Бухгалтерский учет

Валюта под контролем

В недавнем прошлом валютное законодательство было достаточно жестким по отношению к операциям с иностранными деньгами. Однако с прошлого года ситуация изменилась в лучшую сторону. Закон был существенно пересмотрен, что дало фирмам возможность чувствовать себя свободнее. Комментирует динамику валютного законодательства Евгения Даренина, юрисконсульт «ФБК-Право».

В недавнем прошлом валютное законодательство было достаточно жестким по отношению к операциям с иностранными деньгами. Однако с прошлого года ситуация изменилась в лучшую сторону. Закон был существенно пересмотрен, что дало фирмам возможность чувствовать себя свободнее. Комментирует динамику валютного законодательства Евгения Даренина, юрисконсульт «ФБК-Право».

Евгения ДАРЕНИНА

Хорошие новости

Ранее в целях защиты рубля от более твердой иностранной валюты законодатель создал ряд механизмов, которые позволяли контролировать валютные операции. Среди них можно выделить требования об обязательном резервировании, об использовании специального счета, об обязательной продаже части валютной выручки, а также ряд других.

В последнее время ситуация в России стала более стабильной: в наличии большой золотовалютный резерв и курс валюты не подвержен резким колебаниям. Поэтому стало возможным отменить некоторые ограничения на осуществление валютных операций.

Так, с 1 июля 2006 года правительство и Центральный банк утратили право устанавливать требование о резервировании денежных средств. С отменой этого ограничения фирмам более не требуется временно переводить собственные средства на специальные счета при совершении валютных операций.

Перестало действовать и требование об использовании специального счета. Ранее он был необходим, во-первых, при расчетах в случаях предоставления резидентами кредитов и займов в иностранной валюте нерезидентам, а во-вторых, при операциях с внешними ценными бумагами и исполнении резидентами обязательств по внешним бумагам. Специальные счета окончательно прекратили существование с 1 января 2007 года. Этому предшествовал полугодовой переходный период, в течение которого было разрешено использовать для валютных операций как обычные, так и ранее открытые специальные счета.

То, что контроль над операциями с валютой постепенно ослабевает, подтверждается и тем, что с 1 июля 2006 года было окончательно устранено требование об обязательной продаже части валютной выручки. Ранее, согласно Закону от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», обязательной продаже подлежала сумма в размере 30% валютной выручки. С декабря 2004 года обязательная продажа должна была осуществляться в размере 25% вышеупомянутой суммы, а с мая 2006 года Центральный банк снизил ставку до 0%, в связи с чем резидентам было позволено самим принимать решение, продавать или не продавать полученную в иностранной валюте выручку.

Другие нормативные документы также подверглись корректировке в соответствии с новым законодательством. Так, Указом от 17 мая 2007 г. № 637 Президент РФ отменил ряд актов либо их отдельных положений, которые предусматривали, в частности, освобождение от необходимости продажи части валютной выручки, а также целевое использование валютных средств, оставшихся в распоряжении организации.

КоАП не согласен

Однако не все так гладко. В Кодексе об административных правонарушениях до сих пор предусмотрена ответственность за валютные правонарушения. Часть 1 статьи 15.25 определяет такой состав правонарушения, как «осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании».

Логично предположить, что по данной норме могут быть привлечены к ответственности лица, нарушившие указанные требования до их отмены законодателем, то есть до 1 июля 2006 года. Вместе с тем пункт 2 статьи 1.7 КоАП закрепляет принцип действия обратной силы смягчающего или отменяющего ответственность закона. Поэтому, даже если налоговики обнаружат нарушение требований об использовании специального счета или о резервировании, совершенное фирмой до 1 июля 2006 года, фирма не будет привлечена к ответственности. К аналогичному выводу пришла и Федеральная таможенная служба в письме от 12 февраля 2007 г. № 01-06/4703.

Заграничные счета

Также новое валютное законодательство упрощает процесс открытия банковского счета за пределами России. С 1 января 2007 года действует общий порядок уведомления налоговых органов об открытии и закрытии счетов в заграничных банках, предусмотренный частью 2 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Теперь фирмы-резиденты вправе без ограничений осуществлять операции с валютой, зачисленной на счета (во вклады), открытые в заграничных банках. Однако некоторые действия все-таки были исключены из данного правила: валютные операции между резидентами и операции, указанные в части 6.1 статьи 12 Закона № 173-ФЗ.

На резидентов также возложена обязанность представления в инспекцию по месту учета ежеквартальных отчетов о движении средств по каждому из счетов в банках за пределами территории России с подтверждающими банковскими документами (ч. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ, п. 4 постановления Правительства от 28 декабря 2005 г. № 819).

Таким образом, к основным обязанностям фирм при открытии счетов в иностранных банках относят уведомление налоговиков об открытии и закрытии счетов, а также представление в инспекции отчетов о движении денежных средств по ним.

Договор всему голова

В письме таможенной службы от 12 февраля 2007 г. № 01-06/4703 отмечено, что при определении срока поступления выручки в первую очередь следует обратить внимание на условия договора. Также контракт имеет основное значение при установлении периода, в течение которого покупатель должен оплатить товар, и даты, с которой должен исчисляться данный период.

Не все барьеры сняты

Следует отметить, что часть «контролирующих» статей законодатель сохранил и отдельные ограничительные барьеры оставил. Так, в настоящий момент действует требование относительно репатриации (возврата) резидентами иностранной валюты и валюты России при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Налогоплательщик обязан в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами:

    обеспечить возврат денег, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности;
  • возвратить в Россию деньги, уплаченные нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию России товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. При этом законом предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту России.

Нарушение налогоплательщиком требования о репатриации повлечет административную ответственность по частям 4, 5 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях в виде штрафа.

Кроме того, сохранено требование об обязательном оформлении резидентом паспорта сделки при осуществлении им валютных операций с контрагентом-нерезидентом. Паспорт сделки предназначен для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям. Он оформляется в уполномоченном банке, а сведения, указанные в нем, подлежат подтверждению соответствующими документами, являющимися основанием для проведения валютной операции.

Более того, закон предписывает резидентам и нерезидентам, осуществляющим валютные операции, вести учет в установленном Центральным банком порядке и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Формы учета и отчетности по валютным операциям предоставляются только уполномоченным банкам. Кроме того, на резидента возложена обязанность по обеспечению сохранности соответствующих документов и материалов отчетности в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции.

Однако если правонарушение малозначительно, то фирма может быть освобождена от административной ответственности (ст. 2.9 КоАП). Как разъяснили арбитражные судьи, правонарушение расценивается как малозначительное в том случае, если не наносит существенного ущерба охраняемым отношениям (п. 18 постановления Пленума ВАС от 2 июня 2004 г. № 10). В частности, арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 26 марта 2007 г. по делу № А38-2723-12/304-2006 признал нарушение срока представления в банк документов, необходимых для оформления паспорта сделки, а именно опоздание на пять дней, малозначительным и отменил постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Таким образом, российское валютное законодательство отныне лишено значительной части барьеров для свободного международного хождения валюты. Вместе с тем сохранены некоторые ограничения на осуществление валютных операций, о которых не стоит забывать.

Начать дискуссию