Банки

Новые правила бухучета в банках

С 1 января 2008 года устанавливаются новые правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации. Об изменениях корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину рассказал Кирилл Парфенов, президент НП «Клуб банковских бухгалтеров», заместитель председателя правления банка «Легион».
Новые правила бухучета в банках
Кирилл Парфенов, президент НП «Клуб банковских бухгалтеров», заместитель председателя правления банка «Легион».

С 1 января 2008 года устанавливаются новые правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации. Об изменениях корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину рассказал Кирилл Парфенов, президент НП «Клуб банковских бухгалтеров», заместитель председателя правления банка «Легион».

Кирилл Геннадиевич, какие основные изменения вносятся Положением Банка России от 26 марта 2007 г. № 302-П в Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях?

Новое Положение Банка России заменяет ныне действующее Положение № 205-П и вносит существенные изменения в Правила ведения бухгалтерского учета. Мы уже немного говорили об этом https://www.klerk.ru/bank/fin/?59320.

Изменения можно разделить на три большие части. Первое и достаточно серьезное – это переход банков в бухгалтерском учете на метод начислений. Чем-то это похоже на метод начислений в целях налогового учета. Похоже, но не одинаково. База разнится.

Второй блок связан с учетом ценных бумаг. По иному будет определять принцип разбивки бумаг по портфелям. Также вводится процедура переоценки бумаг, имеющихся для продажи на капитал. Изменений много и в переоценке и стоимости, по которой учитываются бумаги.  Например, переоценка бумаг для торговли относится на счета по учету доходов или расходов. Также из ярко бросающихся в глаза изменений можно назвать отражение в учете учтенных векселей. Сейчас доходы по векселю не начисляются в период его нахождения на балансе банка. По новым же правилам, если банк купил процентный вексель с дисконтом, то будет начисляться  в доход и дисконт и процент.

Ну, а третий блок – это все остальное, от орфографии до достаточно серьезных вещей. Например, изменяется порядок формирования резервов под портфели однородных ссуд. Изменения коснулись также учета валютных операций (валюта и драгметаллы), особенно в части переоценки.  Кроме того, введено понятие НВПИ, которое ранее отсутствовало. Это что-то вроде суммовых разниц по договорам, где такие разницы могут возникать. Формально это звучит, кажется, как «условие договора, определяющее конкретную величину требований и (или) обязательств не в абсолютной сумме, а расчетным путем на основании курса валют (в том числе путем применения валютной оговорки), рыночной (биржевой) цены на ценные бумаги или иные активы, ставки (за исключением ставки процента), индекса или другой переменной». Эти встроенные производные инструменты относятся к доходам или расходам. В первой части также описано понятие контрсчетов. Это счета по корректировке стоимости активов (переоценка, резервы).

Процедура совершенствования указанного Положения 302-П продолжается и ожидается, что до его вступления в силу в него будут внесены коррективы, затрагивающие как редакционные  вопросы, так и  некоторые другие.

Прокомментируйте изменения, внесенные в часть II «Характеристика счетов». Как изменится порядок открытия и закрытия счетов?

В принципе, изменения, внесенные во вторую часть Правил, связаны с вышеуказанными новшествами. То есть, в план счетов внесены изменения для отражения новых операций. Часть счетов закрываются и одновременно открываются новые счета.

Что же касается порядка открытия счетов, то тут мало что изменится. Если это клиентские счета, то порядок их открытия определен относительно новой инструкцией Банка России № 28-И. А нынешние формулировки положения №-302-П приведены в состояние непротиворечивости с другими документами Банка России и конкретно с инструкцией №28-И.

По внутрибанковским счетам тоже больших изменений нет. Порядок открытия лицевых счетов (п. 2.1 Правил) и раньше предполагал, что банк может сам определить процедуру открытия счетов.

Каким будет порядок бухгалтерского учета финансовых результатов?

При переходе на метод начислений изменяется порядок учета финансового результата. Финансовый результат будет выводиться один раз в год. В течение года счета доходов и расходов будут вестись развернуто. Соответственно, ОПУ из формы отчета превращается в бухгалтерскую ведомость (регистр). По итогам года остатки в разрезе аналитики по символам доходов и расходов будут перенесены на счета по учету доходов и расходов прошлого года (счет 707). Тем самым будут освобождены счета по учету доходов и расходов текущего года.

Эти счета открываются на балансовом счете 706 . Старые же счета, на которых в настоящее время учитываются доходы и расходы (счета 701 и 702), будут закрыты. А по окончании отчетного периода, когда составлен годовой отчет,  доходы и расходы прошлого года «сворачиваются» на счет по учету прибыли на счете 708.

Такой механизм позволяет в частности решить и ранее возникавший вопрос с прибыльностью или убыточностью филиалов. Филиалы будут передавать на головной баланс для консолидации доходы и расходы. Соответственно и финансовый результат от сворачивания будет выведен по всему банку (как юрлицу) единый. Используемая в течение года прибыль (счет 705) будет отражаться на счете по использованию прибыли текущего года или предшествующих лет и при реформации баланса будет выведен остаток нераспределенной между акционерами (пайщиками) прибыли, если таковой останется. Учитываться он будет в составе капитала на счете 108. Ну, или непокрытый убыток (счет 109).

Из счетов по учету фондов останется только счет по учету резервного фонда. Все остальные фонды банк может вести внесистемно, если ему разрешено тратить нераспределенную прибыль.

Какие изменения  внесены в Приложение 15 «Порядок определения доходов, расходов, финансовых результатов и их отражения в бухгалтерском учете»?

Теперь доходы и расходы кредитных организаций в зависимости от их характера, условия получения (уплаты) и видов операций подразделяются на: доходы и расходы от банковских операций и других сделок; операционные доходы и расходы; прочие доходы и расходы.

Если говорить схематично, то суть заключается в том, что расходы будут приниматься в том периоде, к которому они относятся, а не по факту оплаты. То же самое относится и к доходам, однако, они должны учитываться с учетом принципа осторожности. Одним из условий признания дохода является признак, что отсутствует неопределенность в получении дохода. Так, например проценты по сомнительным кредитам доходом не признаются. Все финансовые активы разделяются на пять категорий и в зависимости от этого формируются резервы. Первая и вторая категории – достаточно надежные активы, проценты по ним всегда являются доходом. Четвертая и пятая категория – хилые активы, полуживые или вообще неживые, доходы по ним не признаются. А вот по третьей  категории качества Банк сам должен определить  - признает он доход или нет. Это относится не к конкретному активу, а вообще ко всем активам, приносящим процентный доход.

Проценты начисляются на дату, определенную в договоре и на последний день месяца, в том числе за оставшиеся нерабочие дни. В течение года доходы и расходы не «сворачиваются» на прибыль.

Что изменится в учете расчетов с биржами при совершении операций купли-продажи иностранной валюты, биржевых срочных сделок и операций с ценными бумагами, в том числе по сделкам, совершаемым по поручению клиентов?

Расчет с биржами по покупкам-продажам финансовых активов был уже изменен Указанием ЦБ РФ №1757-У от 11 декабря 2006 г.   Так что ничего революционного в положении №302-П нет. Добавилось то, что профессиональные участники рынка ценных бумаг (РЦБ) отражают операции и сделки, совершаемые на фондовых биржах или других организованных рынках, участниками которых они являются.

При этом на счетах отражаются операции на РЦБ как заключенные банком от своего имени и за свой счет, так и требования по сделкам в интересах клиентов. Сделки в интересах клиентов фиксируются и отражаются по факту совершения операций в корреспонденции со счетами по учету средств клиентов по брокерским операциям.

Что касается своих сделок, то и здесь надо было отразить метод начислений, поэтому, например требования по сделкам на реализацию бумаг корреспондируют со счетом выбытия (реализации) ценных бумаг. Так как  счета реализации не имеют остатка и закрываются на доходы/расходы, то мы и получаем начисляемый финансовый результат от сделок.

Как будет осуществляться бухгалтерский учет срочных сделок и расчетных (беспоставочных) сделок?

Эти сделки направлены на хеджирование актива или на получение дохода от игры и  предусматривают получение или уплату денежных средств, а не поставку актива. Сделки учитываются как срочные на главе Г. Курсовые нереализованные разницы по таким сделкам учитываются на счетах 950 и 971. 

Сами сделки в день наступления первой даты переносятся со срочных счетов и  учитываются на счетах 47407 и 08. Счет 47408 отражает требования по таким сделкам в корреспонденции со счетом доходов, а счет 47407 – обязательства и корреспондирует он со счетом расходов. Доходы и расходы по таким сделкам являются операционными.

Это тоже отражает введение метода начислений.

Как вы в целом оцениваете изменения, внесенные положением №302-П?

В целом, это не плохой шаг вперед. Более прозрачными могут оказаться доходы и расходы, да и финансовый результат. Время покажет, насколько это правдоподобное предположение. Вообще, переход в бухучете на метод начислений  - шаг очень правильный.

Остается много вопросов с тем, как  будет переделана отчетность и когда это произойдет. Представляется, что с отчетностью вообще вопросов больше, чем с учетом. Банковская отчетность сейчас просто огромная и по большей части излишняя. Надо бы вспомнить бы один из постулатов МСФО – «Отчетность должна себя окупать»! 

Касательно самого учета, надо отметить, что, к  сожалению, осталась расшифровка счетов по срокам. Ведение счетов по срокам – процедура муторная и в практическом применении – бессмысленная. Не очень понятно, зачем в новые Правила перенесена  эта бесполезная процедура. Маловато изменений внесено и в третью часть Правил.

Но, с другой стороны, все регламентировать нельзя и не надо. Многие нормы просто излишни. Можно было быть передать нормирование в профессиональные организации.

Начать дискуссию