Образовательные организации, которые работают на упрощенной системе налогообложения, вправе сдавать налоговую отчетность в электронном виде. О том, как учитывать связанные с этим затраты, рассказали специалисты Минфина России.
Технические средства
Для формирования и передачи налоговой отчетности в электронном виде организация должна иметь не только компьютер, подключенный к сети Интернет, но и приобрести соответствующее программное обеспечение (программный комплекс).
Программный комплекс представляет собой набор взаимодействующих программ:
– согласованных по функциям и форматам;
– имеющих единообразные, точно определенные интерфейсы;
– составляющих полное средство для решения больших задач.
Организации, которая решила сдавать отчетность в электронном виде, следует узнать в своей налоговой инспекции, кто является специализированным оператором связи по передаче отчетности, и заключить с ним договор на обслуживание. У него же лучше купить и программы для формирования и передачи отчетности в налоговые органы, программу криптографической защиты и специальные средства для формирования электронной цифровой подписи.
Отражаем расходы
Как видно, программный комплекс – это не компьютер в сборе, а набор специальных программ для компьютера, которые не имеют материально-вещественной формы. Однако специалисты Минфина России в письме от 2 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/79 рассматривают программный комплекс как основное средство и предлагают включать его стоимость в расходы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.
По нашему мнению, это неверно. Набор программ для компьютера при определенных условиях может быть нематериальным активом, но никак не основным средством.
Порядок включения в состав расходов затрат на приобретение набора программ зависит в первую очередь от наличия у организации исключительных прав на них. Если приобретены исключительные права на этот программный продукт, то организация становится обладателем нематериального актива. В этом случае расходы отражаются на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.
А вот когда приобретены права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям), затраты признаются по правилам подпункта 19 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Такой порядок отражения затрат на приобретение программ для ЭВМ Минфин России подтвердил в письме от 12 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/100.
Безусловно, для формирования данных и передачи налоговой отчетности приобретать исключительные права на программы нет никакой необходимости. Вполне достаточно купить права на использование и перечислять абонентскую плату за услуги специализированного оператора.
Затраты на приобретение и установку программ для передачи налоговой отчетности учитываются в расходах в полной сумме после того, как они фактически получены от продавца (услуги по установке оказаны) и оплачены (п. 2 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).
Расходы в виде абонентской платы, перечисляемой специализированному оператору, учитываются в расходах на основании подпункта 18 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ как почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги связи. Об этом сказано все в том же письме Минфина России № 03-11-04/2/79.
Не обязанность, а право
Положения статьи 80 Налогового кодекса РФ обязывают организации с численностью сотрудников более 250 человек обязательно сдавать налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи. А с 1 января 2008 года данная норма будет применяться при численности сотрудников более 100 человек.
Однако работать на упрощенном режиме вправе только те образовательные организации, в которых численность персонала не превышает 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). Поэтому они могут сдавать отчетность в электронном виде только по собственной инициативе. Дополнительно отметим, что порядок представления налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. № БГ-3-32/169.
Начать дискуссию