Менеджмент

Финансовый аутсорсинг: благо или зло?

Давно применяемая западными компаниями техника аутсорсинга сначала была встречена российскими бизнесменами с недоверием. Однако вскоре ее первыми «жертвами» стали производственные подразделения, IT-отделы, HR-службы... Похоже, теперь настала очередь финансового департамента. Может быть, это уже слишком, и стоит остановиться?

Давно применяемая западными компаниями техника аутсорсинга сначала была встречена российскими бизнесменами с недоверием. Однако вскоре ее первыми «жертвами» стали производственные подразделения, IT-отделы, HR-службы... Похоже, теперь настала очередь финансового департамента. Может быть, это уже слишком, и стоит остановиться?

Владислав Дробот, заместитель директора департамента рисков компании Integrated Services Group (ISG)
Сергей Бегляров, председатель совета директоров ЗАО «Строительная компания ТЕЛЕКОМ»

Владислав Дробот: Финансовый аутсорсинг имеет право на существование, поскольку его преимущества уже в полной мере были оценены бизнесменами других государств и эта техника эффективно применяется ими и по сей день. Вероятно, не все функции финансового департамента целесообразно передавать в ведение сторонней компании, но не признавать значимость данного механизма нельзя.

Сергей Бегляров: Быть может, но как владелец производственной компании и в первую очередь практик я из всех финансовых блоков на аутсорсинг не отдал бы ни один. Полагаю, такой же позиции сегодня придерживаются многие российские бизнесмены.

В.Д.: То, что большинство собственников не хотят расставаться с главным сокровищем компании — финансовым департаментом, говорит о том, что в нашей стране предприниматели пока еще недостаточно готовы к такому виду аутсорсинга. В то же время хотелось бы напомнить, что бизнесмены сначала крайне негативно относились и к передаче тех функций, выполнение которых сейчас благополучно поручается сторонним фирмам. Не прошло и нескольких лет, как ситуация изменилась. Теперь предприятия реально оценивают возможности аутсорсинга и при необходимости используют данный механизм для того, чтобы сосредоточиться на своей основной деятельности и не тратить ресурсы на бизнес-процессы, тормозящие общее развитие компании.

С.Б.: Давайте для начала определимся с понятиями. Под аутсорсингом понимается передача определенных функций, блоков или задач сторонней компании. Не отрицаю, некоторые предприятия пользуются подобными услугами, но могу отметить, что это происходит не в той форме, которая традиционно применяется на Западе. Многие организации обращаются за помощью к аудиторам и консультантам, кроме того, с удовольствием выводят из компании на аутсорсинг IT-отдел или некоторые производственные функции. О передаче же финансовых вопросов в ведение сторонней компании, как правило, речь не ведется.

В.Д.: Я бы не стал утверждать столь категорично. Все же некоторые компании уже вполне осознанно принимают решения о выносе на аутсорсинг, например, полностью всей бухгалтерии.

С.Б.: Это скорее справедливо для небольших компаний с низким уровнем капитализации и простыми бизнес-процессами, которым действительно дороже обойдется содержание собственного квалифицированного бухгалтера, нежели услуги сторонней организации по ведению бухучета. А если взять, к примеру, производственную компанию, где в режиме реального времени вращается огромное количество первичной документации? Эти бумаги имеют как бухгалтерское значение, так и управленческое. Поэтому привлекать аутсорсера для ведения текущей финансовой деятельности компании нецелесообразно. Как минимум аутсорсер просто не справится с тем объемом документации, который подобная компания генерирует. Или цена будет запредельной...

В.Д.: Полагаете, что крупным консалтинговым компаниям эта задача не по плечу?

С.Б.: Есть вероятность того, что представители «большой четверки» смогут взять на себя такие обязательства, но их услуги во многих случаях недоступны компании среднего уровня в силу их высокой стоимости и малой заинтересованности аудиторов в подобных проектах. Они активнее сотрудничают с корпорациями, оборот которых составляет более 50 миллионов долларов в год. И даже при этом я убежден, что специалисты «большой четверки» могут не совладать с первичной документацией, поскольку ее оформляют те люди, которые работают в компании. Функции финансового департамента предполагают ведение управленческого учета, составление и анализ большого количества бюджетов, бизнес-планирование и собственно задачи финансовой службы, т. е. оценку рентабельности компании, отдельных проектов и т. д. Возложить их на внешних специалистов не получится. Ведь огромную роль здесь играет специфика конкретного бизнеса, разобраться в которой может лишь тот, кто принимает непосредственное участие в деятельности организации, а не сторонний специалист. А что будет, если менеджер аутсорсера, который курирует финансовые дела компании, вдруг сменится? Тогда придется вводить в курс дела нового человека. Таким образом, наличие большого объема документации и специфика бизнеса не позволяют в полной мере отдать на аутсорсинг финансовое обслуживание организации.

В.Д.: Вынужден с Вами согласиться, что понятие компетентности действительно играет немаловажную роль. Узкоспециализированным компаниям некому без опасений передать свои финансовые функции. Очень трудно найти в аутсорсинговых компаниях профессионалов, разбирающихся в специфических вопросах, например в вопросах такой отрасли, как строительство.

С.Б.: Ко всему прочему хотелось бы отметить тот факт, что финансового аутсорсера можно сравнить с духовником, которому фирма должна доверить всю информацию о своей деятельности. Уже это само по себе настораживает любого руководителя. Поэтому вопрос безопасности списывать со счетов нельзя.

В.Д.: Вы сейчас говорите о рисках — о некоторых возможных проблемах. Однако последствия абсолютно любого шага компании могут быть как положительными, так и отрицательными. Если предприятие в принципе будет отказываться от рисков, то это значит, что ему вообще придется отказаться от каких-либо действий. Поэтому необходимо прорабатывать риски. Например, на стадии принятия решения о передаче функций на аутсорсинг необходимо выявить все риски, присущие этому проекту. Следует учитывать, что помимо риска, сопутствующего передаче всей информации, у сторонней организации также существуют и свои риски — например, она может допустить ошибку в расчетах. Также необходимо оценить репутацию будущего «духовника», свои и его возможности для ведения финансов. Кроме того, для принятия решения важно сравнить стоимость содержания собственного финансового департамента и услуг аутсорсера. Однако если выявить все эти подводные камни, то компания может благополучно подстраховаться от столкновения с ними. Поэтому я против скептического настроя собственников, утверждающих, что передавать финансы компании в ведение сторонней организации в принципе недопустимо.

С.Б.: Не думаю, что все эти механизмы, используемые для снижения рисков, на самом деле работают. Ведь даже нынешнее законодательство, на мой взгляд, не может обеспечить действенную защиту клиента. Правовые риски финансового аутсорсинга не позволяют активно его использовать.

В.Д.: Если Вы имеете в виду риск ошибки аутсорсера, то и от этого можно подстраховаться. Когда речь идет о передаче финансовых функций, можно посоветовать компаниям в договоре с аутсорсером обязать его заключить соглашение со страховой организацией на предмет того, если обслуживающая компания, не дай Бог, допустит ошибку и налоговая инспекция предъявит претензии к клиенту...

С.Б.: ...и ему придется разбираться в суде, привлекать профессиональных юристов, услуги которых ценятся недешево. Это же огромные дополнительные издержки!

В.Д.: Да, но клиент может предусмотреть в договоре условие, что аутсорсер будет представлять его интересы в суде. Это не просто консультанты, которые пришли, научили, как нужно делать, и ушли, а консультанты-профессионалы, принимающие на себя ответственность за тот комплекс финансовых функций, которые они выполняют.

С.Б.: И все же я с трудом себе представляю, как можно предотвратить ошибки аутсорсера. Безусловно, для такого случая в договоре можно предусмотреть штрафные санкции, но ущерб, нанесенный при этом компании, может измеряться не только в деньгах. Кроме того, страховка аутсорсера вряд ли улучшит положение фирмы, ведь суммы затрат на страхование будут включены в стоимость его услуг.

В.Д.: Вообще говоря, стоимость услуг финансового аутсорсинга часто ниже, нежели сумма затрат на содержание собственного штата бухгалтерии для крупной компании. Финансисту или бухгалтеру высокого класса сегодня приходится предлагать высокую зарплату. А если необходимо присутствие нескольких специалистов? Не каждое предприятие может себе позволить такую роскошь. В то же время замечу, что консалтинговые фирмы, специализирующиеся на финансовом аутсорсинге, компенсируют подобные издержки за счет поступлений средств от многочисленных клиентов. К примеру, не в каждой компании есть человек, который сможет качественно провести трансформацию отчетности по РСБУ в формат МСФО. Лучшим решением, на мой взгляд, будет отдать эту функцию на аутсорсинг, а не брать нового сотрудника или отвлекать текущего специалиста от профильной деятельности.

С.Б.: Это правило не всегда работает. Ценообразование у аутсорсера может быть разным — почасовое или за операцию. Возьмем, например, расчет заработной платы. Предположим, у клиента в штате 200 сотрудников, умножим, условно говоря, на 175 рублей за подготовку сведений по одному человеку. Полученная сумма в 35 000 рублей и будет стоять в счете на оплату услуг аутсорсера. В то же время собственный специалист за эту сумму в месяц сделает расчет на месте, быстро и помимо этого выполнит другие свои функции. На самом деле все эти вещи необходимо тщательно просчитывать. Кстати, единственное, что я бы, наверное, не задумываясь передал на аутсорсинг, — это как раз трансформация финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с РСБУ, в отчетность по МСФО. Но вот пресловутый ментальный фактор пока не позволяет мне этого сделать. Поскольку все же важнее, каков конкретный человек, который будет заниматься финансами, а не компания, в которой он работает. Способен ли сторонний специалист понять корпоративный дух? Считаю, что передать заботу о финансах можно лишь хорошо знакомой компании. Рассматривать целесообразность финансового аутсорсинга стоит только в таком ключе.

В.Д.: Вы правы, для российского бизнеса элемент доверия действительно имеет большое значение. Однако, несмотря на доверие, обязательно следует в каждом конкретном случае производить оценку и расчеты, определение реальной необходимости и возможности финансового аутсорсинга.

С.Б.: Все же в полной мере просчитать варианты развития событий пока не представляется возможным, поскольку практики еще недостаточно. Не могу сказать, что скептически отношусь в принципе к использованию финансового аутсорсинга. Но на текущем этапе развития данного явления в России выносить финансовые функции за пределы компании нецелесообразно. Вот когда появится достойная правовая база для таких сделок, профессиональные узкоспециализированные консалтинговые компании и т. д., тогда финансовый аутсорсинг будет востребован. Это тенденция развития корпоративных отношений в развитых странах.

В.Д.: В России финансовый аутсорсинг находится в зачаточном состоянии. Хочется привести еще один пример. Большинство предприятий отдает на аутсорсинг банкам такую функцию финансового департамента, как выдача зарплаты, когда работник получает зарплату по карточке с расчетного счета в банке. Бесспорно, это очень удобно и компании, и работнику. При принятии решения о передаче этой функции на аутсорсинг компания сравнивает стоимость услуг банка и внутреннюю стоимость деятельности, связанной с наличностью, оценивает свои риски и риски банка. Расчеты плюс доверие к банку ведут к положительному решению о передаче функции и, как следствие, — к уменьшению «головной боли». Еще один пример из мировой статистики по одной из финансовых функций — начислению зарплаты. Стоимость этой операции на одного сотрудника составляет 5–6 долларов. Если отдать функцию начисления зарплаты сторонней организации, экономия составит 3–4 доллара.

Я считаю, что уже сейчас отечественные бизнесмены постепенно начинают понимать преимущества финансового аутсорсинга, поэтому будущее его предсказать несложно.

Алексей Куракин, заместитель генерального директора ОАО «Компания ЭМК-Инжиниринг»:

«На мой взгляд, жизненная аксиома такова, что в любой дискуссии истина всегда находится посередине. Рассматриваемый вопрос не является исключением, поскольку финансовый аутсорсинг действительно обладает как достоинствами, так и недостатками. Однако плюсы и минусы распределяются практически в равных пропорциях. Среди преимуществ передачи функций финансового отдела в ведение сторонней компании можно отметить следующее: привлекаемые организации гораздо профессиональнее подходят к решению финансовых задач и очень четко обрабатывают техническую и фискальную стороны вопроса. В том же, что касается взаимоотношений клиента с инвесторами, его стратегии, амбиции, идеи, мечты и т. д., — финансовый аутсорсер не помощник. Ведь у каждой организации свой менталитет, характер, видение ситуации. Сторонняя компания, даже если все ее сотрудники гуру в финансах, не сможет проникнуться корпоративным духом, узнать и понять все нюансы деятельности клиента, особенно если бизнес чересчур специфический. По моему убеждению, передавать определенные функции финансового отдела на аутсорсинг стоит, но при этом лучше чтобы они дублировались и курировались внутри компании. Таким образом профессионализм аутсорсера объединяется с идейным подходом собственных сотрудников. Подобный симбиоз дает действительно неплохие результаты. Действуя в тандеме, аутсорсер и клиент обеспечивают всесторонний подход к выполнению любой финансовой операции».

Ольга Пикашкова, генеральный директор компании AFT-Consult:

«Постепенно руководители компаний приходят к выводу, что ведение бухгалтерского и налогового учета независимыми компаниями выгоднее и надежнее. Зачастую это связано с несоответствием стоимости спроса и предложения специалистов, которые заняты в этой сфере деятельности. Стоимость квалифицированного главного бухгалтера завышена. Если сравнить заработную плату такого специалиста и стоимость бухгалтерского обслуживания, то можно обнаружить значительную разницу. Молодые развивающиеся компании либо компании только что организованные не могут позволить себе иметь в штате квалифицированного бухгалтера, поэтому, принимая на работу неопытного или неграмотного специалиста, руководители, экономя на заработной плате главного бухгалтера, принимают на себя финансовые и налоговые риски.

Если в штате фирмы уже есть бухгалтер, но у него недостаточно опыта и квалификации для составления отчетности, то данные функции можно передать профессионалам консалтинговой компании.

Финансовый консалтинг также является помощником для тех, кто только хочет организовать свой бизнес. Он поможет выбрать систему налогообложения и сформировать финансовую политику. Преимущество оказания бухгалтерских услуг сторонними организациями заключается в том, что в данном случае каждая сторона сделки профессионально занимается своим делом. Накопленный профессиональный опыт штата сотрудников консалтинговой фирмы не может сравниться с опытом одного, хоть и очень квалифицированного главного бухгалтера. Доверив бухгалтерию сторонней организации, фирма может не волноваться по поводу состава и сроков сдачи отчетности. Ведь ей больше не потребуется отслеживать постоянные изменения форм бухгалтерской и налоговой отчетности, появление новых налогов, изменения ставок, и она не будет зависеть от состояния здоровья бухгалтера в отчетный период и сроков его отпуска.

К сожалению, в настоящее время мы сталкиваемся с тем, что не все компании, предоставляющие финансовые услуги, с должным вниманием относятся к проблемам своих клиентов, и, как следствие подобного отношения, растет недовольство клиентов внешним бухгалтерским обслуживанием. Это связано с тем, что для многих компаний данный вид деятельности является дополнительным и функции бухгалтерского обслуживания выполняются одним человеком».

Николай Девяткин, финансовый аналитик ЗАО «КомплектСервис», к.э.н.:

«Безусловно, финансовый аутсорсинг — это очень удобно, менее хлопотно и затратно, чем создание и поддержка собственного финансового отдела. Ведь при этом не возникает проблем с поиском специалистов, оплатой их труда, организацией рабочего места и т. д. Однако, на мой взгляд, этот вариант подходит лишь малым предприятиям. Для средних и крупных организаций данного рода услуга несет больше рисков и неудобств, нежели преимуществ, если, конечно, они не входят в состав холдинга.

Во-первых, финансовому аутсорсингу сопутствует реальная угроза безопасности бизнеса, причем она не обязательно должна быть связана с нарушением буквы закона. Скорее риск касается необходимости раскрытия коммерческой тайны, способов выживания в конкурентной среде. Дело в том, что у большой компании много секретов, в том числе и финансовых. Во-вторых, неудобства возникают в связи с невозможностью оперативно принимать и исполнять те или иные решения. А иногда очень многое зависит именно от быстрой реализации определенной финансовой операции. К сожалению, аутсорсинг неизменно связан с потерей драгоценного времени. Кроме того, чем крупнее становится организация, тем больший круг вопросов ей приходится передавать обслуживающей компании, соответственно, возрастает и цена услуги. К тому же всегда существует риск, что, поскольку предприятие, доверившее свои финансы аутсорсеру, является не единственным его клиентом, качество оказываемых услуг будет оставлять желать лучшего».

НДС на УСН

Для кого УСН на НДС — новый способ экономии на налогах?

Все говорят о том как плохо УСН-щикам платить НДС. И никто о том, что это шанс для ОСНО остаться с НДС, но не платить налог на прибыль в 2025.

Для кого УСН на НДС — новый способ экономии на налогах?

Начать дискуссию