Решение о подготовке отчетности по МСФО и переходе на учет по международным стандартам могут принять Генеральный Директор компании, совет директоров или собрание акционеров (учредителей). При этом у каждой группы — свои цели. Генеральный Директор с помощью этого шага может повысить управляемость компании, ведь данные учета по МСФО можно использовать как основу для управленческого учета. Совет директоров на основе отчетности по международным стандартам сможет принимать стратегические решения. Акционерам же такая отчетность даст полное понимание реальной стоимости их бизнеса.
Привлечь зарубежный капитал без отчетности по МСФО сегодня практически невозможно. Неважно, идет ли речь о западных банках(*), выходе на зарубежный фондовый рынок или привлечении частных иностранных инвестиций. Отчетность, составленную по российским правилам бухгалтерского учета, потенциальный инвестор просто не поймет. Поэтому в данном случае надо позаботиться о наличии отчетности по МСФО, желательно аудированной одной из компаний «большой четверки», хотя бы за два года.
Говорит Генеральный Директор
Любовь Шерышева | Генеральный Директор компании Aplana Software, Москва
После того как в нашей компании были реализованы процессы постановки и автоматизации бюджетного управления и составления управленческой отчетности на базе МСФО, мы начали активно привлекать внешнее финансирование. Знание и умение использовать язык Международных стандартов финансовой отчетности помогло нам на этом этапе: банк-инвестор, проанализировав нашу отчетность по МСФО, принял решение предоставить нам кредит.
Aplana Software входит в группу компаний «АйТи» — крупного российского системного интегратора. Создана в конце 2001 года на базе Центра заказных разработок компании «АйТи». Специализируется на разработке и интеграции программных систем по индивидуальным требованиям заказчика, оказывает услуги по внедрению и сопровождению приложений для корпоративных клиентов.
Иностранные партнеры нередко высказывают пожелание проверить финансовое положение, легальность работы российской организации. Связано это с тем, что зарубежные поставщики оценивают вероятность срыва сделки российской стороной. Ведь для того чтобы воспользоваться финансовыми инструментами (гарантиями, аккредитивами и т. п.), отечественная компания должна иметь стабильное положение и устойчивый финансовый поток, который позволит ей обеспечить сделку.
Существующие в России финансовые схемы в лучшем случае предполагают частичную предоплату за товар и его страхование. Зарубежная же практика очень давно отработала механизмы «защитного финансирования», которые с большим трудом развиваются в России. Это в первую очередь аккредитивные формы расчетов, импортные гарантии, международное страхование ответственности и т. д.
Мировые поставщики пользуются услугами экспортно-импортных агентств (таких как Lincas, Hermes, SACE и др.), которые кредитуют покупателя и несут страховые риски за порчу или утрату товара. Такие агентства могут взять на себя часть проблем российских компаний, но для этого предприятие должно отвечать требованиям, предъявляемым в аналогичных случаях зарубежным компаниям. Среди них: прозрачность сделки, наличие аудированной отчетности по МСФО, гарантии банков-партнеров или поручительства уважаемых компаний.
Схожая ситуация возникает и при поставке российскими компаниями своей продукции за рубеж. Иностранные партнеры хотят понимать, насколько их новый контрагент способен выполнить свои обязательства: имеет ли он достаточный размер ликвидного имущества, чтобы возместить потери при срыве поставок; насколько велика вероятность банкротства компании и т. д. Очевидно, что без понятной всем отчетности по МСФО наладить работу с иностранными партнерами затруднительно.
Многие российские компании используют МСФО в качестве основы для управленческого учета и отчетности, то есть в качестве базы для принятия управленческих решений. Даже не анализируя преимущества МСФО перед российскими стандартами подробно, можно сказать, что правила МСФО лучше отражают экономическую суть операций и поэтому действительно больше подходят для управленческой отчетности.
Например, очень выгодно составлять отчетность по МСФО девелоперским компаниям, у которых по данным бухучета средства замораживаются на длительные сроки. Не показывая выручки, они тем самым лишают себя возможности кредитоваться в банках. Согласно МСФО такие компании могут признавать выручку по мере готовности объекта, то есть финансовые структуры смогут увидеть отчетность работающего предприятия. Также, что немаловажно, МСФО позволяет отражать земельные участки не по официальной покупной стоимости (обычно крайне низкой), а по рыночной. Это создает необходимый уровень капитализации компании на начальном этапе реализации проекта.
Производственные предприятия по МСФО должны отражать запасы продукции на складах и остатки материалов в соответствии с вероятностью реализации продукции и пригодности остатков материалов для производства (и это одно из обязательных требований). В российской же практике бухгалтерия обычно отражает на балансе даже запасы, не способные генерировать доходы. А вот торговым компаниям, у которых нет значительных активов, с переходом на МСФО можно не торопиться, если, конечно, для этого нет причин, о которых говорилось выше.
В любом случае вводить отчетность по МСФО для внутреннего использования рекомендуется, когда затраты на это будут для предприятия необременительны. Лучше следовать правилу: ожидаемый эффект от введения МСФО должен превышать затраты на их внедрение (см. Сколько стоит МСФО).
Кто составляет отчетность по МСФО в России
Екатерина Рубцова | Главный редактор журнала «МСФО: практика применения», Москва
Согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (утверждена приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180), к 2010 году на обязательное составление отчетности по МСФО должны перейти все общественно значимые компании. К ним относятся такие, «в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц»:
- компании, имеющие ценные бумаги, находящиеся в свободном обращении;
- финансовые организации, работающие со средствами физических или юридических лиц;
- другие общественно значимые компании.
Речь в данном случае идет только о составлении консолидированной финансовой отчетности.
В целом компании, которые уже составляют отчетность по МСФО, можно разделить на следующие группы:
Дочерние структуры иностранных холдингов, а также компании с иностранными владельцами. У таких компаний обычно нет выбора, представлять отчетность по международным стандартам или нет: зачастую сверху спускаются четкие указания по составу и структуре финансовой отчетности, учетная политика, план счетов и другие документы, регламентирующие учетные процессы.
Компании, привлекающие зарубежное финансирование. В этой группе можно выделить два основных способа привлечения финансирования: размещение ценных бумаг на бирже и банковское кредитование.
В соответствии с директивами ЕС все компании, ценные бумаги которых котируются на европейских биржах, обязаны представлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО.
Что касается условий кредитования в зарубежных банках, то в настоящее время они значительно выгоднее, чем в отечественных; это позволяет значительно сэкономить. Обязательное требование кредитных учреждений — представление отчетности по МСФО, которая позволяет наряду с другими показателями деятельности компании выявить полную структуру группы и всех связанных с нею лиц (включая близких родственников руководства и владельцев).
Компании, размещающие свои ценные бумаги на отечественных биржах. В настоящее время для размещения своих облигационных или других займов на российских биржах не требуется представлять отчетность по международным стандартам. Но, несмотря на это, компании зачастую предпочитают представлять такую отчетность, поскольку условия размещения в этом случае будут выгоднее. Для выпуска же акций в свободное обращение наличие отчетности по МСФО обязательно (приказ ФСФР РФ от 22.06.2006 № 06-68/пз-н).
Компании, кредитующиеся в российских банках. По российскому законодательству для привлечения финансирования в отечественных банкахкомпании не должны представлять отчетность по МСФО, и большинство банков этого не требуют. Но в последнее время появилась тенденция, согласно которой отчетность по МСФО повышает статус компании.
Компании, составляющие управленческую отчетность, основываясь на принципах МСФО. Стандарты разработаны для представления информации о деятельности компании внешним пользователям, а управленческая отчетность предназначена для менеджмента компании. Тем не менее многие финансисты предпочитают организовывать управленческий учет в компании, основываясь на принципах МСФО.
Существует два способа подготовки отчетности по МСФО: параллельный учет и трансформация отчетности. У каждого из способов — свои плюсы и минусы.
Трансформация отчетности предполагает перекладку существующих статей отчетности согласно требованиям МСФО. Этот способ хорош для компаний, где объем операций невелик, вне зависимости от сумм операций: с точки зрения трудозатрат переложить отчетность компании с оборотом в 500 млн долл. США при осуществленных 10 сделках намного проще, чем отчетность компании с оборотом в 500 тыс. долл. со 100 сделками. Трансформация отчетности при правильной организации работы может существенно сэкономить время и деньги собственникам. Средняя стоимость перевода отчетности для предприятия с оборотом в 5 млн долл. и 1000 операций составляет около 50-70 тыс. долл. и проводится тремя-четырьмя специалистами в течение двух недель, если трансформация проводилась раньше. Первичная трансформация стоит около 200 тыс. долл. и может занять три-четыре месяца. Процедура трансформации должна проходить каждый отчетный период, в России — ежеквартально.
Параллельный учет предполагает одновременное отражение всех операций как по отечественным стандартам, так и по МСФО. Сложность такого учета заключается в обязательном наличии специалистов по МСФО в штате компании. Параллельный учет стоит существенно меньше, чем трансформация, во всяком случае при правильно организованной работе бухгалтерии требуется два-три дополнительных сотрудника. Стоимость параллельного учета складывается из доходов работников и административных расходов на их содержание. Первичная же постановка параллельного учета стоит столько же и так же длительна, как и первичная трансформация.
Говорит Генеральный Директор
Любовь Шерышева | Генеральный Директор компании Aplana Software, Москва
Последние три года наша компания развивается динамично, и вопросы инвестирования ресурсов, эффективности их использования, проблема достоверности финансовой отчетности для нас очень важны. Поэтому, когда мы выбирали модель построения управленческого учета и бюджетного процесса, заложили в основу принципы МСФО.
Начать дискуссию