Учет в строительстве

Перепланировка помещений: проблемы налогообложения

С необходимостью проведения работ по перепланировке производственных или офисных помещений сталкивается большинство фирм. Какими документами подтвердить произведенные затраты? Нужно ли увеличивать первоначальную стоимость здания или можно списать их сразу как расходы на ремонт? Ответы на эти и некоторые другие вопросы – в данной статье.

С необходимостью проведения работ по перепланировке производственных или офисных помещений сталкивается большинство фирм. Какими документами подтвердить произведенные затраты? Нужно ли увеличивать первоначальную стоимость здания или можно списать их сразу как расходы на ремонт? Ответы на эти и некоторые другие вопросы – в данной статье.

Рекомендованные Минфином
источники информации

При перепланировке обычно производится разборка и перенос перегородок, перенос и устройство дверных проемов, перенос электрических сетей, устройство вентиляционных каналов и т. д. Понятно, что в рамках заявленной темы основной проблемой является правильная квалификация осуществленных предприятием расходов. Налоговый кодекс не содержит понятия «перепланировка» и не устанавливает особенностей исчисления налогов при перепланировке. В нем есть лишь разграничение работ между реконструкцией (модернизацией) и ремонтом. Поэтому налоговые инспекторы при проверке, скорее всего, попытаются доказать, что организация произвела реконструкцию принадлежащих ей на праве собственности (или арендованных) помещений. С точки зрения фирмы, израсходованные суммы выгоднее представить в качестве затрат на проведение ремонта.

🧾 Бухгалтер на ОСНО: налоговая и бухгалтерская отчетность 
🔹Разберитесь в нюансах отчетности по ОСНО и сдавайте все отчеты без ошибок в 2025 году! 
🎓 Курс с выгодой до 76% — сейчас всего 6 900 ₽!

Обратите внимание: в целях налогообложения не важно, какой ремонт производился – текущий или капитальный. В любом случае затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль (включаются в прочие расходы на основании ст. 260 НК РФ).

Итак, какими документами необходимо оперировать, чтобы разделить комплекс выполняемых при перепланировке помещений работ на ремонтные и те, которые являются реконструкцией или модернизацией. Сразу скажем, что разграничить такие затраты непросто. Дело в том, что в ст. 257 НК РФ даны лишь общие нормы о том, что считать достройкой, реконструкцией, модернизацией и техническим перевооружением объекта основных средств. Конкретные перечни работ в НК РФ не установлены. Определения ремонта в налоговом законодательстве тоже нет.

По мнению Минфина (Письмо от 23.11.2006 № 03-03-04/1/794), при определении терминов «капитальный ремонт» и «реконструкция» следует руководствоваться:

– Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279 (далее – Постановление № 279);

– Ведомственными строительными нормативами (ВСН) № 58-88 (Р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденными Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 (далее – Приказ № 312);

– Письмом Минфина СССР от 29.05.1984 № 80 «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий» (далее – Письмо № 80). Кроме того, финансисты в этом письме сообщили, что по вопросам отнесения тех или иных работ к капитальному ремонту или реконструкции организации могут обращаться в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Налоговики согласны с Минфином. Так, УФНС по г. Москве в Письме от 17.04.2006 № 18-12/3/30651@, разъяснив порядок квалификации расходов предприятию, применяющему упрощенную систему налогообложения, указало, что для целей исчисления единого налога признаются расходы как на текущий, так и на капитальный ремонт (пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). В связи с отсутствием в НК РФ понятия «капитальный ремонт» и в силу ст. 11 НК РФ при решении вопроса, являются ли проводимые работы капитальным ремонтом основного средства либо его реконструкцией, следует руководствоваться Приказом № 312.

Согласно пункту 5.1 этого документа капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающим инженерным оборудованием, благоустройство окружающей территории. Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, определен п. 9 Приказа № 312. Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина РФ от 11.01.2005 № 03-03-02-04/1/1.

Таким образом, несмотря на то, что названные документы (Постановление № 279, Приказ № 312 и Письмо № 80) имеют «солидный возраст», все они применяются до сих пор (что и подтвердили чиновники в своих письмах). Кроме того, ими же (назовем дополнительно Письмо Госплана СССР № НБ-36-Д, Госстроя СССР № 23-Д, Стройбанка СССР № 144, ЦСУ СССР № 6-14[1]) при разрешении споров между ИФНС и налогоплательщиками руководствуются и арбитражные суды (см., например, постановления ФАС ЗСО от 27.02.2006 № Ф04-675/2006(20077-А46-33), от 25.01.2006 № Ф04-9909/2005(19075-А46-25) и др.).

Виды работ

Итак, мы выяснили какими документами можно воспользоваться, чтобы квалифицировать расходы на перепланировку. Теперь рассмотрим, что бухгалтер может найти в них для себя полезного. Прежде всего, отметим, что виды работ, производимые при текущем и капитальном ремонте, приведены в Постановлении № 279:

–приложение № 3 «Перечень работ по текущему ремонту зданий и сооружений по зданиям»;

– приложение № 8 «Перечень работ по капитальному ремонту зданий и сооружений».

В них, в частности, сообщается, что ремонтом является:

– замена изношенных перегородок на более прогрессивные их конструкции всех видов (при капитальном ремонте перегородок допускается частичная перепланировка с увеличением общей площади перегородок не более 20%);

– частичная или сплошная смена всех видов полов и их оснований (с заменой на более прочные и долговечные материалы);

– полная смена ветхих оконных и дверных блоков и ворот;

– частичная или сплошная смена лестничных площадок, пандусов и крылец;

– смена и усиление всех типов лестниц и их отдельных элементов;

– возобновление штукатурки всех помещений;

– смена облицовки стен;

– возобновление облицовки и штукатурки фасадов зданий;

– замена карнизов, сандриков и др.;

– возобновление лепных деталей;

– окраска фасадов устойчивыми составами;

– очистка фасада пескоструйными аппаратами;

– смена балконных плит и ограждений;

– смена покрытий выступающих частей здания;

– автоматизация котельных;

– смена отопительных регистров;

– частичная или полная смена воздуховодов (вентиляционных коробов);

– замена вентиляторов (калориферов);

– частичная или полная смена трубопровода внутри здания, включая вводы водопровода и выпуски канализации;

– смена трубопровода и змеевиков горячего водоснабжения;

К ремонту сети электрического освещения и связи относится замена износившихся участков, предохранительных щитков, восстановление кабельных каналов, замена светильников на другие типы (например, обычных на люминесцентные).

Кроме того, из приложений № 7 и 9 к Приказу № 312 следует, что ремонтом признается постановка доводчиков двери, улучшение звукоизоляционных свойств перегородок, устройство металлических решеток, ограждающих окна подвальных помещений, козырьков над входами в подвал. Понятно, что такие сопутствующие перепланировке работы, как оклейка стен и потолков обоями (или их окраска), окраска окон, радиаторов, труб центрального отопления, газопровода, водопровода и канализации, все виды штукатурно-малярных работ в помещениях, замена дверных полотен, встроенных шкафов, также являются ремонтом.

В рамках одной статьи невозможно перечислить все виды работ, выполняемых при ремонте. Поэтому, имея на руках смету и акт выполненных работ (а лучше на стадии планирования выполняемых работ), бухгалтеру следует обратиться к указанным документам, чтобы не допустить ошибок при квалификации затрат.

Иные документы

Как правило, органы власти на местах часто выпускают документы, которые также могут помочь бухгалтеру правильно определить вид расходов (ремонт или реконструкция). Например, Постановлением Правительства Москвы от 16.08.2005 № 621-ПП утвержден регламент подготовки и выдачи в режиме «одного окна» решения префектуры административного округа о согласовании проведения работ по перепланировке, переоборудованию, реконструктивным работам на объектах нежилого назначения (далее – Регламент). В нем понятие «перепланировка помещения» определено как изменение его конфигурации при сохранении функционального назначения объекта, требующее внесения изменений в технический паспорт помещения и предусматривающее один из следующих видов строительных работ (или их комплекс):

– замена (частичная или полная), демонтаж и установка ненесущих перегородок;

– устройство и закладка проемов в ненесущих перегородках, в несущих и ненесущих стенах;

– устройство и заделка проемов в перекрытиях;

– замена (кроме замены на идентичное) и (или) перестановка инженерного и сантехнического оборудования помещения (не влекущая переоборудования по всему зданию).

Перепланировка помещений проводится посредством изменения планировочных показателей его отдельных частей (комнат) с сохранением общих технико-экономических показателей в пределах габаритов несущих конструкций объекта перепланировки.

Эти же работы в случае, если они привели к изменению функционального назначения нежилых помещений, признаются согласно Регламенту переоборудованием. Кроме того, переоборудованием является перепланировка чердачного помещения для его функционального использования (без изменения технических показателей объекта), конструктивных элементов и общего уклона кровли (с сохранением или незначительным изменением ее конфигурации) и перекрытия над верхним этажом.

Очевидно, что стоимость перечисленных в определении «перепланировка помещения» работ включается в текущие расходы как затраты на ремонт объектов основных средств. В то же время приведенное в Регламенте понятие «переоборудование» можно рассматривать как работы по достройке, дооборудованию, модернизации, поименованные в абз. 2 п. 2 ст. 257 НК РФ.

Необходимо отметить, что ссылкой на Регламент или аналогичные документы местных органов власти убедить налоговых инспекторов, скорее всего, не получится, ведь они не относятся к рекомендованным Минфином источникам информации по данной проблеме.

Судебные решения

В продолжение темы коротко рассмотрим несколько постановлений федеральных арбитражных судов с тем, чтобы понять, насколько лояльны к налогоплательщикам судьи при разрешении подобных споров.

Постановление ФАС СЗО от 07.11.2006 № А56-13460/04

Фирма произвела перепланировку арендуемых помещений. Предметом пристального изучения (сначала инспекторов, затем арбитров) стали договоры подряда и приложения к ним, сметные расчеты, акты о приемке выполненных работ, которые свидетельствовали о разборке имеющихся перегородок и устройстве новых с соответствующим переносом системы водопровода и канализации, монтаже системы вентиляции, пожарной сигнализации и проведении отделочных работ, связанных с перепланировкой.

На этот раз судьям для принятия выгодного для предприятия вердикта не потребовалось заключения экспертов. Арбитры рассудили проще: ИФНС не представила доказательств того, что указанные работы повлекли переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей, и осуществлялись по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции. Следовательно, претензии налоговиков к организации необоснованы.

Постановление ФАС УО от 28.11.2006 № Ф09-10509/06-С7

Налоговая инспекция начислила недоимку по налогу на прибыль, указав, что организация необоснованно отнесла к расходам на ремонт основных средств стоимость работ, являющихся реконструкцией помещений второго и третьего этажей здания управления. Этот вывод налоговики сделали, изучив виды работ, перечисленные в актах сдачи-приемки выполненных работ, свидетельствующие о перепланировке помещений со сносом перегородок между помещениями, переносом перегородок и дверных проемов.

Арбитры справедливо отметили, что перепланировка является элементом как реконструкции, так и капитального ремонта, и сама по себе не определяет характера выполненных работ. В пункте 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что реконструкция – это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Законченные реконструкцией или расширением объекты вводятся в эксплуатацию так же, как и объекты, законченные строительством (СНиП 3.01.04-87, утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 № 84). Таким образом, реконструкция, утверждаемая актами ввода в эксплуатацию, – это существенное изменение объекта.

В данном случае организация представила суду заключение экспертизы работ, выполненных в оспариваемых помещениях проектным предприятием, имеющим лицензию на осуществление проектирования зданий и сооружений. Согласно этому заключению технико-экономические показатели и функциональное назначение помещений не изменились, работы по увеличению объема здания (надстройка, пристройка) не проводились, в связи с чем данные работы признаны капитальным ремонтом.

Поэтому судьи приняли решение в пользу налогоплательщика, указав на обоснованность учета произведенных расходов для целей налогообложения прибыли в качестве расходов на ремонт.

Постановление ФАС СЗО от 25.09.2006 № А56-28039/2005

Судьи вновь сделали вывод о том, что в данном случае имела место не реконструкция, а ремонтные работы, поскольку фактически была осуществлена некапитальная перепланировка офисных помещений, а именно: установка гипсокартонных перегородок, замена напольного покрытия и оконных блоков, радиаторов, люстр и светильников, монтаж навесного потолка, окраска помещений и другие отделочные работы. При этом после проведенного ремонта ранее принятые нормативные показатели функционирования здания, а также технико-экономические показатели не изменились.

Постановление ФАС СЗО от 12.09.2005 № А66-1112/2005

На этот раз рассматривалась более сложная ситуация – организация силами подрядчиков произвела перепланировку, причем часть выполненных работ являлась реконструкцией помещений, другая – ремонтом. Бухгалтер распределил общую сумму по договору подряда на две составляющие и уменьшил прибыль на стоимость ремонтных работ.

Инспекторы при проведении выездной налоговой проверки исключили ее из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Не согласившись с таким решением, фирма обратилась в суд.

Арбитры, исследовав локальные сметы на ремонтно-строительные работы и акты сдачи-приемки выполненных работ, встали на сторону налогоплательщика и признали правомерность списания части произведенных затрат на основании ст. 260 НК РФ в состав расходов, уменьшающих налоговую базу текущего отчетного периода.

Постановление ФАС МО от 28.09.2006 № КА-А40/7292-06

Предмет спора – работы по перепланировке помещения с установкой кирпичной перегородки и дверных блоков. Судьи обратили внимание на норму п. 2 ст. 257 НК РФ о том, что к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции. Следовательно, существенным признаком реконструкции является изменение технико-экономических показателей объекта основных средств. Вместе с тем ИФНС не представила каких-либо документов об изменении технико-экономических показателей здания (площади помещений, строительного объема и общей площади здания, вместимости, пропускной способности и т. д.), обеспечении жизнедеятельности и жизнеобеспечении, замене существующего и установке нового технологического оборудования. Таким образом, налоговики вновь потерпели фиаско.

Постановление ФАС СЗО от 18.03.2004 № А26-4760/03-27

Субарендатор произвел переоборудование и перепланировку помещений. Договор субаренды предусматривал возмещение таких расходов арендатору. Одновременно договор первоначальной аренды содержал условие об обязанности арендатора за счет собственных средств осуществлять текущий и капитальный ремонт, реконструкцию, переоборудование и перепланировку помещений. На основании этого арендатор возместил понесенные субарендатором расходы и уменьшил налоговую базу, не перевыставив данные затраты арендодателю.

Судьи снова защитили налогоплательщика от необоснованных претензий налоговых инспекторов.

Оформляем документы

Прежде всего отметим, что перепланировку можно проводить силами самой организации либо привлекая подрядчика (на основании договора подряда с физическим лицом или специализированной фирмой). В любом случае начать нужно с издания распоряжения руководителя предприятия о проведении перепланировки. В нем должны быть указаны:

– наименование помещений;

– цель выполнения работ (например, выделение в пределах имеющейся площади дополнительных помещений, разделение рабочих мест и т. д.);

– способ производства работ (собственными силами или подрядный).

Также в обязательном порядке необходимо составить смету, перечислив в ней виды и объемы работ и суммы затрат на их выполнение и приобретение материалов. В случае заключения договора со строительной организацией именно она, скорее всего, представит вашему предприятию смету на утверждение. В остальных случаях (при выполнении работ собственными силами или с привлечением по договору гражданско-правового характера физического лица) смету можно составить в произвольной форме, причем совсем не обязательно использовать для этого специальную литературу, содержащую нормы и расценки по видам работ. Заключая с физическим лицом договор подряда, достаточно согласовать общую сумму причитающегося ему вознаграждения, которую в смете нужно распределить между наименованиями работ (демонтаж старых и установка новых перегородок, дверей и т. д. (с указанием их количества), оштукатуривание поверхностей, окраска, оклейка (с указанием площади) и т. д.). Обязанность покупки материалов может возлагаться в договоре как на исполнителя, так и на заказчика.

Приемка результатов работ от специализированной строительной организации оформляется двумя унифицированными формами:

– № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ»;

– № КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат».

Оба документа утверждены Постановлением Госкомстата РФ № 100[2]. Проконтролировать, правильно ли подрядная организация заполнила эти формы, бухгалтеру помогут рекомендации, приведенные в письмах Росстата от 31.05.2005 № 01-02-9/381 «О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации

№ КС-2, КС-3 и КС-11» и Минфина РФ от 12.01.2007 № 03-03-04/1/866.

Если подрядчиком является физическое лицо (сотрудник предприятия или внештатный работник), по завершении всех работ достаточно составить акт сдачи-приемки произвольной формы.

Напомним, что независимо от того, каким способом выполнялись ремонтные работы (подрядным или хозяйственным), также необходимо составить акт о приеме-сдаче отремонтированных объектов по форме № ОС-3 и внести записи в инвентарные карточки объектов основных средств по форме № ОС-6 (см. Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»). Однако (обратите внимание!) эти документы заполняются только в случае, если помещения принадлежат организации на праве собственности. Если произведена перепланировка арендованных помещений, то ни ОС-3, ни ОС-6 не оформляются.

Подведем итоги

На наш взгляд, самый главный вывод, который должен сделать для себя бухгалтер, состоит в том, что при квалификации произведенных фирмой расходов на перепланировку нужно ориентироваться не на формулировку предмета договора, а на конкретные виды работ, поименованные в смете и актах сдачи-приемки. Дело в том, что, во-первых, договор подряда может быть заключен не на перепланировку, а, например, на ремонт или реконструкцию; во-вторых, как мы уже отмечали выше, даже если в договоре употреблено слово «перепланировка» это совсем не означает, что все затраты можно списать как расходы на ремонт. Возможно, что бухгалтеру придется делить общую сумму договора на расходы на ремонт и реконструкцию. Чтобы избежать этого, лучше оформить два разных договора (отдельно на реконструкцию помещений и их ремонт), соответственно, будут две сметы и отдельные акты сдачи-приемки результатов выполненных работ.

При разрешении споров судьи, как правило, встают на сторону налогоплательщиков. При этом арбитры исходят из того, что обязанность доказать невозможность учета произведенных организацией затрат на перепланировку в качестве расходов на ремонт возложена на ИФНС. Понятно, что в данном случае налоговики могут апеллировать только к положениям п. 2 ст. 257 НК РФ, в котором даны следующие определения расходов.

1. К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

2. Реконструкцией признается переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

3. Техническим перевооружением является комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств (или их отдельных частей) на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Таким образом, налоговики в суде должны убедить арбитров в том, что проведенные предприятие работы повлекли за собой перечисленные в данных определениях последствия. В рамках рассматриваемой нами темы о перепланировке наиболее «скользким» является изменение технологического или служебного назначения здания. Этот повод (когда после проведенного ремонта изменяется характер использования помещений) налоговики используют в качестве основного доказательства того, что организация осуществила именно реконструкцию. Однако суды и в этом случае не спешат соглашаться с мнением ИФНС. В качестве примера можно привести ситуацию, изложенную в Постановлении ФАС ЗСО от 25.01.2006 № Ф04-9847/2005(18993-А45-6). Предприятие перепланировало помещение под аптеку. Налоговики приравняли затраты к расходам по реконструкции. Судьи отклонили претензии инспекторов, указав, что налоговый орган не представил бесспорных доказательств того, что организация осуществила реконструкцию помещения, изменились его технико-экономические показатели и увеличились производственные мощности. Вместе с тем в случае, если после выполнения работ помещение планируется использовать в новом виде деятельности, то, по возможности, изменить его назначение лучше до начала работ по перепланировке. Так, судьи этого же округа в Постановлении от 05.10.2006 № Ф04-6994/2005(15567-А46-33) не приняли во внимание доводы налоговой инспекции о том, что изменение функционального назначения здания явилось следствием проведенных в нем ремонтно-строительных работ. Арбитры, изучив представленные предприятием документы, согласились, что все произведенные расходы носили характер капитального ремонта, так как здание начали использовать в соответствии с новым назначением еще до проведения ремонта, кроме того, в стенах имелись трещины, полы стерты, оконные переплеты рассохлись, дверные полотна осели.

Таким образом, мы рассмотрели нюансы налогообложения операций по перепланировке. В бухгалтерском учете расходы на ремонт списываются в дебет счетов затрат (20, 23, 25, 26, 44), суммы, потраченные на выполнение работ по реконструкции (модернизации), отражаются на счете 08-3 «Строительство объектов основных средств».

Важное дополнение

В большинстве случаев, проводя перепланировку, организация столкнется с необходимостью согласования в компетентных органах. Так, для предприятий Москвы Регламентом установлена обязанность:

составления проектной документации;

– получения заключения (согласования) уполномоченных органов и организаций (территориального управления Роспотребнадзора, управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России, АПО административного округа и др.).

В состав проектной документации на перепланировку помещений входят:

– план этажа на копии плана БТИ с указанием предполагаемых к сносу и вновь устанавливаемых перегородок и мест пробития проемов во внутренних стенах;

– ситуационный план;

– пояснительная записка по архитектурно-планировочным, конструктивным, технологическим решениям, внутреннему инженерному оборудованию, охране окружающей среды (при необходимости), противопожарным мероприятиям;

– конструктивные детали и узлы (при необходимости);

– решения по внутреннему инженерному оборудованию, заключение о функционировании внутренних инженерных систем (при необходимости);

– техническое заключение о несущей способности конструкций (при необходимости).

В разделе 2 Регламента приведен также перечень проектной документации при переоборудовании помещений. Собрав все предусмотренные документы, организация представляет их в префектуру административного округа для получения официального решения о согласовании проведения работ по перепланировке и переоборудованию. Предвосхищая вопрос читателей о том, зачем вся эта «лишняя» бумажная волокита, отметим, что в соответствии с п. 9 Положения об организации государственного технического учета и технической инвентаризации[3] при изменении технических или качественных характеристик объекта учета вследствие перепланировки, реконструкции, переоборудования, в обязательном порядке должна проводиться внеплановая техническая инвентаризация.

Разъяснив это, Минфин в Письме от 03.05.2007 №03-11-05/93 сообщил, что после переоборудования под торговлю помещений производственного корпуса промышленного предприятия фирма обязана пригласить для внеплановой технической инвентаризации представителей Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. На основании данных проведенной технической инвентаризации документально оформляется назначение переоборудованных помещений. Полученные документально подтвержденные данные в дальнейшем могут быть использованы в целях правильного применения того или иного вида (режима) налогообложения, например, ЕНВД.

От редакции: комментарий к данному письму читайте в статье А.В. Анищенко «Многоликий ЕНВД» на стр.73.

Обратите внимание: статья 9.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление реконструкции или капитального ремонта без разрешения на строительство (в случае если оно обязательно), за нарушение сроков направления в уполномоченные органы извещения о начале работ (или за неуведомление этих органов), а также за эксплуатацию объекта без разрешения на ввод его в эксплуатацию (за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется разрешение на строительство). Таким образом, предусмотренные данной статьей штрафы могут быть наложены и при выполнении работ по перепланировке или переоборудованию (если при их проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности зданий).

Вместе с тем, как следует, например, из Приложения № 1 к Постановлению Правительства Москвы от 08.02.2005 № 73-ПП, в некоторых случаях при перепланировке и переоборудовании можно обойтись без проектной документации, достаточно иметь эскиз. Чтобы показать, какие виды работ не требуют длительных согласований, приведем перечень, утвержденный данным документом.

Работы по перепланировке

Наименование

Выполняются

Разборка (полная, частичная) ненесущих перегородок

По эскизу

Устройство проемов в ненесущих перегородках

По эскизу

Устройство проемов в несущих стенах (при объединении помещений по горизонтали)

По проекту

Устройство проемов в перекрытиях (при объединении помещений по вертикали)

По проекту

Устройство внутренних лестниц

По проекту

Заделка дверных проемов в перегородках и несущих стенах

По эскизу

Устройство перегородок без увеличения нагрузок на перекрытия

По эскизу

Устройство перегородок (с увеличением нагрузок) и несущих стен

По проекту

Изменение конструкции полов (с увеличением нагрузок)

По проекту

Создание, ликвидация, изменение формы оконных и дверных проемов во внешних ограждающих конструкциях (стенах, крышах) с сохранением конструкций, отделяющих балконы, лоджии от внутренних помещений (то есть не предусматривающее объединения внутренних помещений с лоджиями и балконами и превращения остекленных балконов и лоджий в эркеры)

По проекту

Остекление лоджий и балконов

По проекту

Создание, изменение (с устройством крылец или лестниц), входов-тамбуров

По проекту

Ликвидация или изменение формы тамбуров без увеличения их внешних габаритов

По проекту

Устройство лоджий, балконов

По проекту

Изменение формы (пластики) существующих лестниц (крылец), в том числе с устройством пандусов

По проекту

Создание тамбуров (в том числе с устройством раздвижных и «карусельных» дверей) и витрин пределах габаритов существующих элементов зданий, строений, сооружений (крыльцо, пандус, дебаркадер, стилобат) площадью до 30 кв. м, не предусматривающее иное, чем тамбур или витрина, функциональное использование и присоединение (занятие) дополнительного земельного участка

По проекту

Замена столярных элементов фасада (с изменением рисунка)

По эскизу

Установка наружных технических средств (кондиционеров, антенн, защитных сеток и т. п.), а также элементов, обеспечивающих беспрепятственное передвижение маломобильных групп населения: выжимных телескопических лифтов, двухрядных поручней и т. д.

По проекту

Изменение материалов и пластики внешних конструкций, балконов и лоджий

По проекту

Объединение лоджий (балконов) с внутренними помещениями

По проекту

Мероприятия по переустройству

Наименование

Выполняются

Перестановка сантехнических приборов в существующих габаритах туалетов, ванных комнат, кухонь

По эскизу

Устройство (перенос) туалетов, ванных комнат, кухонь

По проекту

Перестановка нагревательных (отопительных) и газовых приборов (исключая перенос радиаторов
в застекленные лоджии, балконы) без прокладки дополнительных подводящих сетей

По эскизу

Установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов

По проекту

Замена и (или) установка дополнительного оборудования (инженерного, технологического) с увеличением энерго-, водопотребления и (или) с заменой существующих или прокладкой дополнительных подводящих сетей (исключая устройство полов с подогревом от общедомовых систем водоснабжения и отопления)

По проекту

[1] Письмо Госплана СССР № НБ-36-Д, Госстроя СССР № 23-Д, Стройбанка СССР № 144, ЦСУ СССР № 6-14 от 08.05.1984 «Об определении понятий нового строительства, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий».

[2] Постановление Госкомстата от 11.11.1999 № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ».

[3] Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921.


Начать дискуссию