НДС

Как ломособирающим организациям правильно выйти из льготного режима по НДС в 2007 году

Сейчас на рынке лома возникает очередная конфликтная ситуация между ломовиками, металлургами и государством. В связи с изменениями в Налоговом кодексе РФ с 1 января 2008 г. реализация лома и отходов черных металлов облагается НДС, а цветных — не облагается. Так как с 1 января 2007 г была введена льгота по НДС для черного лома и многие ломовики ей воспользовались, то теперь им необходимо возвращаться в НДС-ный режим. Как правильно это сделать – читайте в нашей статье …
Сейчас на рынке лома возникает очередная конфликтная ситуация между ломовиками, металлургами и государством. В связи с изменениями в Налоговом кодексе РФ с 1 января 2008 г. реализация лома и отходов черных металлов облагается НДС, а цветных — не облагается. Так как с 1 января 2007 г была введена льгота по НДС для черного лома и многие ломовики ей воспользовались, то теперь им необходимо возвращаться в НДС-ный режим.  Как правильно это сделать – читайте в нашей статье …

Корнетова Елена.

В течение  2007 года налогоплательщики, реализующие лом и отходы, как черных, так и цветных металлов, могли не уплачивать НДС с соответствующих операций в силу льготы, предусмотренной пп. 24 п. 3 ст. 149 НК РФ. Однако Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ в главу 21 НК РФ были внесены изменения, которые аннулировали указанную льготу в отношении операций по реализации лома и отходов черных металлов. Таким образом, указанную льготу с 1 января 2008 года могут применять лишь те налогоплательщики, которые продают цветной металлолом. Соответствующая норма была перенесена в пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Большинство металлургических комбинатов предпочитают покупать лом, в цену которого входит НДС, так как этот налог они принимают к вычету. Если же поставщик лома пользуется льготой, налоговые обязательства комбината существенно увеличиваются. В результате, воспользовавшись освобождением, поставщик металлолома рискует потерять своих покупателей, что блокирует его нормальную хозяйственную деятельность. Единственным выходом из сложившейся ситуации может стать отказ от применения налоговой льготы и предъявление покупателям в цене лома суммы НДС.

Подпунктом 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право воспользоваться налоговой льготой при наличии соответствующих оснований и в порядке, установленном налоговым законодательством.

Понятие налоговой льготы определено ст. 56 НК РФ. Так, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Одновременно Налоговым кодексом налогоплательщикам предоставлено и право на отказ от использования льготы либо приостановление ее использования на один или несколько налоговых периодов. Причем Налоговый кодекс может предусматривать исключения из этого общего правила. Обычно они установлены главой НК РФ о том или ином налоге.

Что касается налога на добавленную стоимость для ломособирающих организаций,  льготы для которых установлены пунктом 3 ст. 149 НК РФ, порядок отказа от освобождения операций от налогообложения сводится к следующему (он установлен п. 5 ст. 149 НК РФ).

Налогоплательщик вправе отказаться от освобождения операций по реализации лома от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 НК РФ. Ломособирающие организации могут это правило проигнорировать, поскольку пп. 24 п. 3 ст. 149 НК РФ в действующей редакции освобождает от налогообложения всего одну операцию. Однако предприятия, реализующие одновременно и черный и цветной лом, не смогут отказаться от льготы по операциям продажи только черного или только цветного металлолома. Это необходимо учитывать, планируя переход на уплату НДС.

Кроме того, не допускается, чтобы операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг). Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

Таким образом, учитывая, что налоговым периодом по НДС может являться месяц либо квартал в зависимости от величины выручки от реализации (ст. 163 НК РФ), ломособирающая организация должна направить в налоговую инспекцию по месту учета заявление об отказе от льготы (либо приостановлении ее действия) не позже 1-го числа месяца либо квартала соответственно, начиная с которого предприятие решило не пользоваться льготой. Дожидаться 1 января следующего года не обязательно. Обратите внимание: заявление, поданное 1-го числа, не считается представленным с нарушением срока.

Налоговый кодекс не определяет ни специальную форму, ни порядок подачи такого заявления. Следовательно, оно может быть составлено в произвольной форме и подано как лично налогоплательщиком, так и его законным представителем, в том числе и по почте.

Однако в случае с почтовым отправлением затруднительно будет установить, соблюден ли налогоплательщиком необходимый срок, так как Налоговый кодекс не поясняет, как в таком случае определить дату представления заявления. Некоторыми консультантами утверждается, что днем представления заявления считается дата почтового отправления. Возразить что-либо против такой логики сложно, поэтому вооружиться такой рекомендацией, наверное, можно. Если организация имеет несколько обособленных подразделений, не обязательно подавать заявление в каждую налоговую инспекцию, в которой состоит на учете организация. Достаточно подать его по месту нахождения головной организации, поскольку уплата НДС производится централизованно по месту нахождения головной организации (п. 2 ст. 174 НК РФ). Однако можно поступить и наоборот в понимании того, что этот факт может в будущем сказаться положительно в том числе и для контрагентов филиалов организаций, которые будут принимать к вычету НДС, предъявленный по льготируемым в общем случае операциям. Кроме того, копии заявления об отказе от льготы имеет смысл выдавать покупателям.

Отметим также, что никаких разрешительных действий со стороны налоговых органов ждать не нужно, так как Налоговый кодекс РФ установил исключительно заявительный характер отказа от льготы (приостановления ее использования).

Итак, в заявлении помимо общих сведений о налогоплательщике необходимо указать:

- что именно планирует налогоплательщик – отказ от льготы либо приостановление ее использования. Хотя это явно не следует из Налогового кодекса , представляется, что первое всё же отличается от второго целями и последствиями совершения действий. Приостановление имеет целью временное возвращение субъекту льготы общего правового статуса плательщика налога. Отказ преследует иную цель – постоянное возращение этого статуса. Налогоплательщик, отказавшийся от льготы, не сможет приобрести статус субъекта налоговой льготы повторно;

- указание на льготу, от которой производится отказ/приостановление;

- если налогоплательщиком планируется приостановление использования льготы, необходимо указать его срок. При этом он не может быть менее одного года. Если планируется больший срок приостановления, то Налоговый кодекс РФ никак не ограничивает права налогоплательщиков по выбору этого срока. То есть не обязательно, что срок приостановления должен быть кратен количеству годов. Однако, по мнению автора, он все же должен быть ориентирован на целое количество налоговых периодов;

- дату начала налогового периода, с которого планируется отказаться от льготы либо приостановление ее использования.

Обратите внимание!
Что касается отказа от льготы в 2008 году, то, начиная с этой даты отказ от льготы по реализации цветного лома не регулируется п. 5 ст. 149 НК РФ. В соответствии с этим пунктом отказываются от льготы либо приостанавливают ее использование только в отношении операций, поименованных в п. 3 ст. 149 НК РФ. А как мы уже указывали выше, льгота «перекочевала» в пункт 2 этой статьи. В связи с этим налоговые органы, скорее всего, будут отрицать принципиальную возможность отказа от льготы по операциям реализации цветного лома. Во всяком случае, именно такие разъяснения давались налоговиками раньше в ответах на частные запросы налогоплательщиков.

В  связи с тем, что при отказе от льготы приобретенное имущество не будет больше использоваться в льготируемых операциях, НДС, учтенный в стоимости этого имущества согласно п. 2 ст. 170 НК РФ, подлежит налоговому вычету. Право на налоговый вычет может быть реализовано налогоплательщиками в первом же налоговом периоде, в котором льгота уже не применяется.

Несмотря на то, что никаких непосредственных указаний на этот счет Налоговый кодекс не содержит, этот вывод обусловлен общими принципами исчисления налога на добавленную стоимость. Дело в том, что, начиная с указанного момента, все общие условия для реализации права на налоговый вычет потенциально выполнимы, а именно:

  1. товары (работы, услуги) будут использоваться в операциях, облагаемых НДС;
  2. счета-фактуры имеются (здесь нужно обратить особое внимание, поскольку применение льготы могло повлечь несерьезное отношение к получению и хранению счетов-фактур);
  3. первичные документы с выделенной суммой налога в наличии.

Это значит, что налогоплательщики вправе заявить в налоговой декларации того налогового периода, с которой они не применяют льготу, налоговые вычеты НДС, приходящегося на неиспользованные в льготируемой деятельности товары (работы, услуги).

Возможность включения сумм «входного» НДС в состав налоговых вычетов подтверждается также арбитражными судами (см. постановления ФАС Уральского округа от 18.04.2007 № Ф09-2751/07-С2; ФАС Северо-Западного округа от 19.04.2007 № А13-3022/2006-28; ФАС Северо-Кавказского округа от 21.05.2007 № Ф08-2050/2007-882А).

Следует обратить внимание, что в силу опережения вычетов над начислениями в самом начале может сложиться ситуация, когда сумма вычетов превысит сумму начислений. Эти обстоятельства приведут к тому, что согласно ст. 176 НК РФ налоговые органы будут обязаны провести камеральную проверку декларации, в которой сумма налога заявлена к возмещению из бюджета. Значит, все документы у налогоплательщика должны быть в полном порядке.

Факт реализации права на налоговый вычет не приведет к увеличению стоимости активов. Стоимость активов всего лишь перераспределится по статьям бухгалтерской отчетности.

В бухгалтерском учете «входной» НДС извлекается из бухгалтерской и налоговой стоимости активов, которые его включают. Причем из стоимости запасов, не использованных при применении льготы, он извлекается в полном объеме предъявленных сумм, а из стоимости амортизируемых активов – исходя из остаточной стоимости имущества на дату отказа от льготы. Не следует считать этот факт изменением стоимости запасов, которое запрещено бухгалтерским законодательством (п. 12 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.01 № 44н). Ведь такое изменение продиктовано требованиями действующего законодательства (налогового), что является исключением из общего запрета.

Здесь налогоплательщики могут столкнуться с проблемой установления корректной суммы НДС, подлежащей налоговому вычету (в большей степени эта проблема касается запасов, а не внеоборотных активов). К сожалению, ее не всегда можно определить со 100-процентной математической точностью, особенно если запасы покупались в течение длительного времени, в том числе и у неплательщиков НДС.

Так как налоговое законодательство не предписывает никаких специальных правил, видится разумным определить некую пропорцию, которая поможет рассчитать НДС, принимаемый к вычету. Например, можно будет определить долю «безналоговых» закупок за период времени, в течение которого сформировались товарные остатки. Затем общую стоимость запасов скорректировать на полученный коэффициент и из «налоговых» запасов извлечь НДС по общей налоговой ставке.

Если расчеты покажутся сложными, то первым желанием налогоплательщика, вероятно, будет отказ от вычетов по старым остаткам. Однако тут необходимо помнить, что вряд ли налоговые органы в силу прямого указания п. 1 ст. 170 НК РФ согласятся с включением в состав налоговых расходов в период отказа от льготы стоимости товаров и материалов, увеличенной на НДС. Поэтому расчетов, так или иначе, не избежать.


[1] Поскольку в самом тексте п. 5 ст. 149 НК РФ буквально сказано следующее: «Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года». То есть возникает некое противоречие, которое стирает разницу между приостановлением и отказом.

Автор — эксперт Интернет-портала http://www.nds-ks.ru

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

КИК

Финансовая отчетность КИК за 2023 финансовый год

📌 В связи с приближением нового отчетного периода по КИК собрали основные положения, связанные с финансовой отчетностью за 2023 финансовый год к Уведомлению о КИК за 2024 год, которые нужно будет представить в налоговый орган до 30 апреля 2025 года.

Начать дискуссию