Как будут вычислять претендентов на зарплатные комиссии
«Повесткой» на зарплатную комиссию уже мало кого удивишь. Больше года налоговики проводят такие мероприятия в рамках борьбы за «белые» зарплаты. Но недавно ФНС тщательно проанализировала опыт работы зарплатных комиссий и разослала рекомендации по дальнейшей работе в нижестоящие инспекции новыми документами «для служебного пользования». Наши коллеги из редакции журнала «Практическое налоговое планирование» в свою очередь проанализировали рекомендации налоговой службы, копии которых оказались в их распоряжении.
Владимир Дмитраков, налоговый консультант, эксперт журнала «Практическое налоговое планирование».
Согласно «дсп»-документам, в этом году налоговики снова будут приглашать компании для «доверительных бесед». Как прямо указывает налоговое ведомство, цель приглашения на заседание комиссий - на основе проведенного анализа побудить налогоплательщиков декларировать реально выплачиваемую зарплату, соответствующую показателям финансово-хозяйственной деятельности плательщика и среднему уровню зарплаты по виду экономической деятельности (ВЭД).
МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Сергей ЗИНЬКОВИЧ, начальник налогового управления ЗАО «Северсталь-Ресурс»:
- Я положительно отношусь к проводимой фискалами работе. Компании, использующие зарплату «в конвертах», заведомо находятся в более выгодных конкурентных условиях, чем добросовестные налогоплательщики. Это обстоятельство во многих случаях является серьезным препятствием для выхода на отдельные рынки с «традиционно низкой зарплатой».
Обратите внимание: в прошлом году налоговики хотели «подтянуть» зарплату к прожиточному минимуму. Теперь же речь идет о средней зарплате в зависимости от ВЭД.
МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Михаил АЛЕКСАНДРОВ, заместитель директора департамента налогов и права ООО «Русский Инвестиционный Клуб Консалтинг»:
- Критерий «средней зарплаты по отрасли» вызывает большие сомнения. Потому что, следуя этой логике, надо обязать компании закупать сырье, например, по определяемой фискальными органами цене. Поэтому с правовой точки зрения инициатива налоговиков сомнительна.
Чтобы разговор прошел результативно, планируется заранее отбирать компании с привлечением информации из других госструктур - инспекций по охране труда, УВД и прокуратуры. А в отношении плательщиков, заслушанных на комиссиях, налоговые органы проводят и будут проводить мониторинг изменений величины налоговой базы по ЕСН и базы по страховым взносам в ПФР, а также поступлений по ним. Но конечно, не все компании попадут на «ковер». Налоговики разработали алгоритм выбора «счастливчиков» и расчета идеальной зарплаты.
КОГО ПРИГЛАСЯТ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬВ первую очередь для доверительной беседы будут приглашены представители компаний, применяющих общий или смешанный режим налогообложения, с численностью работников более 50 человек, в отношении которых в предыдущем году работа по легализации налоговой базы не проводилась. При этом зарплата у таких плательщиков должна быть ниже среднеотраслевой, но выше прожиточного минимума (подробнее об этом - ниже). Именно эту категорию плательщиков вывели налоговики на основе выработанного алгоритма (о нем - ниже).
Заметим, ФНС особо отмечает: в тексте приглашения на комиссию не должно быть угроз ужесточения контрольных мероприятий.
МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Илья АНТОНЕНКО, финансовый директор группы лизинговых компаний «Северная Венеция» (Санкт-Петербург), ведущий эксперт «Национальной консалтинговой компании»:
- Нас на зарплатную комиссию не вызывали, так как зарплата находится на уровне среднеотраслевой. В то же самое время при вызове на другие комиссии (по НДС и налогу на прибыль) аргумент компании в виде штатного расписания с указанием окладов положительно влияет на настрой фискалов.
КОМУ НЕ ГРОЗЯТ НИ КОМИССИЯ, НИ ОСОБЫЕ МЕРЫ
Налоговики прямо назвали те компании, представителей которых вообще не вызовут на комиссии и в отношении которых не будут предприниматься какие-либо меры в виде выездных проверок или передачи информации в иные структуры. Это компании, прекратившие финансово-хозяйственную деятельность, находящиеся в стадии банкротства, бюджетные, силовые министерства и ведомства, оборонные предприятия, религиозные, культовые и благотворительные организации и работа которых носит сезонный характер. А также сельхозтоваропроизводители, фирмы с численностью один человек, работающие менее года, и жилищно-строительные и гаражно-строительные кооперативы, некоммерческие объединения граждан (садоводческие, огороднические и дачные).
КОГО ПРИГЛАШАТЬ БЕСПОЛЕЗНО: ОЧЕРЕДЬ НА ВЫЕЗДНУЮ ПРОВЕРКУЕсть группы компаний, с которыми ФНС не желает общаться на комиссии. Но не потому, что хочет дать им время на развитие (как, например, ряду компаний из вышеуказанных), а потому, что проводить беседы с представителями таких компаний, по мнению налоговиков, уже бесполезно. Не пригласят на комиссию компании, которые платят зарплату ниже МРОТ. Материалы по ним будут сразу направлены в инспекции по труду и правоохранительные органы. А с отдельными группами компаний налоговики будут работать особо. Это компании, которые:
- не явились на заседания комиссии в предыдущем году без объяснения причин и не повысили зарплату (до прожиточного уровня или среднего уровня по ВЭД);
- отказались повысить зарплату с указанием на необоснованность действий налогового органа;
- повысили зарплату, но она все равно менее прожиточного минимума (среднего уровня по ВЭД).
В компаниях из этой группы налоговики проведут выездные проверки. Более того, инспекторы не забудут и результаты ранее проведенных проверок по «конвертным» схемам выплаты зарплаты. В первую очередь контролю будут подлежать те компании, которые были заподозрены в таких схемах - или на основании расчета возможных сумм доначислений исходя из вида деятельности компании и средней зарплате по ее отрасли, или на основании информации из внешних источников. Исключением станут лишь те компании, которые не повысили зарплату в силу объективных причин.
ОСОБЫЕ МЕРЫ ДЛЯ БЕЗНАДЕЖНЫХЕсли компания платит зарплату ниже прожиточного минимума (среднего уровня по ВЭД) и налоговики признали, что проводить выездную проверку в ней бесполезно (например, потому, что это «однодневка»), информацию о ней передадут в другие структуры.
Так, если налогоплательщик не значится по заявленному адресу, материалы будут направлены в розыск в правоохранительные органы (МВД, прокуратуру).
По налогоплательщикам, которые не явились на заседания комиссий без объяснения причин или представители которых были на комиссиях, но не повысили зарплату, материалы могут быть направлены для рассмотрения на комиссиях при администрациях субъектов РФ, районов, городов и муниципальных образований, а также мировым судьям. Налоговики будут настаивать на привлечении должностных лиц таких компаний к административной ответственности по статье 19.4 КоАП РФ (штраф от 10 до 20 МРОТ).
МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Михаил АЛЕКСАНДРОВ, заместитель директора департамента налогов и права ООО «Русский Инвестиционный Клуб Консалтинг»:
- С формально-юридической точки зрения налоговые органы при контроле за исчислением и уплатой налогов вправе использовать только те методы, которые прямо закреплены в НК РФ. Естественно, описанное «взаимодействие» с местными органами власти не входит в этот перечень.
ИДЕАЛЬНАЯ ЗАРПЛАТА: АЛГОРИТМ РАСЧЕТА Для точного определения уровня зарплаты, который должен быть в компаниях по каждому виду деятельности, налоговики разработали собственный алгоритм.
Данные для расчета на предстоящий год берут из отчетности по ЕСН и страховым взносам в ПФР за девять месяцев предыдущего года. Алгоритм расчета следующий.
Для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения: (стр. 0100 гр. 3 + стр. 1000 гр. 3 + стр. 1100 гр. 3) раздела 2 Расчета авансовых платежей по ЕСН/ стр. 040 графы 6 раздела 2.1 Расчета авансовых платежей по ЕСН : 9. Для налогоплательщиков, применяющих смешанные или специальные налоговые режимы: (стр. 0100 гр. 5 раздела 2 Расчета авансовых платежей по СВ на ОПС : стр. 402 гр. 10 раздела 2.2 Расчета авансовых платежей по СВ на ОПС) : 9.
При этом ФНС напоминает, что у компаний, применяющих спецрежимы или сочетающих их с общим налоговым режимом, в расчете авансовых платежей (декларации) по взносам в ПФР из базы для расчета взносов будут исключены суммы выплат, не подлежащие налогообложению по пункту 3 статьи 236, статье 238 НК РФ. Поэтому для более достоверного определения сумм ФНС рекомендует инспекторам использовать в алгоритме данные справки 2-НДФЛ.
МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Наталья БОВША, начальник сектора налогового анализа ЗАО «Орлэкс»:
- На практике одно из весомых доказательств, которое имеется у налогового органа, - справки о доходах физлиц, которые по итогам года представляются в инспекцию всеми работодателями. Если официальная зарплата работника в проверяемой компании ниже зарплаты на его прежнем месте работы в несколько раз, то, конечно, это вызовет подозрения.
Более того, для повышения точности расчета среднемесячных выплат на одного работника вместо показателя численности, отражаемого в налоговой отчетности, может быть использован показатель среднесписочной численности работающих. Он есть в таблице 1 раздела I (для применяющих общий режим налогообложения) и в таблице 4 раздела II (для применяющих специальные режимы налогообложения) расчетной ведомости по средствам ФСС России (форма 4-ФСС РФ).
КАК ОПРЕДЕЛЯТ ОЧЕРЕДНОСТЬ Также налоговики выработали критерии определения претендентов на посещение комиссии.
Сначала налогоплательщиков группируют по видам экономической деятельности (ВЭД), опираясь на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденный постановлением Госстандарта России от 06.11.01 № 454-ст.
Отраслевая принадлежность компании определяется по первому коду ОКВЭД регистрационной карточки компании в ЕГРЮЛ. Кроме того, ФНС напомнила инспекторам, что сведения о ВЭД можно получить из учредительных документов компании и в реестре страхователей, который формирует ФСС России.
Далее по каждому налогоплательщику из сформированных групп по ВЭД рассчитывается размер среднемесячных выплат на одного работника. Список компаний, которые платят зарплату ниже среднего уровня по ВЭД, формируется путем сопоставления по каждой компании показателя среднемесячных выплат на одного работника за девять месяцев предыдущего года с уровнем средней заработной платы по ВЭД в субъекте РФ. Информацию о размере среднего уровня зарплаты по ВЭД инспекция будет получать в территориальном органе Росстата.
Причем по итогам предыдущего года списки налогоплательщиков при необходимости могут уточняться исходя из данных годовой отчетности по ЕСН, страховым взносам в ПФР, формы 2-НДФЛ.
А анализ показателей по использованию трудовых ресурсов и по оплате труда рекомендуется проводить в сравнении с показателями аналогичных налогоплательщиков в динамике ряда лет.
После того как из этих списков инспекторы исключат тех, кого они не будут вызывать на комиссию в принципе (эти категории мы уже описали выше), внутри каждого ВЭД они выделят налогоплательщиков, в отношении которых работа по легализации налоговой базы в предыдущем году не проводилась и которым рекомендуется отдать предпочтение. Например, указывает ФНС, среди них для работы в 2007 году отбираются налогоплательщики, у которых размер зарплаты превышает прожиточный минимум, но ниже среднего уровня по ВЭД.
АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИИ перед приглашением на комиссию, и перед назначением контрольных мероприятий для безнадежных фирм налоговики проведут полный анализ финансово-хозяйственной деятельности компании. Причем показатели каждой компании будут сопоставляться с показателями деятельности аналогичных плательщиков по ВЭД. Для заслушивания на комиссиях будут отобраны плательщики, у которых показатели деятельности сопоставимы с аналогичными компаниями.
Дополнительно по тем компаниям, которые планируется пригласить на комиссию, будет изучено досье, чтобы оценить соответствие размера зарплаты показателям финансово-хозяйственной деятельности, выявить возможные проблемные вопросы деятельности плательщика, касающиеся компетенции налоговых органов, и выработать аргументацию для использования при заслушивании налогоплательщика. И если будут выявлены существенные отклонения от уровня зарплаты на аналогичных предприятиях, для инспекторов это может свидетельствовать о сокрытии налоговой базы по ЕСН и базы для начисления страховых взносов в ПФР. В качестве показателей для сопоставительного анализа могут использоваться:
- размер выручки в абсолютном выражении;
- выручка от реализации продукции (работ, услуг) на одного работника;
- выручка на 1 руб. заработной платы;
- средний размер заработной платы работников;
- удельный вес заработной платы в составе расходов (себестоимости);
- заработная плата на 1 руб. товарной продукции;
- численность работников.
ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Также налоговое ведомство планирует активнее сотрудничать с ОВД, ФСС, ПФР. Причем сотрудничество с правоохранительными органами предполагается на уровне обмена базами данных (например, доступ налоговиков к базе недействующих паспортов), проверок подлинности документов, изучения оперативных данных ОВД, совместных выездных налоговых проверок.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Андрей БРУСНИЦЫН, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:
- Правоохранительные органы очень неохотно реагируют на информацию о выплате зарплат «в конвертах». Проверки ОВД грозят организации, если она имеет достаточно большой штат, очень маленькую оплату труда и давно действует в таком порядке. В этих случаях у правоохранительных органов может появиться интерес, поскольку здесь речь уже может идти не только об административной ответственности, но и об уголовной за неуплату налогов в крупном размере. Хотя собрать доказательную базу в таких случаях достаточно сложно. Бывают случаи, когда компаниям угрожают уголовным преследованием за зарплату «в конвертах» в рейдерских целях.
ТАКТИКА ЗАЩИТЫ Как нужно вести себя, если компания получила вызов на комиссию? Сразу отметим, что такой вызов - это простое приглашение на разговор. И его вряд ли можно рассматривать как законное распоряжение должностного лица. Поэтому скорее всего привлечь к ответственности по статье 19.4 КоАП РФ будет сложно.
Если же налогоплательщик решил присутствовать на комиссии, ему потребуется обосновать свою позицию и причины отклонения объема выплачиваемых доходов от среднеотраслевых. В качестве объективных причин низкого размера зарплаты ФНС в «дсп»-документе рекомендовала учитывать тяжелое финансовое положение, неполный рабочий день, сдельную оплату труда, почасовую оплату труда при малых объемах работы.
Соответственно компания может использовать перечисленные доводы, документально подкрепив их отчетностью, трудовыми договорами, объемом сделок, выручкой и рентабельностью.
Более того, можно указать, что в действующей сейчас редакции Трудового кодекса нет требования платить зарплату не ниже средней по отрасли. Напомним, что с 1 сентября 2007 года в ТК РФ Федеральным законом от 20.04.07 № 54-ФЗ внесены изменения: вместо МРОТ будет минимальная зарплата и регионы получат право устанавливать свой размер такой зарплаты. Но сейчас в ТК РФ установлено лишь одно ограничение - согласно статье 133, месячная заработная плата работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности, должна быть не ниже МРОТ (сейчас эта сумма, согласно Федеральному закону от 19.06.2000 № 82-ФЗ, - 1100 руб., с 1 сентября 2007 года - 2300 руб.). Который, в свою очередь, должен быть не ниже прожиточного минимума. Кроме того, в статье 135 ТК РФ, где указаны акты, регулирующие систему оплаты труда работников, нет такого документа, как решение зарплатной комиссии.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Кирилл КОТОВ, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса:
- Согласно статье 133 ТК РФ, МРОТ не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения. Поэтому работодатели обязаны увеличить зарплату именно до уровня прожиточного минимума.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Константин ЛУНЯКИН, заместитель генерального директора ЗАО «Консалтинговая группа "Зеркало"»:
- В статью 133 ТК РФ уже внесены изменения (ст. 133.1 ТК РФ), вступающие в силу с 1 сентября 2007 года, которые узаконили право всех регионов устанавливать свой уровень минимальной зарплаты на основе специального регионального соглашения. Однако работодателям дано право отказаться от участия в нем в течение 30 дней с момента его опубликования. Не использовавшим это право работодателям придется при начислении зарплаты иметь в виду не только минимальный размер зарплаты, действующий на территории всей РФ, но и ее уровень, установленный в регионе.
Еще один аргумент. Налоговики на комиссию представляют средние данные по отрасли. Однако не обязательно компания, имеющая код по ОКВЭД первым в карточке ЕГРЮЛ, ведет основную деятельность именно по нему. Поэтому существует вероятность того, что сравниваются зарплаты совсем не одной отрасли и среднеотраслевая цифра будет далека от реальности.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Елена ДИРКОВА, аудитор, генеральный директор ООО «БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР»:
- С 2007 года во всех формах деклараций на титульном листе появилось поле для кода основного вида экономической деятельности налогоплательщика согласно ОКВЭД. На практике применяемый бухгалтерами показатель соответствует реальной деятельности в отчетном периоде. А отражен ли этот код в ЕГРЮЛ - вопрос уже второй. Официальных разъяснений о том, какой применять код ОКВЭД - фактический или «юридический», до сих пор нет.
Более того, компания вправе вести все виды деятельности, не запрещенные законом (ст. 49 ГК РФ). Поэтому само определение ВЭД для расчета средней зарплаты может быть изначально некорректным для отдельно взятой компании.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Михаил АЛЕКСАНДРОВ, заместитель директора департамента налогов и права ООО «Русский Инвестиционный Клуб Консалтинг»:
- Следует добавить еще один немаловажный аргумент - немедленное и значительное повышение зарплаты непосредственно после участия в работе комиссии фактически является признанием со стороны работодателя в том, что раньше на предприятии зарплата выдавалась с использованием не вполне законных схем.
МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Роман ОМЕЛЬЯНЧУК, финансовый менеджер:
- Для многих предприятий официальная выплата полной зарплаты невозможна не только в силу поддержания требуемой рентабельности, но и по причине снижения конкурентоспособности. Ведь повышение зарплаты заставляет повышать цены для окупаемости «обеления». Возможен вариант ежегодного повышения официальной части зарплаты на официальный темп роста доходов населения. Этим компания сможет не выделяться из статистической массы налогоплательщиков.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ
Помимо внушений на «зарплатных» комиссиях ФНС намерена «продвигать» следующие экономические меры для стимулирования повысить уровень зарплаты для работодателей, выплачивающих зарплату не ниже прожиточного минимума:
- предоставлять государственную поддержку в виде субвенций, бюджетных кредитов и других видов финансовой поддержки;
- предоставлять право применения понижающего коэффициента для ЕНВД;
- применять администрациями к размеру арендной платы повышающий коэффициент при заключении договора аренды муниципального имущества.
Также предлагаются и карательные меры. А именно: направлять списки работодателей, выплачивающих зарплату ниже прожиточного минимума, в администрации районов для использования при проведении конкурсов по инвестиционной деятельности, муниципальному заказу, аренде имущества и др.
Также, по мнению налоговиков, побудительным мотивом для вывода зарплаты из «тени» может быть заключение отраслевых тарифных соглашений. Заметим, что большинство перечисленных стимулов находятся в компетенции органов власти субъектов РФ и местных. Поэтому результатов можно достичь лишь при тесном сотрудничестве законодательной власти с налоговиками.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Андрей БРУСНИЦЫН, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:
- Развитие межведомственного сотрудничества является одним из приоритетных направлений работы для ФНС. Налаживание путей обмена информацией соответствует современной тенденции работы налоговых органов развитых стран, но у нас пока эта работа находится на начальном этапе. Если надежды налоговых органов о привлечении на свою сторону органов власти субъектов РФ и местных органов власти, заинтересованных в увеличении налоговых поступлений, сбудутся, жизнь организаций с минимальной зарплатой станет еще труднее.
МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Нелля ЕРОХИНА, финансовый директор группы компаний «Семейный доктор»:
- Считаю, что совместные проекты налоговиков с ОВД и администрацией утопичны. В милиции не хватает сотрудников для поиска уголовников, и заниматься предполагаемыми экономическими преступниками нет времени. Кроме того, не думаю, что «послушные работодатели» реально получат «пряники» от администрации. У нас, как правило, дальше обещаний дело не идет.
Начать дискуссию