем руководитель отличается от лидера, и есть ли у них что-то общее?

В современном мире бизнеса все чаще звучат термины «руководитель» и «лидер». И многие предполагают, что у этих понятий одинаковый смысл. Однако на практике данные роли отличаются друг от друга и требуют особенных навыков и подходов.

Чем руководитель отличается от лидера, и есть ли у них что-то общее?

⚡️ Итоги дня: сотрудника посадили в темную комнату и заставили уволиться, школьники поехали на отдых в Северную Корею, а детей будут снимать на свидетельство о рождении

Подготовили обзор главных событий дня — 22 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Как перевести ТМЦ из необлагаемой деятельности в облагаемую при ведении раздельного учета НДС в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0

Если говорить обобщенно и не вдаваясь в нюансы – раздельный учет применяется тогда, когда организация совмещает облагаемую и необлагаемую НДС деятельность. Применение раздельного учета позволяет выделить «входной» НДС, который относится к облагаемым операциям, и в дальнейшим предъявить эту сумму к вычету. Оставшуюся часть налога следует включить в стоимость приобретаемых товаров (услуг, работ).

Как перевести ТМЦ из необлагаемой деятельности в облагаемую при ведении раздельного учета НДС в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0

Остатки материнского капитала начислят как единовременную выплату

Сейчас у 750 тысяч семей накопились остатки материнского капитала на сумму 1,5 млрд рублей.

Экспорт

Более 530 экспортных лицензий Минпромторга выдано через платформу «Мой экспорт»

Государственная цифровая платформа «Мой экспорт» с сентября 2023 года значительно облегчила процедуру получения экспортных лицензий Минпромторга для российских компаний.

Верховный Суд инициировал изменения в Гражданский процессуальный кодекс

Пленум ВС РФ одобрил проект постановления о внесении в Госдуму проекта федерального закона с изменениями в ГПК.

Кадры

Цифра дня. Про «отличников»

Россияне рассказали, в каком возрасте чувствуют себя эффективнее всего на работе.

Цифра дня. Про «отличников»

Интересные материалы

Может ли работодатель вызвать сотрудника из отпуска

С согласия сотрудника работодатель может прервать отпуск. Если работник не согласен вернуться раньше положенного, к нему нельзя применять санкции.