Отныне бухгалтеры смогут сами определить, пройдет ли на их предприятии выездная налоговая проверка. Это стало возможно благодаря новому приказу ФНС, который раскрыл принципы работы контролеров.
Оцени себя сам
Долгое время руководители организаций могли только догадываться о причинах выездной проверки на своих предприятиях. Налоговики не распространялись о том, почему фирма попала в план ревизий: информация была закрытой. И вот теперь инспекторы решили ознакомить налогоплательщиков с перечнем факторов, которые могут повлиять на выбор претендента для контрольных мероприятий. Эти факторы перечислены в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@. По мнению аудитора компании «Вече-Инвест» Валерии Кузнецовой, этот шаг может существенно облегчить фирмам жизнь:
— Если раньше налогоплательщики «ломали головы» над причинами появления налоговых инспекторов с выездной налоговой проверкой, то теперь можно самостоятельно определить, в связи с чем предприятие посетили ревизоры.
Всего в концепции определено 11 признаков, по которым организация может самостоятельно оценить риски ревизии. Несмотря на то что большинство признаков вполне разумны, некоторые из них при желании могут быть применены к большинству организаций, полагают специалисты. По словам аудитора компании «Финстатус» Марины Назаренко, возникают закономерные вопросы при анализе критерия «Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли». Эксперту непонятно, каким образом инспекторы будут рассчитывать средний уровень налоговой нагрузки по организациям конкретной отрасли, ведь в условиях рыночной экономики это проблематично. Также пока неясно, насколько эти показатели будут применимы для малого бизнеса.
Критерий оценки рисков, касающийся отражения «в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный
период» вызывает не меньше вопросов.
Ведь организации, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, при уплате НДС на границе вынуждены отражать в отчетности крупные суммы вычетов. И не значит ли это, что все фирмы-экспортеры подвергнутся выездным налоговым проверкам, недоумевает Марина Назаренко.
Дополнительного разъяснения требует критерий «Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщиком специальные налоговые режимы». Пока неизвестно, не ущемляется ли в данном случае право выбора налогоплательщика, утверждает эксперт.
Следующий сомнительный пункт концепции — «построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели)». Как станут оценивать налоговики данные показатели — пока непонятно, ведь сделать такой вывод можно только в ходе проведения выездной налоговой проверки, отмечает Марина Назаренко. Вызывает замечания и критерий о миграции организаций между ИФНС, отмечает Валерия Кузнецова:
— Налоговики настаивают на обязательной смене юридического адреса при смене места аренды, но фактически любое малое предприятие попадет под данный пункт. Дело в том, что предприниматели зачастую не могут долго находиться в одном помещении из-за постоянного роста цен арендных ставок.
Налоговики-исследователи
Руководствуясь новой концепцией, организации могут оценить не только свои шансы на общение с «выездным» инспектором — отныне обоснованность действий налоговиков можно будет проверить. Публичность работы ФНС защищает организации от проведения заказных ревизий, считает эксперт общественной организации «Деловая Россия» Андрей Неведеев:
— Теперь предприниматели знают, что может повлиять на решение налоговиков о проведении выездной проверки. Если раньше они могли только догадываться о причинах налогового визита, то теперь — предугадывать и даже предупреждать.
Информацию о том, соответствуют ли критерии оценки рисков хозяйственной деятельности организации, налоговики получают из разных источников. В приказе ФНС № ММ-3-06/333@ закреплено, что при отборе кандидатов для проверки инспекторы станут использовать данные как из внутренних (полученных самостоятельно), так и из внешних источников (в процессе взаимодействия с госструктурами, а также открытых данных).
При отборе организаций для проведения выездных налоговых проверок сотрудники ИФНС должны будут проанализировать несколько ключевых финансово-экономических показателей деятельности предприятия. Выявить возможные «отклонения» от установленных норм инспекторам позволит анализ динамики налоговых платежей. Следующий показатель, который тщательно исследуют налоговики, вынося решение о проведении ревизии, — это отчисления по каждому виду налога. Помимо этого они проверят показатели налоговой и бухгалтерской отчетности предприятия. Рассмотрение факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы организации, — завершающее из действий налоговиков на этапе подготовки к выездной проверке.
Определив «подозреваемое» предприятие на основании указанных способов анализа, инспектор должен внести его в план выездных проверок. Впоследствии сотрудник налоговой должен оценить, насколько целесообразно проводить ревизии у контрагентов и аффилированных лиц проверяемой организации.
В концепции особо подчеркивается беспристрастность налоговиков при выборе «жертв» для выездной проверки: форма собственности и сумма налоговых обязательств перед бюджетом не имеют значения. Публичный отбор кандидатов для выездной налоговой проверки увеличивает взаимную ответственность фирм и инспекторов, утверждает Марина Назаренко:
— Поскольку обоснованный отбор должен базироваться на качественном и всестороннем анализе внутренних и внешних источников, должна усилиться роль налоговиков во взаимодействии с правоохранительными структурами, а также органами власти и местного самоуправления.
Легкая реконструкция
Несмотря на приказ ФНС № ММ-3-06/333@, основные принципы проведения контрольных мероприятий не изменятся. По большому счету в этой концепции нет ничего принципиально нового, считает Валерия Кузнецова:
— Сегодня, как и раньше, выбор налогоплательщиков для проведения выездных мероприятий обычно проводится по результатам камеральной налоговой проверки, а также анализа бухгалтерской и налоговой отчетности.
Цель любой выездной проверки — контроль правильности начисления и уплаты налогов (п. 4. ст. 89 НК). Приходя на предприятие, налоговики должны предъявить подписанное руководителем ИФНС или его заместителем решение о проведении контрольного мероприятия. Длительность выездной налоговой проверки не должна превышать 2 месяцев (п. 8 ст. 89 НК), но этот срок может возрасти до 4, а в исключительных случаях даже до 6 месяцев. Продолжительность ревизии увеличат, если: на предприятии есть обособленные подразделения; компания относится к крупнейшим налогоплательщикам; у инспекторов большой объем информации о проверяемой фирме, а также организация не представила налоговикам полный пакет требуемых документов (приказ ФНС от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@ — с текстом этого документа вы сможете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс). Особый интерес инспекторов всегда вызывают компании, которые уплачивают налоги через неплатежеспособные банки, нестабильно представляют налоговые платежи и не в полном объеме предъявляют необходимые для уплаты налогов документы.
Основная задача инспекторов во время выездной проверки — выявить нарушения в ведении отчетности и соблюдении законодательства. Долгое время при анализе хо-зяйственной деятельности инспекторов интересовали лишь внутренние документы организации. Но сегодня налоговики все чаще обращают внимание на добросовестность действий фирм и деловые цели совершенных сделок.
Несмотря на изменение подходов, налоговикам гораздо удобнее работать с добропорядочными организациями. И на этом фоне появление настоящей концепции — предупреждение фирмам, что необходимо самим себя контролировать и стремиться избежать налоговых претензий.
Тем не менее, анализируя новую концепцию ФНС, можно смело утверждать, что в целом это позитивный шаг для обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, считает Марина Назаренко.
Начать дискуссию