Бухгалтерский учет

Вопрос-Ответ

Компания приобрела нежилое помещение. Сейчас в нем проводится реконструкция. Для выполнения работ заключен договор подряда со сторонней организацией. В каком порядке производится вычет по НДС?

Компания приобрела нежилое помещение. Сейчас в нем проводится реконструкция. Для выполнения работ заключен договор подряда со сторонней организацией. В каком порядке производится вычет по НДС?
Сорокина М., бухгалтер

Вычеты нужно совершать по общим правилам. Это следует делать по мере поступления от подрядчика счетов-фактур на выполненные работы. Такое право дает предприятиям пункт 6 статьи 171 Налогового кодекса. В нем содержится прямое указание на то, что вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями. При этом у компании должны быть первичные документы, свидетельствующие о том, что эти работы приняты к учету.

Валентина Духовина, аудитор

Оборудование, принятое ранее к учету как основное средство, недавно вышло из строя и было списано. Однако его срок полезного использования еще не закончился, амортизация начислена не полностью. Нужно ли восстанавливать НДС с части ОС, которая недоамортизирована?
Спесивцева М.. бухгалтер

Нет, не нужно. Налоговый кодекс не предусматривает для предприятий такой обязанности. Аналогичной позиции придерживаются арбитражные судьи (решение ВАС от 15 июня 2004 г. № 4052/04, постановление ФАС Московского округа от 18 февраля 2004 г. № КА-А40/693-04 — тексты этих документов вы найдете в справочной правовой системе КонсультантПлюс. — Прим. ред.).

Марина Жилкина, аудитор

Один из участников нашей компании (ООО) заявил о своем выходе из состава учредителей. По закону, следует выплатить ему действительную стоимость доли в уставном капитале. Как определить стоимость этой доли?
Савилова О., бухгалтер

Для определения действительной доли участника потребуются данные о стоимости чистых активов компании за год, в котором было подано заявление о выходе. Также необходима информация о размере (в процентах) взноса этого участника в уставный капитал (ее можно посмотреть в Уставе общества).

Допустим, стоимость чистых активов организации по данным баланса составила 500 000 рублей. Доля участника в уставном капитале составляет 50 процентов. Значит, действительная стоимость доли будет равна 250 000 руб. (500 000 руб. × 50%).

Оксана Ланина, аудитор

Нужно ли бухгалтеру для сдачи налоговой отчетности в инспекцию иметь доверенность?
Лопатина О., бухгалтер

Да, нужно. При представлении в налоговый орган налоговых деклараций и расчетов инспекторы вправе потребовать у бухгалтера доверенность. Это связано с тем, что, в соответствии с пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса, отчетность может быть представлена налогоплательщиком лично или через представителя.

К законным уполномоченным представителям можно отнести следующие категории лиц:

  • законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов;
  • уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами.

В статье 29 Налогового кодекса указано, что представитель осуществляет свои полномочия именно на основании доверенности. Об этом напомнило налоговое ведомство в письме от 15 февраля 2007 г. № 18-0-09/0070.

Марина Журова, налоговый консультант

Мы открыли новое «упрощенное» предприятие («доходы минус расходы»). Обязаны ли мы сдавать наличные деньги (выручку) в банк или можно зачислять на наш расчетный счет только сумму налога, а остальные денежные средства направлять на развитие компании?
Титух С., главный бухгалтер

Предприятия независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (раздел I Порядка ведения кассовых операций, утвержденного решением Совета директоров Центробанка от 22 сентября 1993 г. № 40). В кассах организаций могут находиться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их банками по согласованию с руководителями этих фирм (п. 2.5 Положения Центробанка от 5 января 1998 г. № 14-П). Лимит устанавливается ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты, и представившим в банк «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу» по форме № 0408020. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. Вновь созданные организации составляют расчет из предполагаемых выручки и расходов. По предприятию, не представившему расчет ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность — сверхлимитной.

Компании обязаны сдавать в банки все наличные деньги сверх установленных пределов. Хранить в своих кассах сверхлимитные денежные средства организации могут только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы сдаются в банк для зачисления на счета этих организаций.

К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами.

Наталья Сибирская, ведущий эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ

В апреле 2007 года компания, применяющая УСН («доходы минус расходы»), в результате инвентаризации выявила кредиторскую задолженность за 2004 год. Срок исковой давности уже истек. Можно ли сейчас учесть эту задолженность?
Насонова В., бухгалтер

По общему правилу, кредиторская задолженность подлежит включению в состав доходов и списывается в том отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности. Опоздание в данном случае считается ошибкой в налоговом учете. Компании следует произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за период, в котором была допущена неточность (п. 1 ст. 54 НК). Также необходимо внести исправления в Книгу учета доходов и расходов и подать уточненную декларацию по единому налогу за тот отчетный период, в котором задолженность подлежала списанию.

Надежда Варенец, налоговый консультант

Часть пластмассовых контейнеров, которые использовались в качестве тары, пришли в негодность. Каков порядок их списания?
Мишина Е., бухгалтер

Для списания тары следует заполнить акт по форме № ТОРГ-15. В нем нужно указать причину, по которой тара стала непригодной. Акт утверждает своей подписью руководитель организации. После этого стоимость можно списать на внереализационные расходы (подп. 12 п. 1 ст. 265 НК). Если для данного вида тары не установлены нормы естественной убыли, то предприятие вправе разработать их самостоятельно и утвердить приказом директора.

Эльмира Замалетдинова, аудитор

Мой вопрос заключается в следующем: в настоящее время у нас проводится камеральная проверка по НДС за январь 2007 года, все необходимые документы представлены в ИФНС, в том числе документы по импорту. Имел ли полномочия инспектор, проводящий проверку, прийти к нам на склад, проверить фактическое наличие товара, поступившего в январе по импорту, и пересчитать его остатки?
Зейдлиц Н., бухгалтер

Процедура проведения камеральной налоговой проверки регулируется статьей 88 Налогового кодекса. Контроль проводится по месту нахождения инспекции на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных организацией, а также других сведений о ее деятельности, имеющихся у налогового органа.

Налоговики не вправе истребовать у компаний дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено законодательством (п. 7 ст. 88 НК). Таким образом, правила проведения камеральной проверки не предоставляют полномочия должностному лицу, производящему налоговый контроль, выезд на предприятие для истребования дополнительных сведений, документов или осуществления инвентаризации.

Марина Назаренко, ведущий аудитор аудиторской компании «Финстатус»

Как проходит камеральная проверка?
Колыванова В., бухгалтер

Инспектор проверяет данные отчетности. Налогоплательщик, как правило, сдает пакет документов. Сроки представления отчетности по разным налогам различны, но они не сильно отличаются по времени друг от друга. То есть он представляет различные декларации и бухгалтерский баланс. Данные их сопоставляют, они должны соответствовать друг другу. Есть контрольные показатели, которые введены в программные средства налоговых органов и позволяют отследить соответствие сданных сведений. Инспектор смотрит декларации, проверяет, и если ему что-то неясно, то он затребует пояснение, а также дополнительные документы.

Михаил Михайлов, заместитель начальника отдела контрольной работы УФНС по Московской области

Какие документы инспекторы вправе затребовать у предприятия?
Рюмина Е., бухгалтер

Прямое ограничение на истребование документов изложено в статье 88 кодекса и связано с видами налогов. Ограничений по перечню документов кодексом не установлено. То есть, если налоговый орган требует какой-то документ, ссылаясь на свои полномочия, он имеет право его получить, хотя взаимосвязь между проверяемым налогом и затребуемым документом может быть достаточно опосредованной.

Допустим, ИФНС просит представить перечень объектов недвижимости, принадлежащих фирме на праве собственности. Это может быть связано с налогом на имущество или с земельным налогом. Несмотря на то что в затребуемых документах сумму неуплаченного налога не видно, бумаги могут быть необходимы для сопоставления с какими-либо другими документами.

В принципе налогоплательщик может отказаться представить тот или иной документ. Но если требование ИФНС законно и документ нужен в рамках камеральной проверки, то фирма будет нести за свои действия ответственность. Кстати, понесенное наказание в конечном итоге не освобождает компанию в будущем от представления этого документа. Это заодно не мешает ИФНС исчислить сумму налога, опираясь на документы, полученные от других источников.

Ответственность за непредставление документов со стороны контрагентов осталась прежняя, так же как и сроки. Если по отношению к самому налогоплательщику срок представления документов по требованию налоговой инспекции увеличился до 10 дней, то у контрагентов для представления документов по требованию налогового органа остался прежний — 5 дней. Кстати, если эти документы используются для камеральной или выездной проверки налогоплательщика, то контрагент не несет никакой налоговой ответственности по этим документам. Если увидят, что контрагент неправильно что-то заполнил, потребуется провести выездную налоговую проверку самого контрагента, чтобы привлечь его к налоговой ответственности.

Михаил Михайлов, заместитель начальника отдела контрольной работы УФНС по Московской области

Какими документами нужно подтвердить командировочные расходы?
Комова Е., бухгалтер

Документы по учету командировочных расходов утверждены постановлением Госкомстата от 5 января 2004 г. № 1. Направляя работника в командировку, следует оформить служебное задание по форме № Т-10а. После возвращения сотрудник должен составить отчет о выполненной работе. А эти данные заносятся в форму № Т-10а, после этого ее передают в бухгалтерию вместе с командировочным удостоверением и авансовым отчетом.

На основании служебного задания нужно оформить приказ по форме № Т-9 (если в командировку направлен один сотрудник) или Т-9а (если в командировку направлено несколько работников). В нем указывают фамилию, имя, отчество и должность сотрудника, структурное подразделение, в котором он работает. Приказы подписывает руководитель компании или его уполномоченное лицо. На основании приказа выписывается командировочное удостоверение по форме № Т-10.

Елена Акимова, аудитор

Со временем кассовые чеки выцветают и на них практически не видна информация. Подскажите, как в этом случае подтвердить расходы?
Алимова Т., бухгалтер

Кассовые чеки признаются для целей налогового учета первичными учетными документами, подтверждающими фактическое осуществление затрат по приобретению за наличный расчет товаров (работ, услуг). Однако на практике часто возникают ситуации, когда в результате хранения мастика кассового чека выцветает и отраженная на нем информация становится не видна.

При этом специалисты финансового ведомства в письме от 3 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/209 высказали свою позицию по данному вопросу. Если первичные документы выцветают, то подтвердить фактически осуществленные затраты по приобретению за наличный расчет товаров для целей налогообложения прибыли можно ксерокопиями чеков ККТ, заверенными подписью должностного лица и печатью организации с приложением оригинала чека.

Дмитрий Крушицкий, аудитор

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию