Новая форма бланка приведена в приложении 1 к приказу МНС от 11 ноября 2003 г. № БГ-3-02/614. Руководство по заполнению декларации чиновники выпустили немного позже. Отметим, что новая инструкция – это дополненная прежняя, которая утверждена приказом МНС от 29 декабря 2001 г. № БГ-3-02/585 (далее – Инструкция). А изменения в нее внесены приказом МНС от 29 декабря 2003 г. № БГ-3-02/723.
Декларацию за I квартал нужно подать не позднее 28 апреля 2004 года.
Состав бланка
Новую форму можно разделить на две части. К первой относятся листы, разделы и приложения, которые называются общими, их должны сдавать все фирмы. Сюда относятся:
– лист 01 «Титульный лист»;
– раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика»;
– лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций».
Такой минимальный комплект предназначен для фирм, подающих «нулевую» декларацию.
Ко второй части относятся те листы и приложения, которые называются специальными. Их заполняют для расшифровки показателей листа 02. Например, при осуществлении операций с ценными бумагами или при выполнении соглашений о разделе продукции.
Приложение 4 «Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу» нужно заполнять только за I квартал и за год.
Приложение 6 «Внереализационные доходы» и приложение 7 «Внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам» сдаются только по итогам года.
Фирмы, уплачивающие ЕНВД, и «упрощенцы» при исчислении налога на прибыль с базы переходного периода заполняют титульный лист, подраздел 1.1 раздела 1 (с заполнением строк 060, 100, 140) и лист 02 (заполняются строки 430–470).
Кроме того, в пункте 1.4 Инструкции указано, что не уплачивающие налог на прибыль некоммерческие организации подают декларацию по упрощенной форме (титульный лист, раздел 1, лист 02) по истечении года.
Большинству фирм за I квартал придется сдавать титульный лист, раздел 1, лист 02, приложения 1 и 2 к листу 02.
Порядок заполнения декларации
Декларация заполняется нарастающим итогом с начала года. Все суммы указываются в полных рублях. При отсутствии показателя в строке нужно поставить прочерк.
В новом бланке каждый лист подписывать не надо. Подпись руководителя и главного бухгалтера ставится на титульном листе, а на подразделах раздела 1 расписывается один из них.
Титульный лист
Титульная часть декларации сокращена. Исключены страницы, которые предназначались отдельно для российских и иностранных фирм.
Как и раньше на титульном листе необходимо указать наименование и КПП фирмы, наименование и код налоговой инспекции. А вот ИНН фирмы и предприниматели теперь записывают в одной графе. Только фирмы в первых двух клетках графы ставят нули. Дело в том, что их ИНН состоит из десяти знаков, а клеток в графе двенадцать.
В новом бланке нужно заполнить графы: вид документа, отчетный период, номер квартала или месяца и отчетный год.
Новой является графа, в которой записывается основной государственный номер (ОГРН). Этот номер указан в Свидетельстве о государственной регистрации (форма № Р51001) или в Свидетельстве о внесении записи в Единый государственный реестр (форма № Р57001).
При отсутствии ИНН у руководителя или главного бухгалтера нужно заполнить лист «Сведения о физическом лице».
Приложение 1 к листу 02
Основной частью декларации является лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций». Однако расчет доходов от реализации и расходов, связанных с производством и реализацией, вначале происходит в приложениях 1 и 2.
Приложение 1 «Доходы от реализации» практически не изменилось. В него лишь добавили две расшифровочные строки: 041 и 042. Их заполняют только фирмы, участвующие в соглашениях о разделе продукции.
В остальном порядок заполнения приложения 1 остался прежним.
Приложение 2 к листу 02
Приложение 2 претерпело значительные изменения. Из него исключили строки, в которых отражались прямые расходы, относящиеся к различным видам деятельности. Прямые расходы записываются в строке 010. Однако фирмы, которые осуществляют оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, прямые расходы указывают в строке 120.
Напомним, что порядок отнесения расходов к прямым прописан в статье 318 Налогового кодекса.
Обратите внимание: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не включаются ни в расходы на оплату труда, ни в суммы ЕСН. Их отражают в составе прочих расходов в строке 100. В этой же строке нужно указать и взносы на обязательное страхование от несчастных случаев.
Фирмы, применяющие кассовый метод, строку 010 не заполняют. Они отражают расходы по соответствующим элементам по строкам 020, 030, 040, 050 и 100 приложения 2.
В строках 020, 030, 040 нужно показать материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы амортизации, относящиеся к расходам отчетного периода, за исключением тех, которые относятся к прямым.
Строка 050 предназначена для отражения расходов, которые исчислены в соответствии со статьями 260–263 Налогового кодекса. Причем их нужно расшифровать в строках 051–054 в следующем порядке:
Вид расхода | Номер строки приложения 2 |
Расходы на ремонт основных средств (ст. 260 НК) | 051 |
Расходы на освоение природных ресурсов (ст. 261 НК) | 052 |
Расходы на НИОКР (ст. 262 НК) | 053 |
Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества (ст. 263 НК) | 054 |
Прочие расходы нужно записать в строке 060. Эта сумма детализируется в строках 070–100.
В строке 090 указывается часть убытка от реализации амортизируемого имущества. Порядок его включения в состав прочих расходов определен в пункте 3 статьи 268 Налогового кодекса. Напомним его: полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.
В декларации убыток от реализации амортизируемого имущества отражается следующим образом. В приложении 1 к листу 02 в строке 060 нужно записать выручку от продажи амортизируемого имущества. В приложении 2 к листу 02 по строке 150 отражается его остаточная стоимость, а по строке 200 – убыток от такой реализации. В результате полученный отрицательный результат от продажи амортизируемого имущества не будет завышать расходы текущего периода. Рассмотрим эту ситуацию на примере.
Пример
Фирма продала станок за 100 000 руб. (без учета НДС). Остаточная стоимость станка 120 000 руб. В результате продажи фирма получила убыток 20 000 руб. (100 000 – 120 000). Часть убытка, которая относится на расходы I квартала 2004 года, равна 5000 руб.
В приложении 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль по строке 060 нужно записать выручку от продажи станка 100 000 руб. В приложении 2 к листу 02 по строке 090 записывается 5000 руб., по строке 150 – 120 000 руб., по строке 200 – 20 000 руб.
В строке 100 фирмам нужно записать сумму расходов, предусмотренных в статье 264 Налогового кодекса, которые отдельно не были поименованы в предыдущих строках. Отметим, что нормируемые расходы не выделены, но их по-прежнему нужно указывать в пределах установленных норм.
В приложении появились две новые строки: 141 и 142. Их заполняют только фирмы, участвующие в соглашениях о разделе продукции.
Кроме того, приложение пополнилось справочными строками – 280–311. В строке 280 нужно отразить сумму начисленной амортизации за отчетный период по основным средствам и нематериальным активам. Причем независимо от того, числится объект в налоговом учете на последний день отчетного периода или нет. Например, фирма продала оборудование в феврале 2004 года. В строке 280 все равно нужно будет указать начисленную по этому объекту амортизацию за период с января по февраль 2004 года.
В строке 290 отражаются расходы, которые не уменьшают облагаемую налогом прибыль. В строках 300–311 эта величина расшифровывается.
Новый раздел
В декларации появился раздел под номером 1. Здесь фирмы указывают итоговую сумму налога на прибыль, которую нужно перечислить в бюджет или вернуть из бюджета.
Раздел 1 имеет четыре подраздела.
Подраздел 1.1 заполняют все фирмы, независимо от того, уплачивают они налог на прибыль ежемесячно или ежеквартально. В этом же подразделе отражаются и суммы налога с базы переходного периода, которые нужно уплатить по окончании квартала или месяца.
Подраздел 1.2 заполняют только фирмы, которые исчисляют и уплачивают ежемесячные авансовые платежи. Напомним, что сумма каждого ежемесячного платежа рассчитывается как 1/3 от налога за отчетный квартал.
Все показатели для заполнения подразделов 1.1 и 1.2 предварительно указываются на листе 02.
Подраздел 1.3 заполняют фирмы, которые исчисляют налог на прибыль с доходов в виде дивидендов или доходов от долевого участия в российских организациях. Эта сумма переносится из листа 03.
Подраздел 1.4 предназначен для отражения суммы налога с процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам или сумм налога с дивидендов или долевого участия в иностранных организациях. Налог сначала рассчитывается на листе 04.
В каждом подразделе нужно указать код фирмы по ОКАТО и коды бюджетной классификации. Напомним их:
– код 1010101 – налог на прибыль в федеральный бюджет;
– код 1010102 – налог на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации;
– код 1010110 – налог на прибыль в местный бюджет.
Пример
ООО «Лагуна» по итогам I квартала 2004 года исчислило налог на прибыль по ставке 24 процента в сумме 15 000 руб., в том числе:
– в федеральный бюджет – 3125 руб. (15 000 руб. х 5% : 24%);
– в бюджет субъекта РФ – 10 625 руб. (15 000 руб. х 17% : 24%);
– в местный бюджет – 1250 руб. (15 000 руб. х 2% : 24%).
Базы переходного периода фирма не имеет. Бухгалтер «Лагуны» заполнил подраздел 1.1 раздела 1 декларации по налогу на прибыль следующим образом.
Раздел 1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет,
по данным налогоплательщика
1.1. для организаций, уплачивающих авансовые платежи, а также для организаций, уплачивающих налог на прибыль, исчисленный в соответствии с п. 6, 8 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ.
Показатели | Код строки | Значение показателей | ||||||||||||||||||||
Наименование соглашения о разделе продукции | 001 | – | ||||||||||||||||||||
Код по ОКАТО | 010 | 4 | 6 | 2 | 0 | 6 | 5 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | ||||||||||
Срок уплаты | 020 | 2 | 8 | 0 | 4 | 2 | 0 | 0 | 4 | |||||||||||||
В федеральный бюджет | ||||||||||||||||||||||
Код бюджетной классификации | 030 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | ||||||||||||||
Сумма налога к доплате | 040 | 3 | 1 | 2 | 5 | |||||||||||||||||
Сумма налога к уменьшению | 050 | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||||
Сумма налога с налоговой | 060 | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||||
базы переходного периода | ||||||||||||||||||||||
В бюджет субъекта | ||||||||||||||||||||||
Российской Федерации | ||||||||||||||||||||||
Код бюджетной классификации | 070 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 | ||||||||||||||
Сумма налога к доплате | 080 | 1 | 0 | 6 | 2 | 5 | ||||||||||||||||
Сумма налога к уменьшению | 090 | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||||
Сумма налога с налоговой | 100 | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||||
базы переходного периода | ||||||||||||||||||||||
В местный бюджет | ||||||||||||||||||||||
Код бюджетной классификации | 110 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | ||||||||||||||
Сумма налога к доплате | 120 | 1 | 2 | 5 | 0 | |||||||||||||||||
Сумма налога к уменьшению | 130 | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||||
Сумма налога с налоговой | 140 | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||||
базы переходного периода | ||||||||||||||||||||||
Т.А. Киселева, эксперт АГ «РАДА»
Начать дискуссию