Кредитование

Кредит «дешевым» не будет

С 1 июля 2007 года все банки, подчиняясь Инструкции Банка России, обязаны раскрывать эффективную процентную ставку по кредитам. О том, станут ли кредиты «дешевле» для населения и к чему вообще приведет новое правило, корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину рассказал Александр Линников, адвокат, партнер Юридической фирмы «ЛИД Консалтинг».
Кредит «дешевым» не будет
Александр Линников, адвокат, партнер Юридической фирмы «ЛИД Консалтинг».

С 1 июля 2007 года все банки, подчиняясь Инструкции Банка России, обязаны раскрывать эффективную процентную ставку по кредитам. О том, станут ли кредиты «дешевле» для населения и к чему вообще приведет новое правило, корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину рассказал Александр Линников, адвокат, партнер Юридической фирмы «ЛИД Консалтинг».

Александр, оцените последствия вступления в силу Инструкции Банка России о раскрытии эффективной процентной ставки по кредитам.

Эффективная процентная ставка по кредиту - это реальная стоимость кредита с учетом годовой процентной ставки и дополнительных расходов, связанных с получением и обслуживанием кредита. Для заемщиков раскрытие этой ставки не несет никаких последствий, кроме, может быть, психологических – когда вместо привычных 10-15% годовых он увидит в договоре большее число. Однако, надо понимать, что это те же самые проценты, только к ним приплюсованы и другие расходы: открытие счета, обслуживание кредита, страховка и т.д.

Банкам же, причем только тем, кто в массовом порядке работает с кредитными продуктами, нужно пересчитать стоимость кредитов и довести эти сведения до клиентов. Если они этого не будут делать, тогда грядут «последствия». Банкам придется формировать резервы по каждому отдельно взятому кредиту, а это усложнит бухгалтерию и приведет к издержкам.

Раскрытие эффективной ставки на практике должно означать, что процесс кредитования и оплаты кредита станет прозрачнее, а значит понятнее заемщику. Так ли это?

В идеале, конечно, должно быть так. Но Инструкция Банка России не регламентирует порядок информирования заемщика о размере ставки. Главное, чтобы размер ставки фигурировал в договоре. Не исключено, что только на этапе подписания договора заемщик и сможет узнать действительную ставку.

Будет ли процесс кредитования прозрачнее? Это еще вопрос. Хотя именно эффективная ставка в более-менее полной форме фиксирует, сколько на самом деле платит заемщик за кредит.

Перестанут ли банки пытаться наживаться, используя финансовую неграмотность населения? Ведь правду-то клиентам сказать придется…

Финансовая неграмотность населения – это, несомненно, проблема. Однако, обвинять в использовании маркетинговых уловок только банковские структуры, пожалуй, было бы некорректно. Это специфика работы любой компании в потребительском секторе. Скорее, надо исправлять рекламное законодательство. А если говорить предметно, то за исключением нескольких возбужденных дел в отношении некоторых банков о нарушении закона о конкуренции на рынке финансовых услуг, больше ничего противозаконного по этому вопросу не фиксировалось.

С другой стороны, банки, конечно же, лукавят. Манипуляции с процентными ставками вредят не только честной конкуренции, но и подрывают доверие граждан к банковской системе в целом.

И все же Инструкция Банка России проблему мелких и малочитаемых шрифтов на последних или оборотных страницах кредитных договоров и прочих совершенно неприемлемых банковских маркетинговых «изысков» не решает. А ведь практика показывает, что именно на этой почве впоследствии чаще всего и возникают разногласия между банком и заемщиком.

Многие считают, что с момента раскрытия эффективной процентной ставки, кредиты «подешевеют». Так ли это? Станут ли кредиты «дешевле» для заемщиков?

Нет. Платить заемщик будет столько же. Рост процентов не реальный, а скорее «виртуальный» - то, что раньше указывалось отдельной строкой как дополнительные и разовые платежи, теперь будет входить в процентную ставку.

Возможно в будущем, для привлечения заемщиков банки все же начнут снижать проценты, но не исключено, что за счет новых комиссий, не учтенных в эффективной ставке.

Не будет ли для банков невыгодным работать с открытой эффективной ставкой? Возможно, видя высокий процент по кредиту, потенциальный заемщик предпочтет вообще не обращаться в банк?

Некоторые эксперты действительно считают, что, увидев реальную ставку, рынок кредитования может потерять часть потенциальных клиентов. Однако, никто не говорит о том, что, заемщики, уверившись в новой «честной» банковской маркетинговой политике, через два месяца с лихвой покроют все потери банков. Причем, потери запланированные, ведь рынок кредитования естественным образом стагнирует в летний период. Да и потребность россиян в кредитах вообще-то не уменьшается.

А что вообще хотел Банк России, принимая инструкцию о раскрытии эффективной ставки? Хочется надеяться, что он все же пытался защитить заемщиков…

Конечно. Более того, обязательство раскрытия эффективной процентной ставки – попытка Банка России не только вразумить «наивных» заемщиков более осмотрительно относится к возможности получения кредита, но и образумить банки из числа лидеров потребительского кредитования и заставить их использовать более честные способы привлечения клиентов.

Начать дискуссию