Расходы по убыточной сделке все-таки уменьшают прибыль — к такому выводу пришел не кто-нибудь, а руководство налоговой службы! Эта прогрессивная позиция была озвучена на состоявшемся недавно закрытом совещании ФНС. На том же совещании налоговики услышали от своего начальства еще несколько новых установок, выгодных для налогоплательщиков (материалы совещания ФНС разослала в региональные управления внутренним письмом (копия есть в редакции журнала «Проверка в компании»).
1. Продажа товара с убытком — обоснованные расходы
Продажа товара с убытком — не обязательно схема ухода от налогов и сама по себе не свидетельствует о необоснованности расходов. Руководство налоговой службы это признает: «Факт реализации товара по цене ниже приобретения сам по себе не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика и об отсутствии экономической выгоды».
Раньше в таких ситуациях на сторону налогоплательщиков вставали только судьи (см., например, постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 20 июля 2006 г. № 3946/06). Налоговики же на местах очень часто считают расходы по убыточным операциям неоправданными лишь потому, что соответствующие им доходы оказались меньше.
Теперь, следуя указаниям ФНС, чтобы снять расходы по убыточным операциям, инспекторам нужно доказать, что целью было не извлечение пусть и меньшего, чем изначально планировалось, дохода, а получение именно необоснованной налоговой выгоды.
Причем если, например, параллельно с договором купли-продажи товаров с убытком заключается прибыльный контракт на их перевозку до склада покупателя, нужно оценивать финансовый результат по обоим договорам в целом.
Однако злоупотреблять убыточными операциями нельзя. Если такие операции повторяются неоднократно, компанию обязательно заподозрят в незаконной налоговой экономии. В рекомендациях ФНС приводит своим инспекторам пример, когда расходы можно признать неоправданными: организация приобретает товар по 100 рублей и продает его по 80 рублей, и такие операции происходят достаточно долго для того, чтобы фирма пришла к выводу о нерентабельности этого вида бизнеса.
Чиновники пишут: «Нам, для того чтобы признать расходы экономически не обоснованными, необходимо доказать ЦЕЛЬ их осуществления, то есть должен быть доказан вывод о том, что целью осуществления расходов было НЕ получение доходов, а получение налоговой выгоды в виде сэкономленного налога на прибыль… Причем необходимо учитывать, что оцениваться должен финансовый результат от данного вида деятельности. И если в рамках договоров купли-продажи с убытком параллельно заключаются договоры оказания транспортных услуг по доставке данного товара до склада покупателя, то необходимо оценивать финансовый результат от данного вида деятельности в целом».
2. Расходы могут быть подтверждены, даже если не хватает документов
Налоговое ведомство также обратило внимание подчиненных, что статья 252 Налогового кодекса устанавливает требования только к оформлению документов, а не к их перечню. Поэтому «ситуации, когда нет подписи или отсутствует один из документов, нельзя рассматривать как документально не подтвержденные расходы». Главное, справедливо указывают руководители налоговой службы, чтобы документы были оформлены правильно и из их содержания можно было сделать вывод об экономической обоснованности расходов.
Налоговики приводят такой пример: наличие акта по выполненным услугам не обязательно, если из договора можно сделать вывод, в каком объеме услуга оказана. Если из договора невозможно определить, что за услуга и в каком объеме оказана, то необходимо требовать пояснения, подтверждающие факт оказания услуги, и документы, позволяющие сделать вывод об экономической обоснованности.
3. Чиновники признали расходы на консультационные услуги
На высшем уровне налоговой службы признали, что консультационные расходы и услуги по ведению бухгалтерского учета сами по себе не указывают на наличие схемы ухода от налогов.
При этом ФНС предписывает подчиненным проверить, нет ли дублирования расходов (например, компания несет затраты на юридические консультации при наличии в штате юриста): «часть таких расходов, таких как по ведению бухгалтерского учета, консультационные услуги и тому подобное, необходимо проверять прежде всего на то, чтобы не было задвоения одинаковых расходов (ведение бухучета, юридические консультации и т. п. при наличии в штате организации сотрудников, выполняющих данные функции)».
А чтобы оценить оправданность расходов по привлечению сторонних организаций для управления компанией, налоговикам, согласно указаниям ФНС, предстоит рассчитать, как изменились экономические показатели деятельности компании (объем продаж, рентабельность и т. д.): «расходы по привлечению сторонних организаций по управлению организацией, оплата посреднических услуг и т. п. должны оцениваться исходя из того, есть ли экономический эффект от осуществления данных расходов».
Если они снижаются, тогда у проверяющих возникнут сомнения в том, что целью таких расходов было получение дохода. Возможный контраргумент для компании — передать управление «на сторону» дешевле, чем содержать собственный управленческий аппарат.
4. Налоговики составили удобную шпаргалку по расходам на страхование
Для рядовых инспекторов чиновники центрального аппарата ФНС разработали >памятку, в которой систематизировали расходы на страхование, которые признаются в налоговом учете. Налогоплательщикам тоже очень удобно будет пользоваться шпаргалкой, поэтому публикуем ее.
Правда, в таблице, подготовленной специалистами ФНС, недостает нескольких расходов. Например, есть возможность признавать расходы на добровольное страхование товарно-материальных запасов. Такое право предоставлено компаниям положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 263 Налогового кодекса. Также чиновники забыли упомянуть расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (подп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ).
5.Компании, совмещающие общий режим налогообложения с ЕНВД, вправе сами определять порядок распределения расходов
Еще один благоприятный для налогоплательщиков вывод: компании, совмещающие общий режим и ЕНВД, могут сами выбрать порядок распределения расходов. Ранее ФНС считала, что при распределении расходов в этом случае налог на прибыль нужно считать только нарастающим итогом (письмо от 23 января 2007 г. № САЭ-6-02/31@).
Но по итогам семинара налоговики изменили свою позицию. Налоговики отмечают, что если общие расходы, подлежащие распределению, считать пропорционально доходам по видам деятельности нарастающим итогом, то может возникнуть ситуация, когда придется изменять размер расходов, уже признанных в целях налогообложения. Например, это произойдет, если в I квартале превалировали доходы по общей системе налогообложения, а во II — по ЕНВД. Соответственно процент распределения расходов за полугодие сильно изменился по сравнению с тем, что был в I квартале.
В таких случаях налогоплательщики могут распределять расходы не нарастающим итогом, а ежемесячно: «В связи с тем, что Кодексом не предусмотрена возможность пересчета уже признанных в целях налогообложения расходов, было принято решение о том, что распределение расходов, не относящихся к конкретному виду деятельности, между различными видами деятельности осуществляется ЕЖЕМЕСЯЧНО исходя из показателей доходов и расходов за МЕСЯЦ».
Начать дискуссию