Еще в начале года налоговики предупредили, что в 2007 году недобор по НДС составит почти 400 млрд рублей, хотя по плану должно быть собрано 1,4 трлн. Т.е. план по сбору налогов за полугодие ФНС выполнила лишь на 76,3%. Между тем в будущем году должно быть собрано 1,3 трлн рублей НДС, а в 2009 г. — 1,8 трлн рублей. Для того чтобы выполнить этот план, Минфин подготовил ряд предложений, среди которых — создание клуба плательщиков НДС.
Татьяна САЖИНА
Вам письмоВ проекте письма, направленного в Минэкономразвития и Федеральную таможенную службу, Минфин предлагает решить проблему с недобором по НДС, ужесточив налогообложение и сократив налоговые льготы. Дополнительные 500 млрд руб. (в расчете на 2008 год) Минфин планирует собрать, создав некий «клуб» плательщиков НДС. Компании с оборотом свыше 4 млн руб. — а, возможно, свыше 20 млн руб. в год — должны будут пройти спецрегистрацию. Для мелких компаний она будет добровольной. Платить же НДС будут только компании со специальным ИНН. Таким образом, уверен Минфин, налоговые органы смогут сосредоточиться на администрировании «меньшего количества налогоплательщиков», а, значит, и повысить качество своей работы.
Намерен бороться Минфин и с фирмами-однодневками, к которым относит половину из 260 000 компаний, созданных в 2006 году в Москве. Для этого ведомство предлагает усложнить процедуру регистрации: увеличить ее сроки, обязать налоговиков проверять достоверность сведений в поданных документах, дать им полномочия на приостановление регистрации, ужесточить ответственность за обман регистратора, расширить перечень оснований для отказа в регистрации. Чиновники рассчитывают также сократить долю скрытой зарплаты. По данным Росстата, сейчас она составляет 27,3% (2,5 трлн рублей). Из-за этого бюджеты теряют по сборам от НДФЛ около 330 млрд рублей, а по ЕСН и страховым взносам — 624 млрд рублей ежегодно. Еще чиновники хотят ужесточить контроль за оборотом льготных товаров и сократить число налоговых льгот. Больше всего им не нравится применение амортизационной премии, которая позволяет компаниям сразу отнести на расходы до 10% стоимости купленных основных средств. Минфин подсчитал, что в 2006 году премия обошлась бюджету в 12,7 млрд руб., и он предлагает применять ее только к «основным средствам, непосредственно участвующим в процессе производства». Если же компания продала их, то налоговики потребуют вернуть бюджету недоплаченные налоги. По словам сотрудника Минфина, это письмо — всего лишь обмен информацией и наработками между ведомствами. Однако в основных положениях налоговой политики в Российской Федерации на 2008–2010 годы, которая уже была одобрена, о создании системы регистрации организаций в качестве плательщиков НДС сказано достаточно четко, поэтому стоит ожидать, что эта инициатива все-таки будет реализована. То же можно сказать и об ужесточении регистрации организаций: соответствующие поправки Минфин, ФНС и Минэкономразвития готовят уже давно и практически обо всем договорились.
Кому это надо?Экспертов письмо Минфина несколько шокировало. «Общее впечатление от него скорее негативное: создается ощущение, что люди делают непродуманные шаги, однако поскольку такое предположение, скорее всего, ложно, то остается думать, будто бизнес стараются заадминистрировать совсем», — говорит старший партнер компании «Юрлов и партнеры» Владислав Цепков. Действительно, большинство инициатив Минфина направлено именно на усиление администрирования и создание дополнительных сложностей для бизнеса. Эксперты называют эти действия нецелесообразными и вот почему. Как отмечает Цепков, мероприятия по усилению контроля над уплатой налогов будут стоить дороже, чем их результаты, до тех пор, пока уровень налогообложения в стране не станет приемлемым для предпринимательства. Кроме того, по мнению эксперта, уровень налогообложения в России достаточно велик и, по существу, неприемлем для растущего и молодого бизнеса. «У нас в стране нет культуры уплаты налогов, и создавать эту культуру необходимо годами нормального взаимодействия бизнеса и государства, а не репрессивными мерами. Сравнение уровня налогообложения в России и других странах, что часто делает наш Минфин и Минэкономразвития, неприемлемо на существующем этапе становления бизнеса в РФ и развития системы государственного управления. Виноваты в этом коррупция, низкая правовая культура, огромное количество контролирующих органов и т. п. А для того, чтобы у людей появлялось желание платить налоги, они должны чувствовать поддержку государства, а не его карающий меч», — убежден Владислав.
Регистрация не так страшнаВпрочем, идея регистрации компаний в качестве плательщиков НДС экспертов напугала даже меньше, чем остальные предложенные инициативы. «Выдвигаемая Минфином идея в ее нынешнем варианте, который предполагает возможность добровольной регистрации лица в качестве плательщика НДС, не должна ухудшить положение налогоплательщиков, в том числе организаций, не отвечающих требованиям по годовому обороту, — уверена старший консультант по праву отдела консалтинга АКГ «Фин-Экспертиза» Елена Сорокина, — но только в том случае, если законопроект о регистрации лиц в качестве плательщиков НДС в целях добровольной регистрации не будет дополнен ограничениями по длительности осуществления лицом деятельности». Однако по мнению другого эксперта — Владислава Цепкова, — меры, предлагаемые Минфином, уже доказали свою несостоятельность, поэтому возвращаться к ним смысла нет. «Регистрация плательщиков НДС уже проводилась в 2000–2002 годах с выдачей им соответствующих свидетельств. Однако после этого налоговым органам было вменено в обязанность автоматически ставить на учет плательщиков НДС и свидетельств не выдавать. Учесть их очень просто — ими являются любые организации, которые заняты реализацией товаров, работ и услуг. Сотрудникам ФНС просто необходимо как следует посмотреть ЕГРЮЛ и данные по уплачиваемым налогам. Предлагаемый же учет плательщиков перекладывает проблему с больной головы на здоровую и приведет к тому, что ФНС второй раз учтет всех налогоплательщиков — коммерческие организации — и никаких ожидаемых результатов по сокращению перечня контролируемых лиц это не даст», — убежден эксперт.
Согласно данным Росстата, объемы скрытой зарплаты на нынешний момент составляют около 2,5 трлн руб., и из-за этого бюджет теряет по сборам от НДФЛ около 330 млрд руб., а по ЕСН и страховым взносам — 624 млрд руб. ежегодно.
Другие инициативы Минфина эксперты восприняли менее скептично. Так, например, увеличение сроков регистрации и проверка достовер- ности указанных в документах сведений, благодаря которым планируется избавиться от фирм-однодневок, вряд ли достигнут своей цели. Фактически проверка сведений уже делается, однако такого основания отказа в регистрации, как указание недостоверных сведений, в законе не приводится. «Это предложение действительно актуально. Необходимо проверять паспортные данные учредителей, директоров и некоторую иную информацию. Однако это право необходимо ограничить, иначе мы получим отказ в регистрации по причине орфографической ошибки (информация не соответствует правилам русского языка) или опечатки. Что касается увеличения срока регистрации, который сейчас составляет 5 рабочих дней, то он представляется достаточным. В США, например, регистрация занимает 48 часов», — рассказывает Владислав Цепков. Повышение уровня собираемости налога путем борьбы с фирмами-однодневками может быть достигнуто исключительно в случае установления дополнительных требований и критериев к организациям, желающим получить регистрацию в качестве плательщика НДС в добровольном порядке, а также последствий нарушения таких требований в виде исключения из реестра плательщиков НДС, как замечает Елена Сорокина. Таким дополнительным требованием может стать отсутствие у организации систематических и длительных нарушений налоговых и иных обязанностей, среди которых можно выделить следующие: непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности, отсутствие организации по адресу места нахождения, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, и т. д.
Юристы предлагают свои методы решения проблем, возникающие с регистрацией. Вместо того, чтобы продлевать регистрацию, необходимо внести в закон такую норму, как обязанность обращения сотрудников регистрирующих органов к заявителю по телефону в случае обнаружения ошибок или опечаток в документах для их оперативного исправления. Таким образом будет снята масса ненужной работы по выдаче уведомлений в приостановлении или отказе в регистрации. Что касается привлечения к ответственности руководителей за ненахождение фирмы по своему юридическому адресу, то здесь проблему нужно решать в комплексе. «Ведь кроется она вовсе не в повальном желании наших граждан нарушать закон, а в том, что арендодатели, предоставляющие помещения в аренду, возражают против указания в учредительных документах организаций- арендаторов их адресов. Кроме того, зачастую помещения используются вообще без документов или на основании недействительных с точки зрения закона договоров, — рассказывает юрист компании «Аудит-топ» Дмитрий Андреев. — В этом случае достаточно просто снять с организации обязанность доказывать свое нахождение по определенному адресу и разрешить указывать любой адрес без объяснения оснований нахождения в помещении. Также необходимо разрешить указывать адреса жилых помещений».
Регистрация лиц в качестве плательщиков НДС является общеевропейской практикой, согласно которой организации для включения в «клуб налогоплательщиков НДС» должны отвечать определенным критериям, а именно: осуществлять деятельность достаточно длительное время и иметь большие обороты по реализации товаров и услуг, которые в разных странах серьезно отличаются. Так, годовой оборот компании, подлежащей регистрации в качестве плательщика НДС, должен составлять во Франции 76,3 тыс. евро для товаров и 51,1 тыс. евро для услуг, в Великобритании — 25 тыс. евро, в Германии — 16,6 тыс. евро, в Дании — 7 тыс. евро. Однако следует подчеркнуть: опыт стран Европейского союза свидетельствует, что регистрация налогоплательщиков НДС так и не решила проблему незаконного возмещения этого налога с использованием фирм-однодневок, которые в терминологии Организации экономического сотрудничества и развития именуются «исчезающими трейдерами».
НДС уже давно не дает покоя Минфину: еще осенью 2003 года правительство с подачи финансового ведомства вносило в Госдуму законопроект о введении электронных счетов-фактур для взимания НДС. Законопроект предписывал как покупателю, так и продавцу при осуществлении сделки предоставлять информацию в налоговые органы посредством счетов-фактур. Информация покупателя о сделке должна была совпадать с информацией продавца. Кроме того, Минфин обсуждал возможность введения специальных банковских счетов для учета НДС. Как предлагало ведомство, налогоплательщик обязан был бы открыть в уполномоченном банке отдельный счет, который мог быть использован только для операций, связанных с уплатой НДС. При приобретении товаров, работ, услуг (ТРУ) налогоплательщику следовало произвести разделение платежа на две части. Одна из них являлась бы собственно стоимостью ТРУ, а вторая — суммой НДС, исчисленной из стоимости ТРУ. Эта сумма подлежала бы зачислению на спецсчет поставщика ТРУ и наоборот. Предполагалось, что такая система уплаты НДС затруднит нецелевое использование суммы НДС как части цены сделок, хотя введение электронных счетов-фактур фактически поставило бы добросовестных налогоплательщиков в зависимость от манеры ведения дел их поставщиков. Однако ни та, ни другая идея так и не были реализованы.
Начать дискуссию