Налоговики определили критерии, при помощи которых плательщики смогут проверить свой риск выездной проверки (далее - Критерии). Этот документ дополняет Концепцию системы планирования выездных проверок (Утв. приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333; опубликована в «ДК» № 12, 2007) (далее - Концепция).
Налоговую нагрузку и рентабельность налоговики будут сравнивать со среднеотраслевыми показателями. В случае расхождения есть шанс объяснить инспекторам причины этого и тем самым предотвратить проверку.
Внимание следует обратить также на темп роста расходов по сравнению с темпом роста доходов и долю вычетов НДС. Для «упрощенцев» и предпринимателей установлены отдельные критерии.
Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок от 25.06.07
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА
Основным критерием является налоговая нагрузка. Налоговики обратят внимание на фирму, у которой нагрузка ниже среднего отраслевого уровня.
Как рассчитать
В приложении 1 к Критериям дан уровень налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности за 2006 год. К примеру, для торговли он составил 3,8 процента, а для строительства - 11,9. По сведениям Росстата, именно таким в прошлом году было соотношение уплаченных налогов к выручке организаций.
Чиновники не расшифровывают, как именно определялись уплаченные налоги. Сказано лишь - их сумма подсчитана «по данным отчетности налоговых органов». В частности, это внутренняя статистическая форма налоговых органов № 1-НОМ (приложение 4 к приказу ФНС России от 27 декабря 2005 г. № САЭ-3-10/695). В ней собраны поступления налогов по основным видам экономической деятельности.
При этом есть ряд особенностей.
Во-вторых, налоги, уплаченные в течение отчетного периода (суммы, отраженные проводкой Дебет 68 Кредит 51), принимаются в расчет нагрузки.
В-третьих, в расчетах не участвуют платежи налоговых агентов (НДФЛ и НДС, удержанный с других лиц).
ПРИМЕР 1
За первое полугодие 2007 года сумма налогов, которые ООО «Альфа» перечислило в бюджет, составила 5,3 млн руб. В нее включены и налоги, начисленные за 2006 год, но уплаченные в 2007 году. Выручка организации за январь-июнь равна 66,25 млн руб. Налоговая нагрузка составляет 8% (5,3 млн руб. : 66,25 млн руб. 5 х 100%).
Основная сфера деятельности компании - производство пищевых продуктов. Там средняя нагрузка - 13,1 процента, то есть в 1,6375 раза больше, чем у ООО «Альфа». Следовательно, организации грозит выездная проверка.
Выручку нужно брать по статистическим данным. Так сказано в Критериях. В частности, из строк 01 и 02 формы № 5-3 (Утв. постановлением Росстата от 4 июля 2006 г. № 34). При этом в доходы не включаются НДС и акцизы, предъявленные покупателям.
Однако на практике налоговики, оценивая необходимость выездной проверки, скорее всего станут анализировать выручку, указанную в строке 010 Отчета о прибылях и убытках. Ведь плательщики сдают его непосредственно в инспекцию, а потому он доступней налоговикам, чем статотчетность.
Правда, для большинства плательщиков эти две суммы выручки будут близки или даже полностью совпадут.
Как оправдаться
Чиновники, просчитав налоговую нагрузку, не назначат выездную проверку сразу. Вначале они попытаются выяснить, чем вызван невысокий уровень налогов. Такой вопрос зададут главному бухгалтеру. Именно от вашего ответа зависят дальнейшие действия инспекции: станет ли она выполнять выездную проверку или оставит фирму в покое.
Есть стандартные аргументы: временное снижение налогов из-за значительных инвестиций, сезонное падение спроса и т. п. Кроме них существует еще две группы доводов
Первая следует из самой методики расчета нагрузки, одобренной ФНС России. Раз учитываются налоги, перечисленные в отчетном периоде, то в невыгодных условиях оказываются те, у кого на начало этого периода была переплата в бюджет. Погашая ее, фирма не вносила налоги. Вот нагрузка и уменьшилась. Это уважительная причина, и инспекторы должны ее принять. В пользу организации могут свидетельствовать и платежи в бюджет, произведенные после отчетного периода. Они показывают - снижение нагрузки было временным и скорректировано последующим увеличением.
Вторая группа основана на недостатке методики. Документ чересчур укрупнен. Нельзя требовать одинаковой нагрузки от всех, кто занят, к примеру, изготовлением пищевых продуктов. Надо учитывать различия в ассортименте выпускаемых товаров, вероятность того, что ведется несколько видов деятельности, особенности маркетинговой политики. Такие аргументы лучше собирать заранее. Вам имеет смысл ежеквартально определять уровень нагрузки, сравнивая его с отраслевым показателем. Если средний показатель не достигнут, то готовьте доводы для инспекции.
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ
Со среднеотраслевыми показателями налоговики будут сравнивать и вашу рентабельность.
Как рассчитать
Уровень рентабельности желательно рассчитывать тоже раз в квартал.
Его можно сопоставить со среднеотраслевыми данными, опубликованными в приложении 2 к Критериям. Для сравнения используют две величины: рентабельность продукции и рентабельность активов. Определяют эти значения по данным бухгалтерской отчетности: формы № 2 и баланса (Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н).
Рентабельность продукции равна отношению прибыли от продаж к себестоимости товаров (работ, услуг).
С прибылью все ясно - она берется из строки 050 формы № 2.
Что же касается себестоимости, то сумму из строки 020 надо увеличить на коммерческие и управленческие расходы (строки 030 и 040). Данные величины - часть затрат, и они вычитаются при расчете прибыли от продаж. Это видно из самого Отчета о прибылях и убытках.
Чтобы узнать рентабельность активов, надо разделить общую прибыль (строка 140 формы № 2) на итог баланса (строка 300). Так указано в примечании к таблице с показателями рентабельности.
Поводом для выездной проверки может стать даже 10-процентное отклонение рентабельности от средней. Так сообщается в Критериях. Но на практике чиновников будет интересовать не любое колебание, а только занижение.
ПРИМЕР 2
Прибыль от продаж, полученная ООО «Альфа» за январь-июнь, составляет 12 млн руб. Прибыль до налогообложения - 12,88 млн руб. Себестоимость за этот период - 100 млн руб. (с учетом коммерческих и управленческих расходов). Итог активов баланса - 230 млн руб.
Рентабельность продукции равна 12% (12 млн руб. : 100 млн руб. 5 100%). Она превышает средний уровень (9,3%) на 29 с лишним процентов ((12 - 9,3) : 9,3 х 5 100%). Но это отклонение - пока еще не причина для выездной проверки. Ведь рентабельность (а следовательно, и налогооблагаемая прибыль) больше ожидаемой чиновниками.
Иное дело - рентабельность активов. Ее величина в ООО «Альфа» всего 5,6% (12,88 млн руб. : 230 млн руб. 5 100%). А средняя для производителей пищевых продуктов - 7,3%.
Тут отклонение отрицательно - почти 23,3% от базисного уровня ((5,6 - 7,3)/ 7,3 5 100%). Руководство инспекции вправе заподозрить уход от налогов и назначить выездную проверку.
Возможен и другой вариант - ревизоры посчитают ситуацию нормальной сразу или после пояснений налогоплательщика. Все зависит от обстоятельств и аргументов представителей фирмы.
Как оправдаться
Низкая рентабельность активов нормальна для многих предприятий со старыми основными средствами. Или для тех, у кого на балансе вспомогательные цеха, природоохранные и социальные объекты, рабочие столовые. Список легко продолжить - вы можете это сделать исходя из специфики вашей компании.
Сама по себе низкая либо нулевая рентабельность активов вовсе не является нарушением. Так не раз подчеркивали судьи (п. 9 постановления Пленума Высшего арбитражного суда от 12 октября 2006 г. № 53).
В судебной практике можно найти массу полезных доводов (отраслевая специфика, высокая конкуренция, предоставление скидок и т. п.). Подробный рассказ о них вы найдете в «ДК» № 12 (в комментарии к Концепции).
Важно учесть, что рентабельность контролеры считают отдельно за каждый период, а не в совокупности. Такой подход не всегда точен.
ПРИМЕР 3
Проверив организацию, инспекторы заподозрили уход от налогов. Одним из доводов ревизоров стала крайне низкая рентабельность операций за отдельные отчетные периоды.
Налогоплательщик, а потом и суд не согласились с обвинением (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 августа 2006 г. № КА-А40/7583-06). Во-первых, минимальная рентабельность неизбежна - компания только начала деятельность. В это время существенны затраты на развитие, которые не приносят моментальной отдачи и доходов. Тут бессмысленно ожидать нормальную рентабельность.
Во-вторых, предприятие заключало долгосрочные договоры на привлечение кредитов, а также на передачу своего имущества в лизинг. Издержки и доходы по ним распределялись неравномерно. Фискалы не оценивали общую эффективность сделки, поэтому их расчеты нельзя признать достоверными.
Процентные платежи по полученным кредитам и займам - классический случай неравномерных расходов. Очень часто их сумма велика в начале действия кредитного договора, а потом она снижается. Такие условия диктует банк.
Ссылаясь на них, налогоплательщик объяснит отсутствие или незначительность рентабельности в отдельные периоды. Подобные доводы инспекторы могут понять и не включить компанию в план выездных проверок.
ТЕМПЫ РОСТА РАСХОДОВ И ДОХОДОВ
Спорен подход налоговиков к еще одному из расчетных критериев: опережающему темпу роста расходов над темпом роста доходов.
Определяют его в три этапа.
Потом тот же расчет производят по форме № 2.
И в последнюю очередь сопоставляют полученные итоги. Сравнение идет лишь по выручке от реализации товаров, работ и услуг.
ПРИМЕР 4
За январь-сентябрь 2007 года выручка ООО «Центр», приведенная в строке 010 листа 02 декларации, - 17,85 млн руб. Расходы, связанные с реализацией (строка 030 того же листа, - 16,74 млн руб.
За 9 месяцев 2006 года показатели соответственно равнялись 17 млн руб. и 15,5 млн руб. Темп роста доходов - 1,05 (17,85 : 17), затрат - 1,08 (16,74 : 15,5).
Разделим темп роста расходов к аналогичному значению по доходам. Итог - 1,029 (1,08 : 1,05). Издержки увеличиваются быстрее выручки. Это тревожный признак (для налоговиков). Он свидетельствует о снижении доли налогооблагаемой прибыли.
Далее работаем с формой № 2. Определяя затраты, нужно суммировать цифры из строк 020, 030 и 040 (себестоимость, коммерческие и управленческие расходы). Выручка же берется из строки 010 формы № 2. Допустим, по бухгалтерской отчетности соотношение роста расходов к увеличению доходов - 1,005.
Несоответствие темпов налицо. Теперь сравним показатели. Соотношение темпов роста «налоговых» расходов по сравнению с «бухгалтерскими» - 1,024 (1,029 : 1,005). Показатель невелик, но все равно тревожен. С учетом сокращения доли налогооблагаемой прибыли в ООО «Центр» не исключена выездная проверка.
ДОЛЯ ВЫЧЕТОВ НДС
Опасно, если в течение 12 месяцев доля вычетов равна 89 процентам или превышает эту величину. Тут грозит выездная проверка.
Специалисты ФНС России не делают исключений даже для экспортеров, хотя у них вычеты часто больше всего начисленного налога.
Получается, что такие плательщики автоматически официально внесены в число тех, у кого в любой момент вероятна выездная проверка. Единственное ограничение для чиновников - пункт 5 статьи 89 НК РФ. В соответствии с ним за год обычно допускаются лишь две подобные ревизии. Увеличить их количество вправе руководитель ФНС России, но подобное решение - редчайший случай.
ЛИМИТЫ ДЛЯ СПЕЦРЕЖИМОВ
Плательщики, применяющие спецрежимы, должны следить за показателями, при превышении которых они обязаны перейти на общую систему.
Например, при «упрощенке» - за численностью работающих или остаточной стоимостью основных средств с нематериальными активами (не более 100 человек и 100 млн руб. соответственно). А при «вмененке» по перевозке пассажиров и грузов - за количеством машин (20 и меньше).
Выездная проверка грозит тем, у кого за год хотя бы два раза зафиксированы показатели, которые превышают 95 процентов от предела. Так говорят Критерии. К сожалению, не поясняется, как часто нужно определять 95 процентов. Допустим, есть «упрощенец», у которого в октябре и ноябре остаточная стоимость внеоборотных активов превышала 95 млн руб. Это один отчетный период. На первый взгляд коммерсант в группу риска не попадает. С другой стороны, прямо не сказано, что нормативы проверяются по отчетным периодам, а не каждый месяц. Фактически даже однократный переход за 95 процентов может стать причиной выездной ревизии.
РАСХОДЫ У ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Если расходы предпринимателя - плательщика НДФЛ превысили 83 процента от доходов, то он попадет в группу риска.
Неизвестно, будет ли этот критерий соблюдаться на практике. Среди подозрительных оказались все бизнесмены, у кого прибыль меньше 20,5 процента от затрат (17 : 83 х 5 100). Но таких плательщиков большинство - чиновники просто не успеют их проверить.
Начать дискуссию