ЕСН

Осторожно: ЕСН!

С 1 января 2002 года вступил в силу Закон N 198-ФЗ, которым были внесены изменения в главу 24 НК РФ "Единый социальный налог". Это значит, что теперь ЕСН нужно рассчитывать по-новому. В первую очередь изменения коснулись названия главы 24 НК РФ "Единый социальный налог (взнос)". Возможно, за год действия этого налога депутаты решили, что ЕСН является не взносом, а налоговым платежом, следовательно, и глава 24 НК РФ должна называться "Единый социальный налог".

Осторожно: ЕСН!

С 1 января 2002 года вступил в силу Закон N 198-ФЗ, которым были внесены изменения в главу 24 НК РФ "Единый социальный налог". Это значит, что теперь ЕСН нужно рассчитывать по-новому.

В первую очередь изменения коснулись названия главы 24 НК РФ "Единый социальный налог (взнос)". Возможно, за год действия этого налога депутаты решили, что ЕСН является не взносом, а налоговым платежом, следовательно, и глава 24 НК РФ должна называться "Единый социальный налог".

Изменился и состав плательщиков ЕСН, определенный в статье 235 НК РФ. Из него исключены родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, и главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Теперь налогоплательщиками признаются лишь организации, индивидуальные предприниматели, физические лица и адвокаты. В статью 236 "ОбЪект налогообложения" НК РФ внесли серьезные изменения, касающиеся налогообложения выплат в пользу работников за счет чистой прибыли. В старой редакции этой статьи было указано, что такие выплаты не облагаются ЕСН, если производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль. Эта формулировка позволяла сотрудникам территориальных налоговых инспекций полагать, что организация имеет право не облагать ЕСН выплаты в пользу работников лишь в том случае, если она уплатила с них налог на прибыль. В частности, нередко высказывалось мнение, что организации, имеющие 100-процентную льготу по налогу на прибыль, обязаны начислять ЕСН на все выплаты независимо от источника финансирования. К этим же выплатам налоговики приравнивали и материальную выгоду, полученную работниками. Теперь это утверждение не имеет силы. Тем более, что законодатели изЪяли из главы 24 НК РФ даже упоминание о материальной выгоде.

С 2002 года обЪектом обложения по ЕСН не признаются выплаты в пользу работников, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль. Соответственно, у предпринимателей ЕСН не облагаются выплаты, не уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц.

Таким образом, законодатель не ставит в зависимость образование обЪекта обложения по ЕСН от факта уплаты налога на прибыль. Следовательно, даже организации, имеющие 100-процентную льготу по налогу на прибыль, смогут выплачивать своим сотрудникам материальную помощь или делать им подарки, не уплачивая при этом ЕСН.

Изменен порядок расчета налога для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Старая редакция кодекса признавала облагаемой базой по ЕСН доход, который определялся исходя из стоимости патента на работу по упрощенно системе налогообложения. То есть при расчете облагаемой базы по ЕСН стоимость патента принималась равной сумме налога на доходы индивидуального предпринимателя. Зная величину налога на доходы и ставку этого налога, определяли размер облагаемой базы. Налоговая база по налогу на доходы у индивидуальных предпринимателей, работающих по упрощенке, считалась равной налоговой базе по ЕСН. Следовательно, чтобы определить величину единого социального налога приходилось делать довольно сложный расчет. Теперь облагаемая база по ЕСН для предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения, рассчитывается иначе - она равняется десятой части валовой выручки за месяц.

Нельзя однозначно утверждать, что это нововведение улучшит положение предпринимателей. Например, при высокозатратных видах деятельности ЕСН удобнее рассчитывать по-старому, но при малозатратных видах деятельности новый подход выгоднее. Но, на наш взгляд, введение зависимости величины облагаемой базы по ЕСН от реальных результатов деятельности предпринимателей само по себе является положительным моментом.

По-новому будет определяться налоговая база по ЕСН у индивидуальных предпринимателей, работающих по обычной системе налогообложения.

В старой редакции статьи 237 НК РФ говорилось, что налоговая база у индивидуальных предпринимателей определяется как разница между доходами, полученными в ходе предпринимательской деятельности, и расходами, предусмотренными пунктом 1 статьи 221 НК РФ. В этом пункте речь идет о профессиональных налоговых вычетах, предусмотренных по налогу на доходы физических лиц. Таким образом, 24 глава НК РФ переадресовывала предпринимателей к хорошо им знакомой главе 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц". Новая же редакция кодекса предлагает предпринимателям рассчитывать налоговую базу по ЕСН как разницу между доходами предпринимателя и расходами, связанными с их извлечением. При этом указано, что состав таких расходов определяется в порядке, утвержденном главой 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций". Видимо, тем самым законодатель хотел продемонстрировать свое желание уравнять в правах предпринимателей и организации.

Но хотели как лучше, а получилось как всегда. Глава 25 НК РФ содержит 88 статей. Вступила в силу она только с 1 января 2002 года. Многие бухгалтеры, для которых глава 25 НК РФ должна стать одним из основополагающих документов, до сих пор не могут разобраться - как же рассчитать прибыль, и какие именно расходы принимаются к учету для целей налогообложения. Что уж говорить об индивидуальных предпринимателях? Теперь им придется изучать малопонятную и весьма обЪемную главу НК РФ и знакомиться с порядком определения расходов по совершенно незнакомому налогу. Это позволит им правильно исчислить ЕСН и НДФЛ.

Чтобы правильно определить облагаемую базу по ЕСН, индивидуальным предпринимателям придется изучить главу 25 НК РФ.

Установлен новый порядок формирования налоговой базы по ЕСН. Теперь при ее расчете учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы оплаты (полная или частичная), и от того, предназначены они физическому лицу или члену его семьи за минусом выплат, не облагаемых налогом.

Перечень выплат, которые не облагаются ЕСН, приведенный в статье 238 НК РФ, почти не изменился. Были внесены лишь небольшие поправки. Например, сейчас этим налогом не облагаются все виды компенсационных выплат, предусмотренных законодательством и выплачиваемых в связи с бесплатным предоставлением продуктов питания сотрудникам организации. В старой редакции НК РФ этой нормы не было.

Изменился порядок льготирования средств, направленных на страхование работников. С 2002 года налогом не облагаются выплаты по добровольному личному страхованию работников по договорам, заключенным на срок более года при условии, что по таким договорам оплачиваются расходы по лечению застрахованных. Кроме того, не облагаются ЕСН взносы по договорам личного страхования, по которым выплаты производятся лишь в случае смерти работника, утраты застрахованным трудоспособности из-за травмы на работе или из-за профзаболевания.

Возможно, некоторые бухгалтеры удивятся отсутствию в статье 236 "ОбЪект налогообложения" и в статье 237 "Налоговая база" ссылки на льготу по выдаче сотрудникам организации сельхозпродукции или детских товаров не сумму до 1000 рублей в месяц на человека. На самом деле, законодатель просто несколько изменил структуру главы 24 и упомянул в статье 238, что эта льгота отражается в составе сумм, не подлежащих обложению ЕСН. Правда, в Кодексе появилась оговорка - что льгота распространяется лишь на продукцию собственного производства. При выдаче покупных товаров сотрудникам организации льгота по ЕСН не предусмотрена. Таким образом, законодатель значительно ограничил действие льготы.

В 2002 году организации будут в полном обЪеме облагать ЕСН продовольственные заказы работников, а также подарки их детям.

Заметим, что и в прошлом году налоговики считали, что данная льгота распространяется только на продукцию собственного производства. Так что, новая норма хоть и не улучшает положение налогоплательщиков, но снимает спорный вопрос.

Уплата налога

С 2002 года изменен отчетный период по налогу. Теперь он составляет не месяц, а квартал. Значит, бухгалтеры будут подавать в территориальные инспекции четыре расчета авансовых платежей в год, а не двенадцать, как раньше.

Кроме того, изменен порядок расчета ЕСН. Часть налога, которая ранее перечислялась в Пенсионный фонд РФ, с 2002 года нужно будет платить в федеральный бюджет. При этом максимальная ставка части налога, уплачиваемой в федеральный бюджет, по-прежнему составит 28 процентов. Закон N 198-ФЗ также ввел новый налоговый вычет по ЕСН - взносы по пенсионному страхованию.

В конце прошлого года приняли закон N 167-ФЗ, которым был введен новый порядок пенсионного страхования. Пенсионный взнос, как и ЕСН, рассчитывается по регрессивной шкале. Его максимальная ставка при доходах менее 100 000 рублей в год - 14 процентов. Исключение составляют организации, занимающиеся производством сельхозпродукции, а также родовые общины народов севера и некоторые другие категории плательщиков. Для них максимальная ставка взноса - 10,3 процента.

Таким образом, с 2002 года организации будут платить и ЕСН, и страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ. Чтобы не допустить увеличения налоговой нагрузки на налогоплательщиков из-за введения дополнительного взноса, был установлен налоговый вычет по ЕСН, позволяющий уменьшать сумму ЕСН, подлежащего уплате в бюджет, на величину взносов по пенсионному страхованию за тот же отчетный или налоговый период. Поэтому увеличения налоговой нагрузки не будет.

В законе N 167-ФЗ есть указание, что пенсионные взносы уплачиваются не позднее 15 числа следующего месяца. Старая редакция главы 24 НК РФ требовала уплаты ЕСН не позднее дня получения средств на оплату труда работников в банке, и при этом не позднее того же 15 числа.

Если организация выплачивала своим работникам заработную плату 5 числа, она была вынуждена уплачивать ЕСН раньше 15-го числа. Следовательно, могла сложиться ситуация, когда ЕСН перечислялся в бюджет раньше пенсионных взносов, и организация не смогла бы воспользоваться положенным ей по закону налоговым вычетом. Во избежание подобной ситуации был установлен срок уплаты ЕСН - 15 число следующего месяца. Теперь организации смогут выдавать зарплату в первых числах месяца, а ЕСН и пенсионный взнос платить 15-го.

Есть и другие изменения в порядке расчета единого социального налога. Старая редакция пункта 2 статьи 241 НК РФ предполагала, что право на применение регрессивной шкалы возникает лишь у организаций, у которых в предыдущем налоговом периоде величина налоговой базы в среднем на одного работника составляла более 50 000 рублей. Если организация не отвечала этому условию, она уплачивала налог по максимальной ставке. Если же налоговая база, деленная на количество месяцев с начала года, в среднем на одного работника в одном из месяцев года оказывалась менее 4200 рублей, то организация опять-таки была обязана перейти на уплату ЕСН по максимальной ставке.

Закон N 198-ФЗ серьезно изменил этот пункт Кодекса. В текущем году налогоплательщики смогут воспользоваться правом на применение регрессивной шкалы, если их налоговая база, деленная на количество прошедших месяцев с начала года, превысит 2500 рублей в расчете на одного работника.

Кроме того, снижены налоговые ставки для адвокатов. Теперь они смогут применять регрессивные ставки ЕСН при доходах, превышающих 100 000, а не 300 000 рублей, как было раньше.

Вместо заключения

Закон N 198-ФЗ значительно изменил порядок исчисления единого социального налога. Причем поспешность, с которой новый закон был введен в действие, может вызвать недоумение у некоторых бухгалтеров.

Депутаты Госдумы, по-видимому, забыли о статье 5 НК РФ, согласно которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее истечения одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Как иначе обЪяснить тот факт, что изменения главы 24 "Единый социальный налог (взнос)", принятые 31 декабря 2001 года и в тот же день официально опубликованные, вступили в силу уже с 1 января. То есть со дня официального опубликования прошел не месяц, как этого требует НК РФ, а день.

Хотя статья 5 НК РФ содержит оговорку - законы, улучшающие положение налогоплательщиков, могут вступать в силу задним числом, на наш взгляд, изменения, внесенные в 24 главу НК РФ, нельзя считать благом для всех без исключения налогоплательщиков. Безусловно, появилось больше ясности по поводу выплат за счет чистой прибыли, снижен порог возможности применения регрессивной шкалы ЕСН. Однако ограничение действия льготы по сельхозпродукции и детским товарам, как и введение принципиального нового способа исчисления налога явно не улучшают положение налогоплательщиков.

В подвал:

Пример расчета ЕСН

Сотруднику организации - женщине 1959 года рождения за январь выплачена заработная плата в размере 7000 рублей. Рассчитаем величину ЕСН и пенсионного взноса для этой сотрудницы за январь.

Налог и взнос рассчитываются по максимальной ставке налога.
В этом случае сумма авансового платежа по ЕСН, подлежащего перечислению в федеральный бюджет, составит:
7 000 руб. х 28 % = 1960 руб.
Начисленную сумму следует отразить в учете такими проводками:
Дебет 20 Кредит 69 субсчет "Расчеты с бюджетом по ЕСН"
- 1960 руб. - начислен ЕСН в части средств, подлежащих уплате в федеральный бюджет.
Сумма авансовых платежей по пенсионному взносу составит:
страховая часть:
7000 руб. х 12 % = 840 руб.
накопительная часть:
7000 руб. х 2 % = 140 руб.
итого, страховой взнос:
840 руб. + 140 руб. = 980 руб.
Общая сумма страхового пенсионного взноса будет равна налоговому вычету по ЕСН, который в учете будет отражаться следующей проводкой:
Дебет 69 субсчет "Расчеты с бюджетом по ЕСН" Кредит 69 субсчет "Расчеты по обязательному пенсионному страхованию"
- 980 руб. - начислен пенсионный взнос.
Таким образом, в федеральный бюджет организация-работодатель должна будет перечислить налог в размере 1960 руб. - 980 руб. = 980 руб.
ЕСН, уплачиваемый в остальные фонды, составит:
В МГФОМС:
7 000 руб. х 3,4 % = 238 руб.
В ФОМС:
7 000 руб. х 0,2 % = 14 руб.
ФСС России:
7 000 руб. х 4 % = 280 руб.

Начать дискуссию