Немало фирм вынуждено совмещать два спецрежима — «упрощенку» и ЕНВД. Так бывает, например, когда компания занимается оптово-розничной торговлей в местности, где розница переведена на уплату «вмененного» налога. А оптовая деятельность добровольно «перешла» на УСН. Кодекс обязывает таких «совместителей» вести раздельный учет всех операций по видам бизнеса. О том, как «разделить» расходы, рассказывает бератор «УСН на практике».
Расходы «общего назначения»
По большинству расходов организация раздельного учета почти не вызывает сложностей. Проблемы возникают с затратами, необходимыми для работы компании в целом, и которые невозможно однозначно отнести ни к одному из видов деятельности.
Допустим, фирма владеет сетью магазинов. Площадь торговых залов в некоторых из них меньше 150 м2, а в некоторых — больше. Соответственно, первые могут быть переведены на ЕНВД, а вторые — применять «упрощенку». Но помимо этого, у компании есть еще и офис, где находится управленческий персонал (директор, бухгалтерия, менеджеры по сбыту и закупкам и т.п.). Затраты на содержание или аренду этого офиса, на ремонт и эксплуатацию автомобилей, на которых ездят управленцы, зарплата этих сотрудников — вот далеко не полный перечень общехозяйственных расходов компании.
Как действовать в такой ситуации? Ответ дает пункт 8 статьи 346.18 НК РФ.
Если расходы невозможно отнести к какому-то одному виду деятельности, их распределяют пропорционально доле доходов от соответствующего вида деятельности в общем объеме доходов фирмы.
Таким образом, определить часть того или иного общехозяйственного расхода, которая может быть принята в уменьшение налоговой базы по «упрощенному» налогу, можно по формуле:
Расходы, относящиеся к УСН = (Доход от деятельности на УСН : Сумма доходов от всех видов деятельности) x Сумма общехозяйственных расходов
Пример
ООО «Солнце» занимается двумя видами деятельности:
- распространение и размещение наружной рекламы;
- полиграфическое производство (печать открыток, буклетов, каталогов и т. п.).
Первый вид деятельности переведен на ЕНВД. А полиграфия — на «упрощенку» (объект налогообложения — разница между доходами и расходами).
За I квартал от продажи полиграфической продукции фирма получила 2 300 000 руб.
За этот же период доходы от распространения и размещения наружной рекламы составили 550 000 руб. Общая сумма доходов за I квартал — 2 850 000 руб. (2 300 000 + 550 000).
Затраты, которые нельзя отнести на какой-то один вид деятельности, в I квартале составили 230 000 руб. Все они оплачены и указаны в ст. 346.16 Налогового кодекса. Среди них:
- зарплата управленческого персонала — 130 000 руб;
- плата за аренду офиса — 100 000 руб.
Для упрощения примера другие виды расходов фирмы не рассматриваются.
Удельный вес доходов от полиграфии в общей выручке равен:
(2 300 000 руб. : 2 850 000 руб.) x 100% = 80,7%
Значит, сумма оплаченных общехозяйственных расходов, приходящихся на полиграфию, такова:
230 000 руб. x 80,7% = 185 610 руб.
А на деятельность, облагаемую ЕНВД, ООО «Солнце» должно списать:
230 000 руб. — 185 610 руб. = 44 390 руб.
Итак, в Книге учета доходов и расходов (раздел 1, графа 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы») бухгалтер покажет сумму — 185 610 руб.
В бухгалтерском учете делаются такие проводки:
Дебет 26 субсчет «УСН» Кредит 26 субсчет «Общехозяйственные операции»
— 185 610 руб. — часть общехозяйственных расходов списана на «упрощенную» деятельность;
Дебет 26 субсчет «ЕНВД» Кредит 26 субсчет «Общехозяйственные операции»
— 44 390 руб. — часть общехозяйственных расходов списана на «вмененную» деятельность.
Пенсионные и больничные
Раздельный учет расходов на оплату труда придется вести всем фирмам, которые совмещают ЕНВД и УСН. То есть и тем, кто рассчитывает «упрощенный» налог с доходов, и тем, кто платит его с разницы между доходами и расходами. Объяснить почему.
Компании, объект налогообложения у которых — разница между доходами и расходами, включают заработок своих сотрудников и начисленные на него взносы в состав затрат.
Те же, кто платит «упрощенный» налог с доходов, вправе уменьшить его на пенсионные взносы и пособия по временной нетрудоспособности. При этом пенсионные и больничные должны быть рассчитаны только по тем работникам, которые заняты в «упрощенной» деятельности. А «вмененный» налог уменьшается на пенсионные взносы и больничные тех сотрудников, которые заняты в деятельности, облагаемой ЕНВД. Таким образом, вести раздельный учет нужно, чтобы правильно рассчитать оба налога.
Сложности здесь могут возникнуть с теми сотрудниками, которые задействованы в обоих видах деятельности. Их заработок и начисленные на него взносы, а также выплаченные пособия надо распределять. Сделать это можно пропорционально доле доходов от соответствующего вида деятельности в общем объеме доходов фирмы.
Основные средства
Все основные средства компании также придется распределить между видами предпринимательства.
Основные средства, которые используют во «вмененной» деятельности, можно, например, учитывать на счете 01 субсчет «ЕНВД». Амортизацию по ним нужно начислять по правилам бухгалтерского учета, используя счет 02 субсчет «ЕНВД».
Соответственно объекты, которые компания эксплуатирует на «упрощенке», будут отражены в бухучете на счете 01 субсчет «УСН», а «бухгалтерская» амортизация по ним — на счете 02 субсчет «УСН». В налоговом учете по УСН эти основные средства нужно отражать по правилам, которые установлены пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ.
А как быть с основными средствами, которые служат для обоих видов деятельности? В бухгалтерском учете для них можно открыть специальные счета: 01 субсчет «Общехозяйственные операции» и 02 субсчет «Общехозяйственные операции».
В налоговом учете по УСН мы рекомендуем действовать по такому алгоритму.
1. Определить, какую сумму фирма списывала бы в этом году ежеквартально, если бы по всем видам деятельности применяла УСН.
Так, если имущество куплено в период применения «упрощенки», то в отчетном году на расходы относят всю его стоимость ежеквартально равными долями.
А когда речь идет об объекте, купленном (введенном в эксплуатацию) до перехода на УСН, действуют так. Если срок службы объекта не превышает трех лет, то его остаточную стоимость списывают на расходы в первый год использования упрощенной системы (ежеквартально, равными долями).
Если срок службы составляет от 3 до 15 лет, то в первый год использования «упрощенки» списывают 50 процентов остаточной стоимости, во второй — 30 процентов, а в третий — оставшиеся 20 процентов.
При сроке полезного использования более 15 лет остаточную стоимость списывают равными долями в течение 10 лет.
2. Определить, какова в текущем квартале доля доходов от «упрощенной» деятельности в общем объеме доходов фирмы (в процентах).
3. Рассчитать часть стоимости объекта, которую можно учесть в УСН-расходах в текущем квартале (показатель пункта 1 x показатель пункта 2).
Пример
Фирма совмещает УСН и ЕНВД. По состоянию на 1 января текущего года на балансе компании числится компьютер, который был куплен в прошлом году — до перехода на УСН. Компьютер используется бухгалтерией.
Остаточная стоимость объекта — 12 000 руб., а срок полезного использования — 4 года.
Если бы фирма по всем видам деятельности применяла УСН, то в текущем году она списала бы 50% остаточной стоимости основного средства (6000 руб.) в таком порядке:
- в I квартале — 1500 руб. (6000 руб. : 4 квартала);
- во II квартале — 1500 руб.;
- в III квартале — 1500 руб.;
- в IV квартале — 1500 руб.
Предположим, что доля доходов от «упрощенной» деятельности в общем объеме доходов фирмы составила:
- в I квартале — 70%;
- во II квартале — 75%;
- в III квартале — 80%;
- в IV квартале — 65%.
Рассчитаем величину остаточной стоимости компьютера, которую можно ежеквартально списывать на УСН — расходы:
- в I квартале — 1050 руб. (1500 руб. х 70%);
- во II квартале — 1125 руб. (1500 руб. х 75%);
- в III квартале — 1200 руб. (1500 руб. х 80%);
- в IV квартале — 975 руб. (1500 руб. х 65%).
Начать дискуссию