Согласно письму Минфина № 03-11-05/282 от 22 декабря 2006 года, осуществляемая в рамках простого товарищества предпринимательская деятельность не подлежит переводу на упрощенную систему налогообложения (УСН), и облагается налогами в общеустановленном порядке, в том числе налогом на добавленную стоимость. Однако к таким выводам финансовое ведомство уже приходило и ранее. В письме № 03-03-02-04/1/37 от 11 февраля 2005 года указывалось, что налогообложение совместной деятельности, которую ведут несколько юридических лиц, применяющих УСН, осуществляется в общеустановленном порядке.
Проанализировать новое послание финансового ведомства корреспондент ИА «Клерк.Ру» Алексей Титов попросил Елену Модину, начальника юридического отдела ОАО «ОК «Орбита».
Елена, так какие же вопросы разъясняет новый документ Министерства финансов?
В письме № 03-11-05/282 от 22 декабря 2006 года финансовое ведомство рассмотрело следующие вопросы: вправе ли участники договора простого товарищества, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», применять этот же спецрежим в рамках договора простого товарищества и должны ли они уплачивать НДС по совместной деятельности. Я считаю, что как предыдущие, так и эти разъяснения Минфина страдают нелогичностью.
Чем руководствуется Минфин в своем мнении, что простое товарищество обязано уплачивать налоги по общему режиму налогообложения?
По мнению Минфина, деятельность простого товарищества облагается налогами в общеустановленном порядке, в том числе НДС, и «упрощенка» к ней применяться не может. Это объясняется тем, что во-первых, субъектами УСН являются организации и индивидуальные предприниматели, а при создании простого товарищества юридическое лицо не образуется (п. 1 ст. 1041 ГК РФ), поэтому самостоятельным плательщиком единого налога при применении УСН простое товарищество быть не может. Во-вторых, как следует из положений статьи 174.1 НК РФ, участник простого товарищества – российская организация либо индивидуальный предприниматель, обязан вести учет операций, облагаемых НДС. Следовательно, участник совместной деятельности, применяющий УСН и ведущий общие дела по договору простого товарищества, признается плательщиком НДС в отношении операций, осуществляемых в рамках указанного договора. Участники совместной деятельности, применяющие УСН, не должны уплачивать НДС только по иной деятельности, осуществляемой вне рамок простого товарищества.
По-моему, все логично. В чем же выражается отсутствие ясности?
Новое письмо по-прежнему не внесло ясности в этот вопрос. Поясню почему. Например, согласно статье 143 НК РФ налогоплательщиками НДС также как и при «упрощенке» являются организации и индивидуальные предприниматели, а в статье 246 НК РФ в качестве плательщиков налога на прибыль упоминаются только организации. Может быть, тогда операции простого товарищества не могут облагаться и этими налогами тоже?
Во-вторых, с одной стороны, нормы статьи 174.1 НК РФ можно трактовать таким образом, что она обязывает одного из участников простого товарищества уплачивать НДС по операциям в рамках совместной деятельности независимо от его отношений с данным налогом. То есть, таким плательщиком НДС может стать кто угодно, например плательщик ЕСХН или лицо, освобожденное от уплаты НДС по статье 145 НК РФ, ну и лицо, применяющее УСН, тоже.
Вместе с тем, большинство юристов придерживается позиции, что нормы главы 26.2 НК РФ (УСН) являются специальными по отношению к нормам главы 21 НК РФ (НДС). А специальные нормы имеют преимущество перед основными нормами.
Глава 26.2 НК РФ освобождает «упрощенцев» от исполнения обязанностей плательщика НДС, допуская единственное исключение из этого правила – ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Ссылки же на статью 174.1 НК РФ или на участие в договоре простого товарищества там нет.
Возможно, законодатели забыли сделать эту ссылку, забыли сделать еще одно исключение. Но в результате этой забывчивости текст Налогового кодекса именно такой, какой он есть на настоящий момент.
Существует ли уже арбитражная практика по этому вопросу?
Да, суды уже рассматривали подобные споры и принимали решения в пользу налогоплательщиков (например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа № Ф04-7977/2006(28867-А27-34) от 4 декабря 2006 года, № Ф04-6040/2006(26514-А27-14) от 26 октября 2006 года, № Ф04-7200/2006(27937-А27-7) от 20 сентября 2006 года, ФАС Северо-Западного округа № А21-6871/04-С1 от 16 марта 2005 года).
Расскажите суть одного из дел. Чем руководствовались суды, принимая решение?
В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа № Ф04-7200/2006(27937-А27-7) от 26 октября 2006 года рассматривается следующая ситуация: два ООО, одно из которых применяло «упрощенку», в 2005 году заключили договор простого товарищества. Причем определение финансового результата и ведение общего учета были поручены как раз «упрощенцу» (участник 1). В соответствии с приказом об учетной политике своего ООО участник 1 добросовестно вел обособленный учет операций (на отдельном балансе, с использованием отдельного расчетного счета) по совместно осуществляемой деятельности и по операциям непосредственно своей деятельности.
Участник 1 посчитал, что, поскольку он применяет УСН и не является плательщиком НДС в силу положений пункта 2 статьи 346.11 НК РФ, он должен уплачивать НДС по совместным операциям только за участника 2 (пропорционально доле последнего согласно договору). Поэтому, составляя счета-фактуры по операциям в рамках совместной деятельности, участник 1 сумму НДС выделял пропорционально доле участия участника 2 – плательщика данного налога.
Приобретая товары в связи с деятельностью простого товарищества, участник 1 аналогичным образом поступал и с «входным» НДС. Его он тоже делил пропорционально долям участников. Часть, соответствующая доле вклада в простое товарищество участника 2 – плательщика НДС, подлежала вычету (возмещению) в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ. Свою же часть НДС, предъявленного поставщиком товара, участник 1 исключал из полученного дохода в целях обложения единым налогом на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.
Налоговая инспекция, которая, конечно же, руководствовалась указаниями Минфина, привлекла участника 1 к ответственности за неуплату НДС с выручки, приходящейся на его долю. Участнику 1 также был доначислен единый налог - по мнению инспекции, им неправомерно была отнесена на расходы часть «входного» НДС, приходящаяся на его долю (п. 19 ст. 270 НК РФ).
Однако суды (первой, апелляционной и кассационной инстанций) при рассмотрении этого дела встали на сторону участника 1. При этом они сделали следующие выводы:
- пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ не предусмотрен запрет на применение УСН лицами, осуществляющими хозяйственную деятельность в рамках договора простого товарищества;
- положения главы 21 НК РФ не регламентируют порядок исполнения обязанности по уплате НДС участником договора простого товарищества;
- обязательства по уплате НДС по операциям, совершаемым простым товариществом, могут возникать у участников товарищества в доле, соответствующей их вкладам в имущество и в расходы товарищества (ст. ст. 143 и 249 НК РФ, ст. 1046 ГК РФ);
- включение участником 1 части сумм «входного» НДС, уплаченного поставщикам, в состав расходов для целей уплаты единого налога, вполне обоснованно.
В общем, на основании этого и подобных дел можно понять позиции и налоговиков, и Минфина, и судов.
Начать дискуссию