При определении «правил игры» с оффшорами общая направленность политики государства складывается из деятельности целого ряда государственных органов. В статье мы систематизировали основные направления политики отдельных государственных органов и государства в целом относительно взаимоотношений с оффшорными зонами и компаниями, зарегистрированными в них.
Отношение к оффшорам в России складывается как в процессе и результате правоприменительной практики, работы налоговых, таможенных и прочих органов, так и в результате определения общей политики государства.
Послание Президента РФ
Президент России еще в 2005 году в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию заявил, что необходимо простимулировать приход капиталов, накопленных гражданами (в том числе и в оффшорах), в национальную экономику. Для решения данного вопроса им был предложен ряд мер.
Во-первых, это проведение так называемой амнистии капитала. Объявляя амнистию капитала, государство предоставляет возможность вернуть капиталы, которые крутятся в оффшорных зонах либо осели в оффшорных банках, заплатив налог по минимальной ставке. Во исполнение данного поручения Президента Госдумой России был принят Федеральный закон 30 декабря 2006 г. № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами». С 1 марта 2007 года и до конца 2007 года физические лица и индивидуальные предприниматели могут принести в банк тринадцатипроцентный декларационный платеж. Легализовать таким образом можно доходы, полученные с 1 января 2001 года до 1 января 2006 года. Платеж будет считаться своевременной уплатой налога.
Для устранения проблемы наследования капиталов, осевших в оффшорных зонах, Президент России предложил отменить налог на имущество, переходящее в порядке наследования. С 1 января 2006 года доходы, полученные от физических лиц в порядке наследования, не подлежат в России налогообложению, за исключением доходов, полученных от авторских и лицензионных договоров.
«Черный» список Центробанка
Центральный банк России также озабочен выводом капиталов за рубеж. Банк России одним из первых начал составлять так называемые «черные» списки оффшорных зон (постановление Центробанка от 12 февраля 1999 г. № 500-У). В настоящее время данное постановление еще действует, но сами списки уже отменены.
Остался единственный «черный» список Центрального банка, утвержденный указанием № 1317-У от 7 августа 2003 года, содержащий определенный перечень государств. Но это указание Центробанка с приложенным списком касается только корреспондентских отношений российских резидентных банков с банками этих государств.
...и налоговых органов
Свой «черный» список имеют и налоговые органы России. Он состоит из двух групп государств. Во-первых, это государства, с которыми у России отсутствуют соглашения об избежании двойного налогообложения или соглашения об обмене налоговой информацией. Список составлен для того, чтобы налоговая служба могла контролировать заключенные сделки и, соответственно, величину удерживаемых налогов при перечислении доходов иностранным компаниям.
Во второй группе государств – оффшорные зоны, при заключении сделок с резидентами которых налоговым органам на местах предписано уделять повышенное внимание. Письмом МНС России от 27 марта 2002 г. № ФС-6-26/ 360 сформирован довольно большой список государств, с которыми у Российской Федерации отсутствуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Но с тех пор ситуация сильно изменилась, а список остался без изменений. Сегодня документ не отменен и существует как некая констатация факта на определенный момент времени. В тоже время налоговые органы на местах используют этот список, проявляя к сделкам с участием таких нерезидентов повышенное внимание и дополнительный контроль.
Налогообложение оффшорных компаний
У оффшорных и оншорных компаний, тесно связанных с российским бизнесом, время от времени возникает необходимость появления в России для работы на российском рынке. И, несмотря на то, что по месту своей регистрации (в оффшорных зонах) такие компании не несут обязанностей по уплате каких бы то ни было налогов, существуют случаи, когда и для компаний из неналоговых юрисдикций возникает необходимость уплаты налогов в Российской Федерации. К таким случаям действующее российское законодательство относит следующие:
— компания осуществляет деятельность непосредственно на территории России.
Таким образом, образуется постоянное представительство такой организации-нерезидента в налоговом смысле, и возникает обязанность постановки такой компании на учет в налоговом органе и уплаты соответствующих налогов.
— Компания владеет недвижимым имуществом на территории России.
В этом случае компания также подлежит постановке на налоговый учет. Возникает обязанность уплаты налога на имущество и других налогов.
— Компания владеет транспортным средством на территории России.
Такой компании также необходимо встать на налоговый учет и уплачивать налог на имущество, транспортный налог и другие налоги.
Трансфертное ценообразование
Еще один аспект, на который с неизменным постоянством обращают свое внимание налоговые органы при рассмотрении сделок с оффшорными компаниями, это вопрос трансфертного ценообразования – заключение сделок по цене, отличной от рыночной, но удобной дочерним структурам, взаимозависимым лицам по цене, установленной внутри группы компаний.
Проект закона, посвященный изменениям в области трансфертного ценообразования в России, разрабатывается уже несколько лет. По последним сообщениям Минфина России, принятие документа запланировано на 2008 год. Скорее всего, положения законопроекта будут вводиться поэтапно. В частности, согласование цены сделки и методики ценообразования вступят в силу с 2010 года.
«Отмывание» доходов
Говоря об оффшорных компаниях, нельзя не упомянуть в этой связи и о борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем. В Российской Федерации государственным органом, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, является Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В дополнение к Федеральному закону № 115-ФЗ было принято большое количество подзаконных актов, определенная часть которых регулирует деятельность резидентных банков по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.
О. Кутяева, юрист-аналитик GSL Law & Consulting
Начать дискуссию