Одной из главных забот нового правительства станет налоговая реформа. В
частности, предполагается изменить ставку и систему сбора Единого социального
налога. О том, как это будет происходить, рассказал председатель комиссии Совета
Федерации по налоговой политике Олег ЧИРКУНОВ.
– Налоговое законодательство в нашей стране очень
нестабильно. Не успела Дума принять новую редакцию Налогового кодекса, как
правительство тут же собирается его менять. Такие метания выглядят
странно.
– Но в этом нет опасности. Сначала закон создается, потом
отрабатывается на практике, и в результате появляются мысли, как его
корректировать. Думаю, это единственно правильный способ «отработки» Налогового
кодекса. Те, кто считает, что есть другой путь, сильно ошибаются. Вопрос не в
том, почему так часто меняется налоговое законодательство, а в том, что иногда
мы делаем один шаг вперед, а потом два шага назад. К сожалению, когда писали
налоговую реформу, мы не начали с ее принципов и целей. А надо было сразу
сделать несколько деклараций. Первое: налоги могут быть любыми, но они должны
быть стабильными. Второе: налоги должны быть одинаковыми для всех. Потому что у
нас не должно быть отдельных категорий налогоплательщиков, имеющих льготы, а
значит, более «равное» положение к закону. И все, что не соответствовало бы этим
целям и декларациям, необходимо было отменять.
– Сегодня в Минфине
говорят о том, что одну часть Единого социального налога (ЕСН) должны платить,
как сейчас, работодатели, а другую часть – сами работники. Если это предложение
будет принято, 13-процентная ставка подоходного налога увеличится и получится,
что совокупная налоговая нагрузка на граждан возрастет. Между тем президент
Путин обещал установить 10-летний мораторий на рост подоходного налога. Как с
этим быть?
– Во-первых, действительно, природа единого социального
налога своеобразна. Надо понимать, что это за налог – общий или это плата
налогоплательщика за какие-то услуги, оказываемые государством. Очевидно, что
это плата налогоплательщика за то, что он получает пенсию, медицинское
обслуживание и какие-то другие гарантии. Во-вторых, если это плата за услуги, то
гражданин должен понимать, что он получает взамен. И отсюда уже исходить,
сколько платить государству. По аналогии с западными странами выходит, что по
медицинской страховке он получает ровно столько, сколько платит. Скажем, хочешь
ты лежать в отдельной палате – платишь больше, хочешь платить мало – получаешь
минимум услуг. А в принципе будет лучше, если подоходный налог налогоплательщик
будет платить сам по месту жительства, то есть по месту оказания бюджетных
услуг. Тогда он будет иметь возможность спросить с того уровня власти, куда идут
его налоги и почему они такие высокие. Сейчас подоходный налог и, следовательно,
ЕСН платятся по месту работы.
– Хорошо, а какова должна быть ставка
ЕСН?
– Это уже второй вопрос. Главное, чтобы совокупная ставка
подоходного налога и ЕСН была одинаковой для всех. Сейчас она равна 13% плюс
35,6%, потому что налоги взимаются с общей базы – с фонда зарплаты.
–
Но если совокупная ставка ЕСН и подоходного налога будет одинаково высокой для
всех, налоги тогда вообще не будут платить.
– Не платят не по этой
причине. Не платят, потому что а) плохо администрируют и б) есть возможность его
не платить законными способами. Поймите правильно: я не за то, чтобы нагрузка на
людей повышалась, а за единство налоговых ставок для всех. Сейчас, например,
есть немало предприятий, сотрудники которых ни в каких ведомостях не значатся. В
результате с фонда оплаты труда такой компании платится «пенсионка», один
процент с оборота и подоходный налог. То есть вместо 13% и 35,6% уплачиваются
всего 28%. Прямая экономия.
– То есть формально люди числятся на одном
предприятии, а работают на другом?
– Да, именно так. Таких схем
сейчас много, ими активно пользуются, и они начинают расцветать. Иными словами,
мы возвращаемся к вопросу ставок. Они высокие, но вся страна массово уходит от
них, поэтому эти ставки надо выводить на нормальный уровень и одновременно
ужесточать их сбор. Правда, сейчас правительство пошло по другому пути.
Работодатель должен будет заплатить работнику такую зарплату, чтобы отчисления
по ЕСН составили за год не менее 9600 рублей в год. То есть реально его зарплата
за год должна составить около 30 тысяч рублей.
– Непонятно, что будет
с налогом на имущество физических лиц. Минэкономразвития хочет сократить его с
2% до 0,1%, но при этом ввести рыночную оценку недвижимости. То есть опять
получается, что на самом деле люди будут платить больше.
– Я не вижу
в этом беды. Ставка должна быть очень, очень низкой, а цены должны быть
реальными. Потому что сегодня происходит обман. Если вы, скажем, купили квартиру
сегодня, то налоги платите по полной программе, с рыночной стоимости этого
жилья. А на одной лестничной клетке с вами живет человек, который не купил, а
получил точно такую же квартиру 5–7 лет назад. Так вот, он платит налоги гораздо
более низкие: сколько именно, оценивает не рынок, а БТИ. Это, я считаю,
несправедливо и в конце концов приводит ко всевозможным злоупотреблениям. Мы уже
с коммунальными услугами «наелись». Достаточно богатые люди, те же самые
предприниматели, не оформляют своих доходов для того, чтобы получить льготу по
оплате жилищно-коммунальных услуг. Зачем? Если мы считаем, что этот налог должен
быть небольшим, пусть он будет небольшим, зато одинаковым для всех
КАХА КАХИАНИ
Источник: «Новые Известия»
Начать дискуссию