Арендодатель может списать расходы на телефон, которым пользуется арендатор

Это хорошая новость как для арендодателя, так и для арендатора, который в свою очередь тоже вправе списать плату за использование телефона.

Это хорошая новость как для арендодателя, так и для арендатора, который в свою очередь тоже вправе списать плату за использование телефона.

Письмо Минфина России от 19 июня 2007 г. № 03-11-04/2/166

По условиям договора арендодатель оплачивает услуги связи, которыми пользуется арендатор. Он в свою очередь компенсирует данные расходы арендодателя отдельно от арендной платы. Минфин России разъяснил, что сумму компенсации арендодатель должен включить в доходы, а плату за услуги связи — в расходы. И хотя разъяснения адресованы арендодателям, которые применяют упрощенную систему, их стоит учесть и плательщикам налога на прибыль. Ведь обосновывая свою позицию, чиновники ссылались на главу 25 Налогового кодекса РФ.

В общем-то, подход, изложенный в письме, удобен и для арендатора, и для арендодателя. По сути, арендодатель просто перепродает услуги связистов по себестоимости и не несет никаких налоговых потерь. Соответственно, и у арендатора нет препятствий для того, чтобы учесть плату за телефон в расходах.

Другое дело, что такая методика не позволяет арендатору принять к вычету НДС, входящий в стоимость услуг связи. Причем не только в том случае, когда арендодатель работает по «упрощенке» и просто не имеет права перепродавать услуги с этим налогом. Увы, такая же проблема возникает и в ситуации, когда арендодатель платит НДС. Суть в следующем.

Налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость и налогообложением «упрощенщиков» занимаются разные специалисты Минфина России. И их воззрения на одну и ту же хозяйственную ситуацию могут в корне расходиться. Так, чиновники, занимающиеся упрощенной системой, считают, что арендодатель перепродает услуги связи арендатору. А вот специалисты по НДС убеждены в том, что никакой перепродажи в данном случае нет. Ведь арендодатель — это всего лишь абонент, который сам пользуется услугами связистов. И поскольку он выступает в качестве абонента, то сам не может быть организацией, торгующей услугами связи.

Вывод чиновники, занимающиеся НДС, делают такой. Раз арендодатель услугами связи не торгует, он не вправе выставлять арендатору соответствующие счета-фактуры. В результате для арендатора вычет НДС по услугам связи невозможен. Такая точка зрения высказана в письме Минфина России от 24 марта 2007 г. № 03-07-15/39.

Есть два варианта решения этой проблемы.

Первый — поспорить с инспекторами, которые последуют разъяснениям Минфина России, в суде. Шанс на победу есть. В частности, судей убеждает в правоте налогоплательщика такой аргумент. До настоящего времени не разработаны единые методы ведения налогового учета операций по договору аренды, а соответственно, и оплаты коммунальных услуг. Значит, если связист сначала выставляет счета по своим услугам арендодателю, а тот передает их арендатору, то арендодатель выступает уже как продавец данных услуг и получает определенный доход. Причем с точки зрения налогообложения это отдельный вид деятельности.

В итоге арендодатель (если он является плательщиком налога на добавленную стоимость) имеет право принять к вычету весь НДС, указанный в счете-фактуре связиста, а арендатор — сумму налога, указанную в счете-фактуре арендодателя. В частности, к такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 22 декабря 2005 г. № А56-37483/04.

Но недостатки такого подхода очевидны. Во-первых, судебное разбирательство может обернуться не в пользу налогоплательщика. А во-вторых, если арендодатель работает по упрощенной системе налогообложения, то он все равно не сможет выставить арендатору — плательщику НДС счет-фактуру. Соответственно, у арендатора не будет возможности принять к вычету налог на добавленную стоимость, который изначально заложен в стоимости услуг связи.

Второй — внесудебный вариант решения проблемы менее рискован и решает проблему с арендодателем — «упрощенщиком». Этот вариант состоит в следующем.

В договоре аренды прописывают, что арендодатель в качестве агента (или комиссионера) приобретает услуги связи для арендатора, который выступает в роли принципала (или комитента). Иными словами, договор аренды включает в себя условия посреднической сделки. Естественно, за услуги агента положено вознаграждение (ст. 1006 Гражданского кодекса РФ). Его также стоит указать в договоре. А чтобы арендатор не нес дополнительных трат, на сумму вознаграждения можно уменьшить величину арендной платы.

В результате арендодатель, даже будучи «упрощенщиком», сможет беспрепятственно перевыставлять арендатору счета-фактуры на стоимость услуг связи. У агентов такое право есть. И с этим не поспорит ни один инспектор. Ведь в письме Минфина России от 14 ноября 2006 г. № 03-04-09/20 сказано, что посредник, покупающий товар, работу или услугу для комитента (принципала), вправе перевыставить ему счет-фактуру, полученный от продавца. При этом чиновники сослались на пункт 24 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914. А в другом письме (от 5 мая 2005 г.№ 03-04-11/98) Минфин России сообщил, что нормы данного пункта распространяются и на посредников, применяющих упрощенную систему.

Начать дискуссию