Оцени самостоятельно налоговый риск

27 июня 2007 года ФНС РФ опубликовала на своем сайте Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее – «Критерии оценки налоговых рисков» или «КОНР»), которые были разработаны на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утв. Приказом ФНС РФ от 30.05.07 № ММ-3-06/333@.

27 июня 2007 года ФНС РФ опубликовала на своем сайте Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее – «Критерии оценки налоговых рисков» или «КОНР»), которые были разработаны на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утв. Приказом ФНС РФ от 30.05.07 № ММ-3-06/333@.

Владимир Леонидович Ардашев

КОНР – это не застывшая догма, установленная раз и навсегда. ФНС РФ определила цифровые показатели Критериев экспериментально сроком на один год. В будущем планируется их детализация по видам экономической деятельности и регионам.

ВНИМАНИЕ: Критерии не являются ведомственным нормативным актом, содержат преимущественно цифровые ориентиры, поэтому они не могут быть обжалованы в суд. Они состоят из 11 индикативных показателей, которые не являются исчерпывающими. При этом, налогоплательщик попадает в разряд подозреваемых при обнаружении у него хотя бы одного отклонения от нормы. Однако, это не означает, что в отношении него автоматически начнется налоговая проверка.

Появление КОНР вполне закономерно и уже давно ожидалось экспертами как неизбежность. В последнее время аналитические выкладки и обобщение различных критериев и схем налоговыми органами разных регионов стало уже вполне обыденным явлением.

ДЛЯ СПРАВКИ: в таможенной сфере уже более 3 лет успешно применяется Система управления рисками (СУР), которая позволяет эффективно бороться с таможенными правонарушениями, в частности, контрабанда, занижение таможенной стоимости, уклонение от уплаты таможенных пошлин и налогов (ст. 358 Таможенного кодекса РФ). Именно на основе СУР определяется стратегия таможенного контроля (п. 4 ст. 358 ТК РФ), обусловленная необходимостью наиболее рационального использования ресурсов таможенных органов. Как видим, положительный опыт Федеральной таможенной службы (ФТС РФ) переняла и ФНС РФ.

Итак, вот этот список «налоговых заповедей»:

1. Налоговая нагрузка (соотношение суммы уплаченных налогов и выручки) ниже среднеотраслевого уровня. Расчет налоговой нагрузки за 2006 год по основным видам экономической деятельности приведен в Приложение 1 (zip,6 Kb) к КОНР.

2. Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более лет.

3. Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога, равна либо превышает 89 % за 12 месяцев.

4. налог на прибыль: Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня в отрасли по субъекту РФ.

6. Неоднократное (2 и более раза в течение года) приближение (менее 5 %) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять спецрежимы (УСН, сельхозналог, ЕНВД).

7. НДФЛ: Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за год. При этом доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме их доходов превышает 83 %.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). См. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократная (2 и более раза) «миграция» между налоговыми органами.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухучета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности. Расчет рентабельности продаж и активов за 2006 год по основным видам деятельности приведен в Приложение 2 (zip, 8Kb) к КОНР. В части налога на прибыль уменьшение рентабельности по данным бухучета от среднеотраслевых показателей на 10 % и более.

Как же отразится на налогоплательщиках появление КОНР? Мнения по этому поводу противоречивые. Ряд аналитиков небезосновательно считают, что индикативные показатели налоговой нагрузки, рентабельности продаж и активов не выполняются сейчас даже структурами «Газпрома» и «Роснефти». Однако, несмотря на острую критику, КОНР полезны для всех участников сложного налогового процесса: для налогоплательщиков, налоговых органов и судей.

КОНР устанавливают четкие экономико-управленческие ориентиры, позволяющие превентивно, в перспективе смоделировать риски, избежать споров, финансовых санкций и достаточно точно предсказать позицию налогового органа. КОНР – не панацея, а только ориентир, принцип, инструмент, которым надо умело пользоваться, а для этого нужны способности финансового аналитика и налогового консультанта.

Сегодня для определения налоговых рисков совершенно недостаточно знания налогового права и бухучета. Будущее за налоговым менеджментом, предметом которого являются налоговые риски и налоговое планирование. Во всем цивилизованном мире, в частности, в Германии, Великобритании, США эту функцию выполняют налоговые консультанты, которые и в России стали играть все большую роль в деятельности бизнеса. Это признак зрелости и налогоплательщика и налоговой системы.

Криминальные налоговые схемы доживают свои последние дни, деловая цель и обоснованность налоговой выгоды как судебные доктрины стали частью налогового права России, дополняя позитивное право. Это и есть живое налоговое право, которое надо знать, чувствовать и очень умело использовать, избегая безрассудных действий, которые могут повлечь неуправляемые налоговые последствия.

Обнародованные ФНС Критерии оценки налоговых рисков, имеющие вполне взвешенные экономические и управленческие основания, как раз и призваны помочь налогоплательщикам самостоятельно оценить свой налоговый рейтинг. Эти Критерии наряду с нормами права и судебной практикой станут еще одним инструментом бизнес-планирования, частью которого является управление налоговыми рисками.

В практической плоскости КОНР вместе с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок предписывают налоговикам при реализации контрольных мероприятий отказываться от тотального охвата и сконцентрировать свое внимание только на подозрительных налогоплательщиках, которые будут просеиваться через «сито» КОНР, попадать в зону особого внимания и формировать своеобразный черный список налогоплательщиков-кандидатов на выездную или т.н. углубленную камеральную налоговую проверку.

Именно такой способ и сможет обеспечить налоговикам 100 % успех выездных налоговых проверок, количество которых объективно будет снижаться. Таким образом, главным инструментом налогового контроля становится камеральная проверка. Учитывая, что в последнее время изменились и критерии оценки эффективности работы налоговых органов, хочется надеяться, что КОНР будут способствовать отказу налоговиков от правила: начислить недоимку любой ценой!

Благодаря КОНР внедряется (прежде всего, в сознании налоговых инспекторов) не формальный подход, а всесторонний экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и соответствующих первичных документов. При этом фискальные органы уже давно весьма эффективно используют информацию из т.н. внешних источников (банков, регистрирующих и правоохранительных органов, органов статистики, СМИ, Интернет, компаний-монополистов), обращая внимание на ценообразование, формирование себестоимости продукции, состав расходов, структуру баланса налогоплательщика и его операций по банковским счетам.

Особое отношение у налоговиков к оперативно-розыскной информации, заявлениям и сообщениям о фактах уклонения от уплаты налогов со стороны правоохранительных органов и сотрудников организаций. Для удобства последних даже открыты телефоны доверия и горячие линии. Если у налоговиков появятся доказательства участия компании в схемах, легализации расходов посредством фирм-однодневок и мнимых сделок, то никакие Критерии ей не помогут и проверки не избежать! Одним словом, на КОНР надейся, но сам не плошай! КОНР не гарантируют безопасности, а только способствуют ей.

КОНР имеют огромное воспитательно-идеологическое значение и формируют у налогоплательщика новый тип экономического мышления, психологически подталкивая его к выбору наиболее лояльного бюджету типа поведения. Надо сказать, что новые PR-технологии, пропаганда и массированная идеологическая бомбардировка сознания налогоплательщика дает весьма ощутимые экономические результаты. Чего только стоит «ковровая зачистка» по линии борьбы с криминальными ЕСН-схемами в 2006 году, организованная ФНС совместно с внебюджетными фондами, МВД, Генпрокуратурой РФ, профсоюзами, которая существенно уменьшила размер зарплат в конвертах.

КОНР будут полезны и рынку в целом, инвесторам и контрагентам налогоплательщика. Согласитесь, что попадание компании в черный список налоговиков одновременно влечет и серьезные репутационные риски.

Калибровка налогоплательщиков с помощью КОНР объективно вынуждает налогоплательщика постепенно подстраиваться под предложенные ФНС РФ стандарты. Отсюда, вывод: не выделяйся, будь чуть лучше других, имей систему управления налоговыми рисками, среди которых главный: контакты с проблемными поставщиками, необоснованные расходы и налоговая выгода. При этом надо учитывать свой статус (крупный, основной или типичный налогоплательщик), так как он является определяющим при планировании выездных налоговых проверок и их периодичности.

КОНР должны применяться взвешенно, а не как клише. Иначе мы вновь наступим на те же «грабли»: хотели как лучше, а получилось как всегда! Совершенно очевидно, что КОНР должны использоваться индивидуально к каждому налогоплательщику и в каждом конкретном случае учитывать особенности его бизнес-процессов по конкретным видам деятельности. Например, КОНР гласят, что убыточные, низкорентабельные предприятия, постоянно предъявляющие к возмещению НДС попадают в зону риска. Однако, если причиной этого является долгосрочный инвестиционный проект налогоплательщика, объективно влекущий большие капвложения, привлечение кредитов, а значит отсутствие прибыли и постоянное возмещение НДС, то репрессии в отношении такого налогоплательщика недопустимы.

Таким образом, в целях предотвращения рисков умный налогоплательщик должен постоянно мониторить внешнюю среду, в которой он ведет бизнес (социально-экономические, политические условия, конкуренция и т.д.), постоянно сравнивая свои показатели со среднестатистическими в своем городе, регионе, секторе экономики. Он должен быть готов в любое время объяснить налоговикам и документально подтвердить с использованием бизнес-планов, технико-экономических обоснований, маркетинговых исследований, расчетов экспертов и заключений специалистов, почему его нельзя стричь под одну гребенку. Экономика, управление и маркетинг являются определяющими факторами в процессе аргументации и обоснования позиции налогоплательщика.

Очередная попытка мотивации налогоплательщиков к добровольному отказу от агрессивных налоговых схем, безусловно, дает свои плоды, тем более что зерна упали в удобренную судебной практикой почву. Вступившие в силу в 2007 году поправки в НК РФ, явившие собой самую настоящую реформу налогового контроля и предложившие более четкие и предсказуемые правила игры на налоговом поле, одновременно означают и ужесточение налогового контроля.

Условия «социального контракта» бизнеса и власти, сформулированные на компромиссных началах предполагают бартер: налогоплательщики должны отказаться от схем взамен на гарантии налоговой безопасности. Все просто и закономерно. Ничего нового здесь нет. Этот путь уже давно прошли государства «большой восьмерки» за исключением России.

Сильное и уважаемое государство по определению должно иметь стабильную и эффективную налоговую систему, которая в России за последние годы приобрела четкие очертания. Конечно, не без явно выраженного этатизма, но это уже проблема зрелости гражданского общества, которая не решается в одночасье.

Главной бедой России была и остается тотальная управленческая безграмотность и некомпетентность чиновников. Всем известен уровень профессионализма сотрудников налоговых органов, которые руководствуются не Конституцией и Налоговым кодексом, а ДСП-шными инструкциями и революционным правосознанием, совершенно не имея своего личного мнения. В них живет страх, боязнь сделать что-нибудь не так и быть наказанным. Отсюда ярко выраженный фискально-обвинительный уклон и формализм, не способствующий взаимопониманию и выстраиванию конструктивного диалога с налогоплательщиком. Именно это, а не сами Критерии оценки налоговых рисков, и пугает всех налогоплательщиков!

Владимир Леонидович Ардашев, Управляющий партнер A&P, 23 июля 2007 г.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию