Налоговые проверки

Моя милиция меня... проверяет. Как бороться с произволом

Наверняка многие согласятся с тем, что в последнее время люди в погонах все чаще вместо чувства уверенности и защищенности вызывают чувства страха и беззащитности. Множество публикаций посвящено полномочиям правоохранительных органов. Но что реально мы можем предпринять и как противостоять действиям милиции, если они выходят за рамки дозволенного?

Моя милиция меня... проверяет. Как бороться с произволом

Валерий ОСИПОВ

Наверняка многие согласятся с тем, что в последнее время люди в погонах все чаще вместо чувства уверенности и защищенности вызывают чувства страха и беззащитности. Множество публикаций посвящено полномочиям правоохранительных органов. Но что реально мы можем предпринять и как противостоять действиям милиции, если они выходят за рамки дозволенного?

Еще раз напомним, что в соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 с 1 июля 2003 года была упразднена Федеральная служба налоговой полиции. Все ее функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений перешли к Министерству внутренних дел РФ. Многие организации и предприниматели уже реально ощутили на себе такие изменения – поводов для встреч с милицией стало больше.

К сожалению, судебная практика по привлечению к ответственности недобросовестных блюстителей порядка, принимающих участие в налоговых проверках, пока не сформировалась. Однако существует общий порядок действий, о котором мы и расскажем.

ИМЕЮТ ПРАВО

Фактически милиционеры не вправе самостоятельно проводить какие-либо проверки по соблюдению налогоплательщиками налогового законодательства (см. вставку на стр. 87), например получать объяснения налогоплательщика, производить осмотр и инвентаризацию, а также истребовать какие-либо документы или предметы и изымать их. Соответственно милиционеры не вправе применять меры ни налоговой, ни административной ответственности за нарушение налогового законодательства.

Однако все это не означает, что сотрудники милиции не могут проводить никаких проверок. В том же Налоговом кодексе в пункте 3 статьи 32 указано, что, если налоговики при проведении выездной налоговой проверки выявят признаки, указывающие на наличие состава преступления, они обязаны в 10-дневный срок сообщить об этом в милицию. В этом случае милиционеры вправе осуществлять оперативно-следственные мероприятия, в том числе и проверки. Правда, такие действия будут проводиться уже не в рамках налогового законодательства, а в рамках оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности. По результатам таковой сотрудники милиции должны принять одно из трех решений:

  1. о возбуждении уголовного дела;
  2. об отказе в возбуждении уголовного дела;
  3. о направлении материалов дела налоговикам (если обнаружены признаки налогового правонарушения).

Правда, в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ права милиции несколько упразднены. В частности, милиционеры теперь не вправе:

  • беспрепятственно входить в помещения, занимаемые организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, и в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства. Для этого теперь необходимо иметь мотивированное постановление начальника органа внутренних дел или его заместителя. В постановлении должны быть указаны конкретные обстоятельства, послужившие основанием для проведения проверки: заявление физических и юридических лиц, сообщение контролирующих органов, сообщения в СМИ;
  • проводить контрольные закупки;
  • приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли.

Кроме того, закон ограничивает сроки изъятия документов, опечатывания кассы и помещений, в которых хранятся такие документы, деньги и иные товарно-материальные ценности. Длительность указанных действий не может превышать семи суток.

Обязательно обратите внимание на пункт 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9. В соответствии с указанным постановлением правоохранительные органы не наделены полномочиями по осуществлению процедур налогового контроля, предусмотренных Налоговым кодексом, а также взысканию соответствующих налоговых санкций.

КАК БОРОТЬСЯ

Теперь поговорим о том, что же все-таки делать и как противостоять действиям милиции в том случае, если они явно выходят за рамки. Во-первых, совет для всех и на все случаи жизни: в каждом офисе, торговой точке или ином подразделении предприятия заведите специальный журнал учета и регистрации проверок. Записывайте в него все данные проверяющих вас лиц, в том числе Ф.И.О., должность, номер служебного удостоверения, цель проверки, основания проверки (номер и дату соответствующего постановления). Обосновать такие действия для самих проверяющих очень просто. Скажите, что делаете это специально для них же, чтобы им не приходилось ходить по нескольку раз проверять, например, одну и ту же торговую точку и они могли просто заглянуть в этот журнал и убедиться, что совсем недавно тут уже была проверка. Конечно же, такое поведение вызовет некоторое раздражение, но в то же время продемонстрирует, что вы четко знаете свои права и в случае чего намерены их отстаивать. В итоге проверяющие будут вынуждены действовать более аккуратно и стараться все делать в соответствии с законом. Если милиционеры по каким-либо причинам откажутся от предложенной процедуры регистрации, то для вас это будет первым сигналом о том, что не все здесь «чисто и гладко». В подобных ситуациях обязательно имейте в офисе или другом помещении диктофон или скрытую видеокамеру, а лучше и то и другое. Благо на рынке сейчас этого добра хватает. Напомним, что видео- и аудиоматериалы по правилам гражданского и уголовного процессуального закона рассматриваются в качестве доказательств (ст. 84 УПК РФ и ст. 55 ГПК).

После того как вы обнаружили, что при проведении тех или иных мероприятий представители органов внутренних дел действовали с нарушением закона, у вас есть полное право и предусмотренная законом возможность привлечь виновных к ответственности. В соответствии со статьей 37 Налогового кодекса и статьей 40 Закона № 1026-1 «О милиции» вы вправе привлечь органы внутренних дел к материальной ответственности, а самих милиционеров как должностных лиц органов внутренних дел – к уголовной или дисциплинарной ответственности.

Что же нужно для этого сделать? Прежде всего надо знать, кто вправе применить к милиционеру меры дисциплинарного воздействия. В соответствии со статьей 39 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, меры дисциплинарного взыскания вправе применять только прямые начальники провинившихся сотрудников органов внутренних дел. Но помните, если вы не сможете подтвердить изложенные в жалобе обстоятельства, вас самих могут привлечь к ответственности за клевету (ст. 129 УК РФ).

Поступившее от вас сообщение о неправомерных действиях сотрудников милиции должно быть рассмотрено и разрешено в течение одного месяца. В исключительных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем еще на один месяц. О принятых мерах дисциплинарного воздействия или об отказе в принятии таковых вам должны сообщить в письменном виде. Если вашу жалобу оставят без внимания или вы считаете, что принятые к нарушителю меры дисциплинарного воздействия не соответствуют тяжести совершенного им проступка, вы имеете право обратиться с соответствующей жалобой в суд и (или) в прокуратуру.

Теперь рассмотрим, как и за что можно привлечь сотрудников милиции к уголовной ответственности (см. вставку на стр. 88).

Прежде чем перейти к ответу на этот вопрос, обратим ваше внимание на ряд особенностей возбуждения уголовного дела против сотрудников органов внутренних дел. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ, дела о преступлениях, совершенных в экономической сфере, расследуются следователями органов внутренних дел. Поэтому, если налоговики обнаружат признаки налогового преступления, к вам на фирму могут нагрянуть не дознаватели, не представители органов прокуратуры, а следователи органов внутренних дел. Хотя отметим, что прокуратура может в любой момент и на любой стадии уголовного процесса вмешаться в его ход, осуществляя так называемый прокурорский надзор. Заговорили мы об этом не случайно. Дело в том, что в соответствии со статьей 447 Уголовно-процессуального кодекса РФ, уголовное производство в отношении следователей ведется в особом порядке.

Для того чтобы привлечь следователя к уголовной ответственности, одного заявления граждан и организаций будет недостаточно. Для этого необходимо соответствующее постановление прокурора, вынесенное на основании специального заключения судьи районного (федерального) суда. Прокурор, прежде чем вынести постановление о возбуждении уголовного дела, обращается в районный суд с соответствующим представлением, по результатам рассмотрения которого суд дает свое заключение о наличии или отсутствии в действиях следователя признаков преступления. Во всем остальном все следственные и иные процессуальные действия в отношении следователя ведутся в общем порядке, как и для остальных граждан. То есть расследованием преступлений, совершенных сотрудниками милиции, занимаются следователи органов прокуратуры. Поэтому с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении следователя необходимо обращаться в прокуратуру по месту совершения преступления. Такое заявление может выглядеть примерно так (см. вставку на стр. 88).

В течение 3 суток после подачи заявления прокурор должен принять одно из следующих решений:

  1. об обращении в суд с представлением о возбуждении уголовного дела;
  2. об отказе в возбуждении уголовного дела.

Если прокурор найдет заявление обоснованным, он обратится в соответствующий районный суд с представлением о привлечении следователя к уголовной ответственности. Суд должен рассмотреть представление в течение 10 суток со дня его поступления и дать заключение о наличии или отсутствии в действиях должностного лица признаков преступления. И только после этого в отношении следователя могут возбудить уголовное дело, которое затем направляется для производства предварительного расследования. Срок предварительного расследования составляет 2 месяца со дня возбуждения уголовного дела. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 6 или до 12 месяцев.

После окончания предварительного расследования материалы уголовного дела направляют сразу в суд. Суд по общим правилам должен в течение 30 суток со дня поступления уголовного дела принять решение о назначении судебного заседания. Само судебное заседание должно быть начато не позднее 14 суток со дня вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания, а по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей, – не позднее 30 суток.

Таким образом, вопрос о возбуждении уголовного дела против сотрудника милиции должен быть разрешен в течение 13 суток с момента вашего обращения с соответствующим заявлением. Срок подготовки к рассмотрению уголовного дела в судебном заседании (предварительное расследование) составляет от 2 месяцев до 1 года со дня возбуждения уголовного дела. Срок начала судебного заседания по общим правилам составляет около 44 суток со дня поступления уголовного дела в суд. В итоге общее время, которое пройдет с момента вашего обращения с заявлением о возбуждении уголовного дела и до его рассмотрения судом, в лучшем случае составит приблизительно 3 месяца и 27 дней. Если честно, даже на такую скорость особо рассчитывать не стоит. Поэтому сразу настраивайтесь на длительность процесса.

Продолжение следует. В следующем номере мы продолжим данную тему. В частности, коснемся вопросов о том, как привлечь сотрудников милиции к материальной ответственности. А именно: как взыскать материальный и моральный ущерб, причиненный фирме или частному предпринимателю неправомерными действиями сотрудников милиции и что для этого необходимо сделать.

* «Вестник московского бухгалтера» № 42, 2003, стр. 10.

В соответствии со статьей 36 Налогового кодекса сотрудники милиции полномочны:

  • по письменному запросу налоговиков участвовать в выездных налоговых проверках;
  • при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговиков, в десятидневный срок направить им материалы для принятия решения.

Дисциплина прежде всего

Любое, даже самое мелкое, нарушение или отступление сотрудника милиции от действующего законодательства, присяги, контракта, а также приказов министра внутренних дел или непосредственного начальника, которыми установлены порядок и правила выполнения служебных обязанностей, влечет наложение на него дисциплинарного взыскания. Меры дисциплинарной ответственности могут быть различными, начиная от замечания и заканчивая увольнением из органов внутренних дел (ст. 38 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1).

За что сотрудников милиции можно привлечь к уголовной ответственности:

  1. использование служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 285 УК РФ);
  2. совершение действий, явно выходящих за пределы полномочий (ст. 286 УК РФ);
  3. присвоение полномочий должностного лица, которым данный сотрудник милиции не является (ст. 288 УК РФ);
  4. получение взятки (ст. 290 УК РФ);
  5. внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 292 УК РФ);
  6. неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (ст. 293 УК РФ);
  7. привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ);
  8. незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301 УК РФ);
  9. принуждение к даче показаний путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий (ст. 302 УК РФ);
  10. провокацию взятки (ст. 304 УК РФ).

Прокурору
(наименование района)

Заявитель:
(наименование организации, местонахождение)

ЗАЯВЛЕНИЕ
о преступлении

5 февраля 2004 года в 10.00 сотрудник милиции младший лейтенант С., номер удостоверения № ХХХ-ХХХ, в ходе проведения сотрудниками налоговой инспекции № ХХ выездной налоговой проверки совершил в отношении директора фирмы ООО «ХХХХХ» П. виновные противоправные действия, которые выразились в следующем. С. обратился к П. с требованием получить объяснения налогоплательщика, а также провести осмотр и инвентаризацию объектов налоговой проверки. П. отказался выполнить предъявленные С. требования. Такой отказ С. рассмотрел как неповиновение законному требованию сотрудника милиции и применил в отношении П. меру воздействия в виде задержания с дальнейшим заключением его под стражу. Считаем, что тем самым С. превысил свои должностные полномочия и незаконно задержал и заключил под стражу гражданина П. __________________________________________

(обстоятельства, время и суть совершенных
сотрудником внутренних дел противоправных действий)

Дата: Подпись:
М.П.

Начать дискуссию