Современную жизнь уже сложно представить без компьютеров. Автоматизации подвергаются даже самые незначительные операции. В масштабах предприятий внедряются сложнейшие информационные системы. Но многие предприятия существуют не один десяток лет, и для того, чтобы их автоматизировать, необходимо «разложить по полочкам» все бизнес-процессы. Этим занимаются современные бизнес-аналитики. Об особенностях проведения бизнес-анализа современных российских предприятий корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Алексею Титову рассказал Алексей Карпов, старший аналитик департамента системных решений, отделения системного анализа компании «Информационные Бизнес Системы» (IBS).
Алексей, что представляет собой анализ бизнес-процессов предприятия, и какова его конечная цель?
Анализ бизнес-процессов представляет собой обследование деятельности предприятия-заказчика с целью формализовать его основные производственные и вспомогательные процессы, а иногда и выявить их, поскольку, зачастую, процессы на предприятии вообще отдельно не определены. Конечным результатом бизнес-анализа является выстроенная цепочка выполняемых функций разными подразделениями компании, или модель деятельности предприятия. Причем, в цепочку включаются не только функции, но и результаты выполнения каждой их них, информационные потоки. Выстраивание бизнес-процессов предприятия желательно проводить до как можно более глубокого уровня, в идеале – до отдельного работника. Цель анализа бизнес-процессов – получить четкую картину деятельности предприятия, с целью дальнейшей оптимизации процессов, процедур, структуры и т.д. Бизнес-анализ деятельности предприятия является начальным этапом процесса автоматизации.
Какую картину, обычно получает бизнес-аналитик по итогам проведенного анализа?
После обследования предприятия становится очевидным – какие функции дублируются, какие цепочки зациклены, где, наоборот, не хватает связей. Таких моментов, приводящих к неэффективности, может быть выявлено очень много, в самых разных областях – и непосредственно в производственных процессах, и в документообороте, и в финансовом учете, и в управлении персоналом.
Какие российские предприятия сегодня наиболее часто становятся клиентами компаний, предоставляющих услуги по автоматизации?
Автоматизация нужна всем, многие это понимают и уже «созрели». Но, конечно, прежде всего, заказчиками становятся компании, готовые вкладывать в свою автоматизацию немалые деньги. Сами по себе услуги автоматизации не дешевые, но такие заказчики прекрасно понимают, что внедрение современных информационных систем в результате повысит эффективность работы предприятия и снизит издержки. В первую очередь, это предприятия сырьевого сектора экономики, банки. В настоящее время часто нашими клиентами становятся государственные организации – у них существуют огромные потребности в автоматизации, а в бюджете в последнее время появились возможности их финансировать.
Анализируя процессы, протекающие в компаниях, вы обязательно изучаете используемую здесь информационную систему. Оцените уровень автоматизации отечественных предприятий.
Уровень развитости используемой предприятием информационной системы, зависит, в первую очередь, от финансовых возможностей компании, а также от степени технической грамотности руководства – насколько менеджеры или акционеры компании, понимают, что внедрение ИС будет снижать их издержки, и увеличивать прибыль. На мой взгляд, на сегодня самыми продвинутыми в этом смысле являются сами IT-компании. На себе они могут отработать свой продукт, изучить, поэкспериментировать с ним. Кроме того, развитые IT-системы внедрены в компаниях, которые работают с большими объемами информации. Это финансовые, страховые, инвестиционные компании, банки. Конечно, это крупные финансово-промышленные группы, поскольку они не только обладают достаточными финансовыми ресурсами, но и нуждаются в стандартизации своих процессов, в силу многопрофильности предприятий, входящих в группы. Тем не менее, уровень информатизации предприятий отечественной экономики в целом еще очень далек от уровня передовых, технологически развитых стран.
В чем преимущества привлечения сторонней компании для проведения анализа бизнес-процессов, а в последствии и для внедрения информационной системы? Возможно ли обойтись своими силами?
Во многих крупных компаниях существуют свои отделы автоматизации, где работают квалифицированные программисты, разработчики, аналитики. Они «варятся» внутри этой среды, поэтому лучше понимают производственный процесс. Конечно, они способны обследовать все бизнес-процессы, формализовать и выстроить их, выбрать направление и способ автоматизации.
Есть случаи, когда на некоторых предприятиях работают свои «Кулибины», самостоятельно разрабатывающие для них уникальные программные продукты, которые могут быть гораздо менее ресурсоемкими. Однако здесь встает вопрос о стандартизации этих программных продуктов. Во всем мире, в различных отраслях применяются программные продукты, которые являются индустриальным стандартом в информационных технологиях. Стандартизация необходима, поскольку компании общаются с внешней средой, а не только обмениваются информацией внутри себя. Хорошо, когда компания, самостоятельно автоматизируя свою деятельность, действует согласно международным стандартам, и совсем другое дело, когда компания использует собственные, нестандартные разработки. Но, я уверен, такие времена уже прошли. Это было характерно для начала–середины 90-х годов прошлого века.
На самом деле, привлечение сторонней организации для проведения бизнес-анализа деятельности предприятия, внедрения информационной системы, ее последующей поддержки, обходится дешевле, чем, если постоянно содержать штат квалифицированных разработчиков программного обеспечения для конкретного предприятия. Кроме того, штатные сотрудники предприятия не всегда объективно могут посмотреть на свои бизнес-процессы. Привлеченная, внешняя организация сможет провести более объективный анализ.
С какими проблемами приходится сталкиваться бизнес-аналитику в своей работе, являются ли эти проблемы уникальными для каждого предприятия или нет?
Безусловно, приходится сталкиваться с проблемами, являющимися как общими для всех, так и специфическими. Как бы ни было сильно стремление к стандартизации, но все равно процессы, протекающие на каждом отдельном предприятии, документооборот, учет и т.д. – везде разные. Поэтому проблемы могут быть самыми неожиданными.
Одна из распространенных проблем – это так называемый «аналитический ступор». Это означает, что при анализе бизнес-процессов аналитики, разработчики и представители предприятия-заказчика заходят в тупик, и не могут прийти к единой модели функционирования предприятия. Причины аналитического тупика различные, например, часто случается так, что применяется не совсем правильная методика моделирования, или заказчик может не понимать конечной цели осуществляемой деятельности.
Сбор информации для анализа, особенно на первом этапе, происходит при помощи интервью, в связи с этим, приходится ли сталкиваться с непониманием вашей работы со стороны персонала организации-заказчика?
Да, такие случаи нередки, особенно если, скажем, приходится общаться с рядовыми сотрудниками крупного государственного предприятия. В таких случаях понимаешь, что сотрудники не особенно горят желанием принимать участие в автоматизации своего предприятия, которая «навязывается» руководством сверху. В некоторых случаях представители предприятия-закачика не желают посвящать «посторонних», на их взгляд, людей во все нюансы своей деятельности, особенно когда речь идет о финансовом учете. Такие проблемы, возникающие во взаимоотношениях с заказчиками, также являются частью рисков реализуемого проекта, которые могут привести к затягиванию сроков и даже к ошибкам в анализе и неправильным постановкам задач.
Начать дискуссию