Налоговые проверки

«Камералки» по прибыли не обходятся без проколов

Проводить без нареканий камеральный контроль деклараций по налогу на прибыль столичным инспекторам мешает их же невнимательность, нерасторопность и недостаток усердия. Такой вывод напрашивается после прочтения составленного УФНС России по г. Москва обзора по результатам внутренних проверок 33 инспекций. Управление проанализировало правильность контроля подчиненными деклараций, представленных компаниями за периоды 9 месяцев 2002 года – 9 месяцев 2006 года.

Проводить без нареканий камеральный контроль деклараций по налогу на прибыль столичным инспекторам мешает их же невнимательность, нерасторопность и недостаток усердия. Такой вывод напрашивается после прочтения составленного УФНС России по г. Москва обзора по результатам внутренних проверок 33 инспекций. Управление проанализировало правильность контроля подчиненными деклараций, представленных компаниями за периоды 9 месяцев 2002 года – 9 месяцев 2006 года.

Елена Соколова, корреспондент «УНП»

Проколы начинаются сразу в отделе ввода ИФНС. Именно на этом этапе совершаются ошибки, которые в принципе исключают возможность проверки отчетности: декларации вводятся в систему «АИС 2 Москва» несвоевременно, непоследовательно и не в полном объеме. Еще один прокол сотрудников отдела ввода: перепутать суммы из разных строк декларации. Например, сумму налога к доплате указать в строке «Сумма налога к уменьшению». Более курьезный случай: декларация вводится как нулевая при наличии в бумажном варианте документа совершено иных числовых показателей.

Непосредственно на стадии контроля нарушений еще больше. Специалисты УФНС упрекают подчиненных в том, что те порой не сопоставляют данные декларации по налогу на прибыль с показателями деклараций по другим налогам и бухгалтерской отчетности. И не спешат выяснять, почему, например, суммы доходов, учтенных для налогообложения прибыли не соответствуют данным бухучета, или расходы в виде процентов по долговым обязательствам, отраженные по стр. 020 приложения № 7 к листу 02 декларации значительно превышают аналогичные расходы, отраженные по стр. 070 формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» (речь идет о форме декларации, действовавшей до 2006 года). По мнению ревизоров, все ИФНС без особо усердия проводят углубленный контроль деклараций; не запрашивают дополнительных пояснений, либо выставляют требования…после окончания срока проверки. Часто контролеры пропускают бухгалтерские ошибки, допущенные при заполнении корреспондирующих друг другу строк деклараций.

УФНС выделило и самые распространенные огрехи бухгалтеров, которые не заметили инспекторы. Например, неправильно исчислены суммы авансовых платежей; применены недействующие ставки налога; неправильно определены суммы убытка, переносимого на основании ст. 283 НК РФ на будущее; убыток от реализации амортизируемого ОС неправомерно учтен единовременно; превышен установленный предел суммы убытка, уменьшающего налоговую базу по строке 110 листа 02 декларации; налогооблагаемая база занижена из-за технических ошибок при переносе итоговых сумм в лист 02 декларации из соответствующих приложений (например, из стр. 110 (140) приложения № 1 «Итого доходов от реализации» в стр. 010 листа 02 «Доходы от реализации»; из стр. 270 (110) приложения № 2 «Итого признанных расходов» в строку 020 (030) листа 02 «Расходы, уменьшающие суммы доходов»).

Но больше всего ревизоров управления беспокоит формальный подход инспекторов к проверкам крупнейших и основных налогоплательщиков, которые работают в высокодоходных сферах экономики, но показывают незначительную налоговую базу или хуже того – убытки. В отношении таких «нарушителей» предписано проводить экономический анализ отчетности, истребовать пояснения о снижении сумм налогов и причинах убытках, и, при необходимости, включать компании в план выездных проверок.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию