Налоговые проверки

Налоговые проверки в вопросах и ответах

14 августа на "Клерк.Ру" прошла Интернет-конференция с советником государственной гражданской службы РФ 3-го класса Андреем Брусницыным. В ходе конференции он ответил на 21 вопрос по налоговым проверкам. Самый популярный вопрос (289 просмотров) задала Светлана Петрова о том, как объяснить убытки.
Налоговые проверки в вопросах и ответах
Cоветник государственной гражданской службы РФ 3-го класса Андрей Брусницын

14 августа на "Клерк.Ру" прошла Интернет-конференция с советником государственной гражданской службы РФ 3-го класса Андреем Брусницыным. В ходе конференции он ответил на 21 вопрос по налоговым проверкам. Самый популярный вопрос (289 просмотров) задала Светлана Петрова о том, как объяснить убытки.

Kluch:В феврале подана декларация по НДС с налогом «к возмещению». 1 июня подана "уточненка" по февральской декларации, увеличивающая сумму налога к возмещению. До 1 июня камеральная проверка по первичной декларации не проводилась, документы не требовали, решение не вынесено. В связи с подачей уточненной декларации продлевается ли срок для проведения «камералки»? С какого дня считается срок проведения камеральной проверки по первичной и по уточненной декларации и срок вынесения решения о зачете?

Если налогоплательщик не подает вместе с декларацией письмо о зачете или возврате НДС, может ли это служить основанием для непринятия решения о зачете или возврате?
Если письмо о зачете подано после истечения срока проведения "камералки", каковы действия инспекции?

Андрей Брусницын: В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Следовательно, после истечения трех месяцев с момента подачи первичной декларации, камеральная проверка по ней считается завершенной.

Согласно статье 81 Налогового кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. Уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

Таким образом, представление уточненной декларации является основанием для новой камеральной проверки в течение трех месяцев со дня ее представления. Но говорить о продлении срока проверки по первичной декларации неправильно.

По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично). Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении, о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

То есть в Вашем случае решение о возмещении по первичной декларации при отсутствии обнаруженных ошибок должно было быть принято по истечении семи дней с даты окончания трехмесячного срока, отведенного на камеральную проверку такой декларации.

В отношении уточненной декларации, представленной 1 июня, срок камеральной проверки истечет 3 сентября. При этом решение о возмещении должно быть принято не позднее 12 сентября, если камеральная проверка не обнаружит ошибок в декларации.

Согласно статье 176 Налогового кодекса при отсутствии у налогоплательщика недоимки сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам.

Таким образом, принятие решения налоговым органов зависит от наличия соответствующей информации от налогоплательщика.

В случае, когда соответствующая информация поступит от налогоплательщика с опозданием, налоговый орган перед осуществлением возврата (зачета), скорее всего, проверит, не образовалась ли за это время недоимка, поскольку она подлежит зачету налоговым органов самостоятельно за счет сумм, подлежащих возмещению.

Уточняющий вопрос от Kluch: Правильно ли я поняла:
1. решение о возмещении должно быть принято независимо от наличия нашего заявления на зачет или возврат на р/сч
2. если мы вообще не подадим заявление о зачете/возврате, то решение о возмещении (признание правильности заявленного возмещения) нам должны прислать, а фактически по лицевому счету налогоплательщика зачет не проведут/деньги на расчетный счет не вернут.

Уточняющий вопрос от buhar: Мало того, что с этого года свои кровные зачесть по три месяца не можем, это какое же отвлечение средств в целом получается! Так еще, возможно, что вообще не проведут? Нам за ними побегать придется!

Андрей Брусницын: Дело в том, что нормы Налогового кодекса построены достаточно жестко. Как отмечалось выше, установлен четкий срок на принятие решения о возмещении. Но при этом одновременно должно приниматься и решение о возврате (зачете) суммы налога, принятие которого в случае отсутствия у организации недоимки, без заявления налогоплательщика невозможно.

Таким образом, налоговый орган в этом случае находится в затруднительной ситуации: либо нарушается срок принятия решения о возмещении либо порядок одновременного принятия решений.

При этом следует учитывать, что в случае принятия решения о возмещении и нарушении сроков возврата суммы налогоплательщику, установленных статьей 176 Налогового кодекса, на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты. В условиях отсутствия заявления налогоплательщика, соответствующий срок будет нарушен. Поэтому для того, чтобы избежать начисления процентов налоговые органы в большинстве случаев не выносят решения о возмещении до получения заявления от налогоплательщика.

Cressis: Подскажите, пожалуйста, в 2007 году отчет по НДС к возмещению. Решение получено. НДС зачтен в счет будущих платежей. Имеем ли мы право подать уточненную декларацию (возмещение допустим чуть больше или меньше)? И что будет в этом случае? Снова проверка? На какую сумму тогда?

Андрей Брусницын: Согласно статье 81 Налогового кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию

При этом в случае обнаружения налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Таким образом, представление уточненной декларации является основанием для новой камеральной проверки в течение трех месяцев со дня ее представления.

Сказать, какую сумму будет проверять инспекция: сумму изменения или всю сумму, достаточно сложно.

Аноним: Помогите, пожалуйста! При реорганизации в форме присоединения (и не только) каждое общество, участвующее в присоединении обязано в трехдневный срок уведомить налоговый орган о принятии такого решения.

А налоговая в какой срок должна вынести решение о проведении проверки в связи с реорганизацией?

Андрей Брусницын: Согласно статье 89 Налогового кодекса выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Таким образом, обязанность по проведению проверки при реорганизации на налоговые органы Налоговым кодексом не возлагается. Назначение проверки зависит от решения налоговой инспекции. Поэтому такая проверка может и не начаться. Но в случае ее проведения все проверочные мероприятия налоговые инспекторы стараются завершить к моменту завершения ликвидации юридического лица, чтобы иметь возможность взыскать штрафные санкции с правопреемника.

Аноним: В ходе выездной проверки налоговая инспекция усиленно требует предоставить дефектные ведомости или заключения экспертов (сторонних) в том, что оборудование ремонту не подлежит или ремонт не целесообразен. У нас только есть, например: приказ о создании комиссии и ее функциях, акт по форме ОС-4 с указанием причин списания (физ. износ, разлом корпуса станка, выход из строя двигателя, ремонт не целесообразен), оприходован и сдан м/лом. Оборудование имеет остаточную стоимость.

Нигде не нашла требования, что нужно заключение сторонних организаций о техническом состоянии объекта. Вообще оно обязательно?

Андрей Брусницын: Дело в том, что согласно статье 250 Налогового кодекса к внереализационным доходам налогоплательщика относятся, в частности, доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств. При этом дефектная ведомость помогает инспекторам определить состав имущества, которое может остаться в распоряжении налогоплательщика после разборки основных средств и считаться его доходом.

Согласно статье 93 Налогового кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу требования о представлении документов.
Таким образом, требования инспекции в данном случае правомерны. На будущее лучше составлять подобные документы в целях уменьшения риска разногласий с налоговым органом.

Татьяна бух: Добрый день, Андрей Владимирович!
Ответьте, пожалуйста, какой орган назначает проверку предприятия из-за выявления низкого уровня рентабельности. То есть, кто принимает такое решение в самой инспекции или списки для проверки подобных предприятий предоставляются вышестоящими налоговыми органами?

Андрей Брусницын: Приказом ФНС России от 30.05.2007№ ММ-3-06/333@ была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе "зон риска" совершения налоговых правонарушений.

Одним из критериев такого отбора согласно Концепции является значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

При этом работа по анализу уровня рентабельности проводится в территориальных налоговых инспекциях на основании сравнения официальных данных Госкомстата и его территориальных подразделений с показателями деятельности организации. Такую информацию можно найти в открытом доступе на сайте территориальных органов Госкомстата.

Аноним: Ситуация следующая. Я курьер, 31/07 я забрала почту, расписалась в уведомлениях за письма и половину писем по рассеянности забыла на почте. Одно из писем было из налоговой. Соответственно, уведомление ушло в тот же день. 8/08 я забрала это письмо. В письме оказалось требование о предоставлении ряда документов в 5-дневный срок со дня получения данного письма. Срок, получается, истек 05/08. Хочу узнать какие санкции вправе применить налоговая к фирме?

Андрей Брусницын: Дело в том, что согласно Налоговому кодексу сроки исчисляются в рабочих днях, если срок специально не установлен в днях календарных. Таким образом, если получение требования инспекции произошло 31.07.2007, то установленный в нем пятидневный срок истекал 07.08.2007. При этом, к сожалению, срок Вы все равно пропустили.

В этом случае возможно привлечение налогоплательщика к ответственности в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Аноним: Добрый день!
Поясните, пожалуйста, в каком случае налогоплательщик должен предоставить налоговому органу письменные пояснения установленные пунктом 3 статьи 88 НК РФ?

Налоговый орган, выставив требование, не указывает какие им выявлены ошибки при проведении камеральной проверки. Хотя статьей 88 НК РФ установлено, что он должен сообщить об этом налогоплательщику и как я понимаю только после этого запросить письменные пояснения.

Андрей Брусницын: Возможность истребования у налогоплательщика пояснений прямо предусматривается Налоговым кодексом только в случае, когда при проведении камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа. Тогда налогоплательщик по требованию налогового органа должен представить в течение пяти дней необходимые пояснения. При этом соответствующая обязанность должна быть выполнена налогоплательщиком независимо от подробности требования налогового органа и описания самих ошибок. Вместе с тем, для возможности выполнения налогоплательщиком своей обязанности, такое требование должно содержать указание на те данные или обстоятельства, которые нуждаются в пояснении или корректировке.

При этом налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок, вправе дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность представленных данных. Таким образом, пояснения представляются в свободной форме, удобной для налогоплательщика, с приложением только тех документов, которые налогоплательщик сочтет необходимыми.

selenav: У нас очередной месяц вычет по НДС из бюджета, не от того, что нет реализации, просто в свое время приходило очень много авансов, которые теперь закрываются. Ежемесячно налоговая высылает нам "письма счастья" о проведении камеральной проверки по НДС с представлением огромного количества документов (зачастую на наш взгляд не нужных - выписки банков, платежные поручения не влияют на факт вычета по НДС!). Причем сами налоговики (слышала мнение в нескольких ИМНС) от этих кип далеко не в восторге и работают в режиме "аврала" и в комнатах полностью заваленных бумагами. Т.е. "страдают" обе стороны, причем вынуждено, прав у налоговиков проводить выборочные проверки, насколько я понимаю, нет. Мы ждем может быть этот абсурд все-таки закончится в ближайшее время, т.к. мешает всем. Есть такие перспективы или нет?

Андрей Брусницын: В целом с 2007 года права налоговых органов по истребованию документов при проведении камеральных проверок существенно ограничены. Так, статьей 88 Налогового кодекса устанавливается, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения. Однако при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога устанавливается особый порядок проведения камеральной проверки.

В этом случае налоговый орган как и раньше вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, поскольку НДС является бюджетообразующим налогом и применение схем по его незаконному возмещению очень распространено. Перечень подтверждающих документов нигде официально не закреплен. Поэтому истребуется такое существенное количество документов. Таким образом, такой порядок в рассматриваемой ситуации соответствует Налоговому кодексу. Изменится он только если сократится использование схем для неправомерного возмещения НДС,

В то же время, если для проверки вычетов по НДС, запрашиваются документы, не связанные с этими вычетами (выписки по счетам действительно нужны для проверки), то такие действия инспекторов можно оспорить, подав жалобу в отдел налогового аудита инспекции или Управления ФНС России по субъекту РФ.


Уточняющий вопрос от selenav: Вы так и не ответили на вопросы:
1. Если перспективы в ближайшем будущем на прекращение бесконечных камеральных проверок по НДС, возможно переход их из сплошных в выборочные, и не с точки зрения уменьшения схем налоговой оптимизации, т.к. это процесс бесконечный и прогрессивный, а с точки зрения хотя бы "заботы" о собственных налоговых кадрах...?!
2. Каким образом платежные поручения и выписки банка могут отразиться на проверке НДС к вычету, насколько я знаю - факт оплаты не влияет на вычет по НДС?
Спасибо.

Андрей Брусницын: 1. Действующие с начала 2007 года изменения по порядку проведения камеральных проверок, запрещающие в общем случае истребование документов, не предусмотренных Налоговым кодексом, дают основания для облегчения тех проверок деклараций по НДС, где заявляются налоговые вычеты, но не заявляется возмещение из бюджета.

Представляется, что перспективы изменения порядка контроля за налоговыми декларациями по НДС, где заявляются суммы для возмещения из бюджета, могут быть связаны только с изменением принципов взимания самого налога на добавленную стоимость, которые сейчас обсуждаются (сокращение круга плательщиков и проведение их специальной регистрации). Но реальные сроки принятия таких решений определить сложно.

2. Действительно необходимость подтверждения факта оплаты как обязательного условия предоставления вычета по НДС из Налогового кодекса исключена. В то же время выписки банков являются документами, подтверждающими, в частности, право на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 %. Более того, налоговые органы истребуют такие документы, когда проводят проверки по возмещению НДС из бюджета, для того, чтобы удостовериться, что суммы, которые налогоплательщик просит вернуть ему из бюджета, в бюджет поступили.

Если проводится проверка по декларации, где заявлены вычеты и не заявлено возмещение, то выписки истребоваться не должны.

Лизавета07: Пожалуйста, подскажите, имеет ли право налоговая требовать ТТН при камеральной проверки НДС к возмещению из бюджета, если организация занимантся транзитными поставками. Собственного транспорта организация не имеет. Перевозка груза производится автотранспорт поставщика сразу к покупателю (транзитом). По требованию Налоговой были представлены счета-фактуры, книга покупок, книга продаж, карточки сч. 68,19,62,60, платёжные поручения. Правомерно ли их требование ещё и на предоставление ТТН.?

Андрей Брусницын: При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога устанавливается особый порядок проведения камеральной проверки.

В этом случае налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. Перечень подтверждающих документов нигде официально не закреплен. Поэтому истребуется существенное количество различных документов.

ТТН является документом, подтверждающим факт перемещения товара, поэтому он может рассматриваться налоговыми органами в качестве доказательства реальности совершенной хозяйственной операции для последующего подтверждения права на возмещение НДС.

Таким образом, истребование ТТН в рассматриваемой ситуации соответствует Налоговому кодексу.


Уточняющий вопрос от птенец: Из чего следует, что перечень документов, которые налоговый орган вправе затребовать при камеральной проверке НДС, не определен?

Андрей Брусницын: Статья 172 Налогового кодекса прямо указывает только один документ, являющийся основанием для применения налоговых вычетов, - это счет-фактура. Остальные документы не поименованы в статьях 171 - 172 Налогового кодекса. Некоторые из них можно считать относительно определенными, например, документы, подтверждающие уплату сумм налога. В отношении остальных документов нельзя сказать и этого. Поэтому и следует сделать вывод об отсутствии строго определённого и закрытого перечня документов.

Учитывая, что большинство субъектов предпринимательской деятельности используют предоплату (частичную оплату в счет предстоящих поставок), применение вычетов по пункту 8 статьи 171 Налогового кодекса и отражение их декларации по НДС, на основании которой заявляется возмещение из бюджета, дает право налоговому органу на истребование достаточно широкого круга документов. Таким образом осуществляется проверка правомерности применения налоговых вычетов.

В указанном случае, главное, чтобы налоговые органы не выходили за рамки, сформулированного, в частности, в Определении Конституционного суда от 12.07.2006 № 266-О, принципа истребования документов, необходимых и достаточных для проведения проверки правильности применения налоговых вычетов.

Аноним: Доброго времени суток, подскажите пожалуйста, мы занимаемся строительством, по юр.адресу не находимся, и тут у заказчика узнали что между ним и нами назначена встречная проверка, нам звонили по юр.адресу и скорее всего прислали на юр.адрес письмо о проверке, мы конечно же ничего не получали, у меня есть несколько вопросов:

Если мы не предоставим документы для проверки какие штрафы могут быть заказчику (проверка по НДС),и если все-таки нам придется предоставлять документы, то хотя бы какой примерный перечень документов, просто никогда с этим не сталкивалась. Очень надеюсь на Вашу помощь.

Андрей Брусницын: В случае отрицательного с точки зрения налоговых органов результата проведения встречной проверки (истребования информации у контрагентов), Вашему заказчику могут отказать в заявленных вычетах (возмещении) НДС, доначислить налог, рассчитать пени и привлечь к ответственности за неполную уплату сумм налога (штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога).

При проведении встречных проверок часто запрашивается достаточно существенное количество документов. Это документы, которые по мнению налогового органа должны подтвердить реальность существующих между Вами и заказчиком хозяйственных отношений (договоры, счета-фактуры, книги покупок, книги продаж, документы, позволяющие проследить движение товара по цепочке от производителя к покупателю и т.д.).

More: Поясните пожалуйста, в каком случае принимается решение о проверке предприятия за 3 предыдущих года до времени проверки. НЕ может ведь Руководитель налогового органа назначить проверку например лишь потому, что ему не понравилось или наоборот понравилось название фирмы?! Что влияет в отношении предприятия и налоговой на назначение такой проверки?

Андрей Брусницын: Согласно Налоговому кодексу налоговые органы проводят выездные проверки в целях осуществления контроля за соблюдение налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Поэтому в любой момент налоговый орган вправе принять решение о назначении выездной налоговой проверки. Определение глубины проверки (до трех лет) базируется на той информации о налогоплательщике, которая имеется у налогового органа, а также на наличии ресурсов для проведения проверок с максимальным охватом периодов хозяйственной деятельности организации. При наличии информации, свидетельствующей о возможных нарушениях, глубина проверки, скорее всего, будет максимальной – 3 года.

Критерии для самостоятельной оценки рисков назначения налоговой проверки были недавно опубликованы в приказе ФНС России от 30.05.2007№ ММ-3-06/333@. Таким образом, каждый налогоплательщик может самостоятельно, исходя из таких критериев, оценить сначала свою деятельность, а потом и риск назначения в отношении него налоговой проверки.

Планы проверок строятся также на данных, получаемых налоговыми органами от внешних источников (регистрационные органы, правоохранительные органы, СМИ и т.д.), а также и методом случайной выборки.

Kluch: В декларации по НДС за февраль 2007г указана сумма НДС к возмещению. При подаче декларации подано письмо о зачете НДС в счет будущих платежей. Камеральная проверка до сих пор не проведена (срок для ее проведения закончился 20 июня 2007г), документы для проверки не запрашивали.

Каковы наши действия по зачету НДС, если срок проведения камералки пропущен налоговиками?

В какой момент мы можем зачесть НДС по февральской декларации? Имеем ли мы право не предоставлять документы для камеральной проверки, если срок ее проведения пропущен?

Андрей Брусницын: Согласно положениям статьи 176 Налогового кодекса после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса (в течение трех месяцев).

По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично). Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Следовательно, в указанном случае нужно вести речь не о пропущенном сроке камеральной проверки, а о невынесении в срок решения о возмещении сумм НДС, а также решения о проведении зачета (при условии отсутствия выявленных проверкой нарушений). Истребование документов для камеральной проверки февральской декларации по НДС сейчас уже неправомерно, и Вы можете их уже не представлять.

В отношении зачета сумм. Практика показывает, что лучше не производить самостоятельный зачет во избежание увеличения числа споров с инспекцией.

В первую очередь следует поинтересоваться в инспекции причинами сложившейся ситуации. В случае отсутствия конструктивного взаимодействия стоит переходить к иным формам защиты прав, предусмотренным Налоговым кодексом.

Согласно статье 137 Налогового кодекса как действия, так и бездействия (непринятие решения в срок) должностных лиц налоговых органов могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии со статьей 139 Налогового кодекса жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

И уже на основании соответствующих решений вышестоящего налогового органа или суда будет произведен зачет.

Купава: Как Вы оцениваете законность и адекватность нормам правового государства зарплатные комиссии, "письма счастья" с требованием повысить зарплаты до некоего придуманного уровня, "индульгенции от проверок" за большие (миллионные) налоговые отчисления и прочую деятельность налоговых органов?

Андрей Брусницын: На основании анализа доступной налоговым органам информации, Федеральная налоговая служба выбирает приоритетные направления контроля за соблюдением налогового законодательства в той или иной сфере. Так, в настоящее время одним из таких направлений является борьба с использованием налогоплательщиками и налоговыми агентами «зарплатных» схем уклонения от налогообложения.

В ходе проводимой налоговыми органами работы по указанному направлению используются такие методы, как информирование налогоплательщиков о недопустимости выплаты ими своим работникам заработной платы в конвертах, а также наиболее полное и глубокое изучение налоговыми органами при проведении контрольных мероприятий вопроса соблюдения законодательства о налогах и сборах в части применения налогоплательщиками «зарплатных» схем уклонения от налогообложения, в случае, если у налоговых органов есть основания предполагать использование налогоплательщиками подобных схем.

Вместе с тем, вышеуказанные мероприятия, проводимые налоговыми органами, опосредованно способствуют достижению, в том числе, и иных целей, таких как повышение уровня социальной и правовой защиты. Так, размер будущего пенсионного обеспечения напрямую связан с установленным уровнем заработной платы и размером отчислений, производимых работодателем.

В случае отклонения размеров оплаты труда своих сотрудников налогоплательщиками в сторону уменьшения от среднестатистического размера заработной платы по региону, а также в случае наличия у налоговых органов иных оснований предполагать об использовании налогоплательщиками вышеназванных схем уклонения от налогообложения, данный вопрос, скорее всего, будет тщательно проверяться налоговыми органами при проведении ими контрольных мероприятий в отношении таких налогоплательщиков. При этом, главной целью проведения таких мероприятий, как и при проведении любых других проверок, является соответствие действий налогоплательщиков законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, поскольку сокрытие реального размера зарплат влечет за собой серьезные налоговые нарушения.

Аноним: У меня как ИП была камералка по НДС за 4 кв.2006г. по итогам которой все вычеты, указанные в декларации убрали (аж. 500т.р.), начислили штраф на недоимку 20%. я о проверке ничего не знала, т.к. по месту прописки не живу, корреспонденцию не получала, не видела ни требования, ни акта, на решения , все вернулось обратно в налоговую. как мне можно обжаловать и отменить это решение или уменьшить штраф. И еще на каждой декларации указан номер тел. нашего офиса, инспектор могла бы и позвонить (обязана ли она была это делать).

Андрей Брусницын: Камеральная проверка декларации за 2006 год проводилась по правилам, предусмотренным старой редакцией Налогового кодекса. Указанная редакция не предусматривала необходимость оформления результатов налоговых проверок. Поэтому часто складывались именно такие ситуации, как у Вас. Обязанности осуществлять контакты с налогоплательщиками по телефону Налоговый кодекс не предусматривает.

При этом с 2007 года результаты камеральных проверок, выявивших нарушения оформляются в обязательном порядке. Поэтому в первую очередь Вам теперь должны вручить акт проверки или пригласить ознакомиться с ним в инспекцию.

Что касается обжалования, то согласно статье 137 Налогового кодекса акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается в вышестоящий налоговый орган в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Sergei Uglov: В следствии чего могут назначить "камералку"?

Андрей Брусницын: Камеральная налоговая проверка в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится налоговыми инспекторами в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Таким образом, камеральная проверка является так называемой универсальной текущей формой проведения налогового контроля. Для ее проведения не нужно специальных решений. Соответственно проверке подвергаются все представляемые налоговые декларации и расчеты.

Аноним: В связи с производственной необходимостью организация вынуждена сменить адрес с Москвы на Тверь. Как долго будет проходит этот процесс. Что надо сделать. К каким проверкам следует готовиться. Спасибо.

Андрей Брусницын: В указанной ситуации согласно приказу ФНС России от 20.12.2004 № САЭ-3-09/165 «Об утверждении методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с изменением места нахождения» снятие с учета организации осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ.

Налоговый орган, осуществивший снятие организации с учета в связи с изменением места нахождения, выдает организации (направляет по почте) Уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица.

В налоговый орган по новому месту нахождения организации не позднее рабочего дня, следующего за днем снятия организации с учета, направляется по каналам связи выписка из ЕГРЮЛ, содержащая запись об изменении места нахождения, и сформированный файл выгрузки из базы данных реестра налогоплательщиков.

Учетное дело организации в установленном порядке пересылается в налоговый орган по новому месту нахождения организации в течение трех рабочих дней со дня снятия организации с учета в налоговом органе вместе с сопроводительным письмом.

Учетное дело должно содержать все документы, послужившие основанием для постановки на учет и снятия с учета организации в налоговом органе, в том числе в виде распечатанных и оформленных в установленном порядке выписок из ЕГРЮЛ и оригиналов либо копий (распечаток) сведений, полученных от органов, указанных в статье 85 Кодекса, а также копии запросов о предоставлении сведений о налогоплательщике с отметкой об их исполнении.

В учетное дело не включаются документы, связанные с деятельностью организации. Такие документы должны быть направлены в налоговый орган по новому месту нахождения юридического лица не позднее 30 дней со дня снятия организации с учета.

В случае необходимости налоговый орган по новому месту нахождения организации направляет в налоговый орган по прежнему месту нахождения налогоплательщика запрос о направлении недостающих документов, связанных с деятельностью организации, в сроки, указанные в запросе.

Обычно весь процесс с передачей и приемом документов составляет не менее 2 месяцев.

Что касается проверок, то налоговый орган по прежнему месту нахождения проводит сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом, государственными внебюджетными фондами на дату снятия налогоплательщика с учета в связи с изменением места нахождения в соответствии с установленным порядком.

Следует отметить, что согласно опубликованным в приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ критериям оценки рисков назначения налоговой проверки, к таким рискам отнесено неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами). При этом разовое изменение места нахождения не должно повлечь более серьезных мероприятий, чем сверка расчетов с бюджетом.

Аноним: Кто-нибудь сталкивался с таким вопросом: во время выездной проверки инспектор не заметил того, что в поданной до этого декларации сумма налога оказалась ниже чем должна быть. Обнаружили сами, подали «уточненку». Нужно ли платить пени, и будет ли штраф?

Андрей Брусницын: Подача уточненных деклараций регламентирована статьей 81 Налогового кодекса.

Указанной статьей предусматривается освобождение налогоплательщика от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

Таким образом, если проверяли именно тот период, когда была допущена ошибка, и не нашли ее, то при подаче уточненной декларации штрафа не будет.

При этом, учитывая, что согласно статье 75 Налогового кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, инспекция произведет расчет пеней.

Аноним: У нас невозможно создать рабочие условия для выездной налоговой проверки (недостаточно места для установки дополнительного рабочего места).Каким образом в случае выездной проверки решить данную ситуацию? Возможно ли проверяющему предоставить первичные документы на его рабочем месте?

Андрей Брусницын: Согласно статье 89 Налогового кодекса выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Таким образом, проведение выездной проверки в указанном случае на территории налогового органа полностью соответствует законодательству.

Аноним: В какие сроки имеют право выставить требование для проведения камеральной проверки, почему не соблюдают эти сроки на практике и как с этим бороться. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, сколько длятся выездные проверки на практике.

Андрей Брусницын: Камеральная налоговая проверка в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится налоговыми инспекторами в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Таким образом, возможность выставления требования о представлении документов при проведении камеральной проверки каждой декларации ограничена тремя месяцами с даты ее представления. При истребовании налоговым органом документов за рамками соответствующего срока, можно направить письменную жалобу в инспекцию в отдел налогового аудита. В настоящее время это наиболее действенный способ обжалования действий инспекторов.

Выездная налоговая проверка в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. При этом этот срок длится с момента принятия решения о назначении проверки и до момента составлении я справки об окончании проверки. При этом налоговым органам предоставляется законное право на приостановление выездной проверки. Использовано оно может быть в следующих случаях.

Руководитель налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
1) истребования документов от контрагентов или иных лиц;
2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
3) проведения экспертиз;
4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

В случае не получения ответа на запрос от иностранных государственных органов срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

Светлана Изольдовна: Наша организация приобретает у иностранной организации товар. Является ли ГТД основанием для отражения в книге покупок, суммы НДС указанной в ГТД? Нужны ли другие документы для подтверждения суммы НДС?

Андрей Брусницын: В связи с подтверждением сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, можно отметить следующее.

Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, определяют порядок ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС.

Пунктом 5 Правил установлено, что при ввозе товаров на таможенную территорию РФ грузовые таможенные декларации или их копии, заверенные в установленном порядке, и платежные документы хранятся у покупателя в журнале учета полученных счетов-фактур.

Согласно пункту 10 Правил при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в книге покупок регистрируются таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату таможенному органу НДС.

Таким образом, одной декларации будет недостаточно для подтверждения суммы. Обязательно необходимы документы, подтверждающие оплату налога по конкретной грузовой таможенной декларации.

КатеринаК: Сейчас много говорится о разработке мобильного (виртуального) офиса для ИФНС, благодаря которому любой проверяющий для повышения эффективности налогового контроля сможет скачать из бухгалтерской программы налогоплательщика все данные и конвертировать их в свои служебные. У меня вопрос: а имеют ли право налоговые органы проводить проверки электронных записей непосредственно в бухгалтерских программных продуктах, установленных в офисах налогоплательщиков? И обязаны ли последние предоставлять представителям ИФНС по их требованию доступ к своим программным средствам? И если да, то как в этом случае должно выглядеть такое требование (ситуацию с принудительной выемкой системных блоков и документов мы здесь не рассматриваем)?

Андрей Брусницын: Представляется, что вопрос создания мобильного офиса для проведения налоговых проверок – это вопрос совсем не ближайшей перспективы. Что же касается возможности проверяющих работать с данными непосредственно на компьютере налогоплательщика, то она вытекает из полномочий, предоставленных должностным лицам налогового органа статьей 92 Налогового кодекса. В частности, при проведении проверки инспекторы могут проводить осмотр документов и предметов. При этом в необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия. Таким образом, соответствующий осмотр подразумевает проведение определенной аналитической работы и выборку необходимых инспекторам материалов. ЕЕ частью и может служить работа с электронной базой.

Следует отметить, что в большинстве случаев налогоплательщики для того, чтобы не распечатывать такую базу целиком, сами предлагают инспекторам ознакомиться с ней в компьютере.

Светлана Петрова: В налоговой потребовали представить объяснительную о полученных убытках в текущем году. Как составить эту бумагу? И какие документы к ней прилагаются?

Андрей Брусницын: Возможность истребования у налогоплательщика пояснений прямо предусматривается Налоговым кодексом только в случае, когда при проведении камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа. Тогда налогоплательщик по требованию налогового органа должен представить в течение пяти дней необходимые пояснения (статья 88 Налогового кодекса). При этом налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок, вправе дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность представленных данных. Таким образом, пояснения представляются в свободной форме, удобной для налогоплательщика, с приложением только тех документов, которые налогоплательщик сочтет необходимыми.

В случае проведения выездных проверок Налоговый кодекс предусматривает обязанность налогоплательщиков представлять по требованию должностных лиц налогового органа документы (статьи 89, 93 Налогового кодекса). Согласно статье 31 Налогового кодекса налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Таким образом, представление не документов, а пояснений является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Их оформление также производится в свободной форме.

Объяснением появления убытка могут быть любые разумные экономические основания:
- проведение дорогостоящего маркетингового исследования рынка, увеличение прибыли от которого ожидается в будущем;
- неудачная рекламная компания;
- перевооружение производства и т.д.

Комментарии

1
  • Над. К
    Аноним, вопросы надо на форуме задавать. А не во мнениях к статьям.