Налоговые проверки

Тогда мы идем к вам!

Нет, наверное, ни одного предприятия, руководство которого порадовало бы появление на пороге проверяющих из налоговой инспекции. В этот момент у многих мелькает вопрос: "Почему именно нас? Конкурент, может, "накапал"?" Надо сказать, что они недалеки от истины. О том, как решают проблему выбора налоговики, мы и расскажем в данном материале.

Нет, наверное, ни одного предприятия, руководство которого порадовало бы появление на пороге проверяющих из налоговой инспекции. В этот момент у многих мелькает вопрос: "Почему именно нас? Конкурент, может, "накапал"?" Надо сказать, что они недалеки от истины. О том, как решают проблему выбора налоговики, мы и расскажем в данном материале.
Как и любое контрольное мероприятие, выездные проверки тщательно готовятся налоговыми органами, и в первую очередь с точки зрения определения перечня налогоплательщиков, которых следует проверить в предстоящем периоде. Руководствуются они при этом Регламентом планирования и подготовки выездных налоговых проверок, утвержденным Приказом МНС России от 18 августа 2003 г. N БГ-4-06/23дсп.
Это и понятно: если местные инспекции каждый месяц отчитываются перед региональными управлениями не только по количеству проведенных проверок, но и по суммам доначислений, штрафов и пеней, значит, проверка должна быть максимально результативной, то нужно выбрать таких налогоплательщиков, "проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения законодательства о налогах и сборах и обеспечить поступление в бюджет сумм доначисленных налогов (сборов и других обязательных платежей), пеней и налоговых санкций" (п. 1.2 Регламента).

РАЗВЕДКА

В целях обеспечения "оптимального выбора" налоговики формируют информационные ресурсы о налогоплательщиках, используя данные из внутренних и внешних источников.
К сведениям из внутренних источников относится информация, которую налоговые органы получают самостоятельно, в процессе выполнения ими контрольных функций. Таковой, в частности, являются данные из единого госреестра налогоплательщиков, ресурсы по бухгалтерской и налоговой отчетности юридических и физических лиц, информация об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов, данные по ККМ, сведения о доходах физлиц и т. д.
Так что цепочка может быть очень простой. Если, например, налоговики поймали организацию розничной торговли на неприменении контрольно-кассовой техники, то через некоторое время они придут еще раз. Если ситуация повторится, то возникнет вполне резонный вопрос, связанный с налогообложением прибыли.
Информацию из внешних источников налоговые органы могут получать в соответствии с действующим законодательством либо на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами госвласти и местного самоуправления, либо по запросам (п. 2.3.1 и 2.3.2 Регламента).
Руководитель фирмы может даже не догадываться, что вся информация о ней (включая сведения о крупных поставках и продажах, объемах потребляемой электро- и теплоэнергии, воды, топлива и других видов ресурсов, арендованных торговых местах) отслеживается налоговыми органами. В перечень собираемых данных входят даже сведения из объявлений фирмы в СМИ и Интернете (п. 2.3.3 Регламента), не говоря уж о тщательно фиксируемых сигналах от юридических лиц и бдительных сограждан (письма, жалобы, заявления и т. п.), а также от смежников - таможенных и правоохранительных органов, внебюджетных фондов. То же касается информации, которую налоговики почерпнули при проведении проверок контрагентов организации. Такая база данных (при условии ее полноты, достоверности и актуальности) может при проверке оказать существенную помощь инспектору и соответственно обернуться против компании.
Понятно, что информацию налоговики собирают не из простого любопытства - дорогое это удовольствие. Конечным результатом работы по сбору и обработке данных является досье на каждого налогоплательщика, состоящего на учете в налоговом органе (п. 2.4 Регламента).
Досье налогоплательщика состоит из разделов:
- Идентификационная часть.
Содержит данные из единого госреестра налогоплательщиков; информацию о принятой организацией учетной политике для целей налогообложения; сведения о ее руководителе (в т. ч. о его доходах), а также об уставном капитале (зарегистрированной и фактически оплаченной суммах). В этом же разделе отражаются: наличие филиалов, представительств и иных обособленных подразделений как на территории РФ, так и за ее пределами, данные о ликвидации, реорганизации и банкротстве налогоплательщика, сведения по экспортным операциям, а также информация о выданных (отозванных или прекративших действие) лицензиях и сертификатах. Если организация учредила акцизные склады производителей или оптовой торговли алкогольной продукции, об этом также делается отметка.
- Данные о совершенных налогоплательщиком хозяйственных операциях и иных сделках, которые могут оказать влияние на формирование налоговой базы.
В первую очередь это значительные суммы НДС, предъявленные к возмещению из бюджета, крупные суммы, израсходованные на благотворительность, а также крупные финансовые вложения (приобретение недвижимости, транспорта, ценных бумаг, драгметаллов и камней). Также налоговиков интересуют сведения о выданных и полученных векселях и об эмиссии налогоплательщиком ценных бумаг, информация от ГТК России по экспортерам, данные о краткосрочных и долгосрочных кредитах. Насторожит их и значительное увеличение уставного капитала.
- Косвенные данные о хозяйственной деятельности.
В этом разделе аккумулируется информация от организаций МПС, Минтранса России, а также ГИБДД о перевозимых крупных партиях товаров. Здесь же содержатся сведения о реализации продукции, выполнении работ, оказании услуг, полученные из СМИ и Интернета. Об объемах деятельности налогоплательщика свидетельствуют сведения о существенном увеличении потребления энергетических и водных ресурсов, а также о начисленных суммах ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, численности работающих (в т. ч. инвалидов) и фонде оплаты труда.
- Сигнальная информация в результате проведения контрольной работы.
К ней относится информация: от других налоговых органов о крупных сделках и финансовых вложениях с участием данного налогоплательщика; о нарушении налогового законодательства взаимозависимыми лицами; о нарушении валютного законодательства. Здесь же отражаются противоречивые сведения, полученные из нескольких внешних источников, а также результаты встречных проверок.
- Другие сведения.
Этот раздел Регламентом не расшифровывается. Кроме того, весьма показательно, что разделы досье не носят закрытого характера и заканчиваются пунктом "иная информация".

АНАЛИЗ

Помимо информации, полученной при проведении камеральной налоговой проверки, большую роль при отборе налогоплательщиков для проведения выездных проверок играет система контрольных соотношений. Она включает в себя как внутридокументные контрольные соотношения показателей налоговых деклараций (расчетов) или бухгалтерской отчетности, так и междокументные соотношения. Последние позволяют налоговикам увязать между собой показатели деклараций, бухгалтерской отчетности и информации, полученной из внешних источников. Необходимо также учитывать, что для анализа конкретных форм бухгалтерской отчетности МНС России разработаны соответствующие методические указания и рекомендации.
Пункт 3.2 Регламента обязывает налоговые органы на этапе финансово-экономического анализа бухгалтерской и налоговой отчетности сопоставить динамику потребления организацией ресурсов с показателями ее отчетности, отражающими объемы производства и реализации. Действительно, странно, если потребление энергии и материалов из года в год растет, а доходы от реализации падают.
Кроме того, периодически осуществляется анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу, для чего используется автоматизированная информационная система "Налог". Если основные финансовые показатели деятельности организации существенно отличаются от усредненных показателей других налогоплательщиков, работающих в сходных условиях, это может вызвать интерес налоговых работников.
Так что недостаточно сдать вовремя декларацию, в которой сходятся суммы. Ее показатели должны еще и соответствовать реальному размаху бизнеса, о котором инспекция, как выяснилось, зачастую бывает неплохо информирована.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

Поскольку у налоговиков нет возможности проверить все предприятия сплошным методом, составляется план проведения выездных налоговых проверок. При этом, как уже было отмечено, он должен обеспечить приемлемый уровень (не ниже среднего в регионе) таких показателей, как суммы доначислений, штрафных санкций и пеней.
С этой точки зрения в разделе 5 Регламента обозначены две группы налогоплательщиков - подлежащие обязательному и первоочередному включению в план проведения выездных налоговых проверок.
Итак, обязательно проверят:
* крупнейших и основных налогоплательщиков, причем как минимум 1 раз в 2 года. Главное для налоговиков при этом - недопустить случаи, когда отдельные периоды и виды налогов останутся непроверенными в связи с ограничениями ст. 87 НК РФ;
* налогоплательщиков по поручению правоохранительных органов и региональных УМНС;
* ликвидируемые организации. Решение о проверке принимается в 10-дневный срок с момента получения информации о ликвидации, чтобы до утверждения промежуточного ликвидационного баланса вручить налогоплательщику копию решения налогового органа по результатам проверки, а также требования об уплате налога и санкций;
* организации, которые по сведениям инспекции ведут хозяйственную деятельность, но представляют "нулевые" балансы или не сдают налоговую отчетность;
* налогоплательщиков по мотивированным запросам других налоговых органов.
Следующие налогоплательщики подлежат включению в план проведения выездных проверок в первоочередном порядке при наличии возможностей инспекторского состава:
* предложенные отделами камеральных проверок и анализа бухгалтерской и налоговой отчетности;
* неоднократно представляющие документы, необходимые для исчисления и (или) уплаты налогов, несвоевременно или не в полном объеме;
* не проверявшиеся более 6 лет;
* существенно увеличившие потребление энергетических и материальных ресурсов, относимых на себестоимость продукции, но не увеличившие объемы производства;
* происхождение средств руководителей или учредителей которых в результате использования всей информации о налогоплательщике ставится под сомнение;
* убыточные на протяжении ряда налоговых периодов, или же отражающие в налоговой отчетности незначительную прибыль, или допускающие резкие колебания размера налоговых платежей при примерно одинаковом объеме оборота, или уплачивающие незначительные суммы налогов, но занимающиеся благотворительностью;
* рассчитывающиеся с бюджетом через неплатежеспособные банки при одновременном использовании для расчетов с поставщиками и покупателями счетов в других банках (к которым не имеется претензий);
* относящиеся к отраслям, где масштабы ухода от налогообложения значительны;
* показатели деятельности которых существенно отличаются от среднеотраслевых;
* по которым имеется информация от правоохранительных и иных контролирующих органов о нарушении налогового законодательства.
В случае равноценности объектов выбора для выездных проверок с точки зрения вероятности выявления налоговых нарушений предпочтение будет отдано налогоплательщику, чьи показатели выручки от реализации, численности работающих, суммы причитающихся уплате в бюджет налогов будут максимальны.

Е. АККЕРМАН, эксперт "БП"

Начать дискуссию