На практике возникают такие ситуации, когда налоговый орган проводит камеральную проверку и доначисляет налог налогоплательщику без подачи им декларации. Однако согласно ст.88 НК РФ основанием для проведения камеральной проверки является только налоговая декларация.
Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 26.06.2007г. №1580/07 рассмотрел спор о соблюдении налоговым органом формальной процедуры налогового контроля, прописанной в НК РФ, и решил его в пользу налогоплательщика.
Фабула этого дела такова. Налоговая инспекция приняла решение о взыскании с предпринимателя недоимки по НДС, пеней и штрафов на основании проведенной камеральной проверки. Инспекцией было установлено, что налогоплательщик, работавший по УСН, продал товар и выставил покупателю счет-фактуру с отдельно выделенной суммой НДС. Но в бюджет эта сумма в нарушение налогового законодательства перечислена не была. На основании справок, полученных из банка, обслуживающего предпринимателя, а также документов, поступивших в налоговый орган от контрагентов для проведения встречных проверок, инспекцией была проведена камеральная проверка и принято решение о взыскании налога, а также пени и штрафа.
Однако Президиум ВАС РФ в своем Постановлении не согласился с мнением налоговых органов, аргументировав свою позицию следующим образом:
1. Налоговые органы в первую очередь должны руководствоваться ст.88 НК РФ. Согласно данной статье НК РФ камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах, произведенных расходах, о налоговых льготах и другие сведения, связанные с исчислением и уплатой налога. Таким образом, камеральная проверка может проводиться лишь на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации. Поскольку данный документ не был представлен налогоплательщиком, то нет оснований для доначисления налога, пеней и штрафа.
2. Пунктом 1 ст.82 НК РФ должностным лицам налоговых органов предоставлено право в пределах своей компетенции осуществлять контроль посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков налога, проверки данных учета и отчетности, а также осмотра помещений и территорий, используемых для получения прибыли.
При этом налоговые органы вправе запрашивать из банка справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Таким образом, формы налогового контроля не ограничиваются камеральной проверкой.
Однако проведение камеральной проверки и привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности при отсутствии представленной в налоговые органы декларации, только на основании иных документов и сведений, является неправомерным, так как проверка, проведенная с нарушением законодательства о налогах и сборах, не может повлечь правовых последствий.
Данную позицию также подтверждает и более ранняя судебная практика (например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.04.2006г. №А19-22256/05-11-Ф02-1900/06-С1, от 29.03.2006г. №А19-33031/05-18-Ф02-1206/06-С1).
3. Повторим, что налоговые органы вне зависимости от представления налоговому органу деклараций налогоплательщиком могут использовать иные формы налогового контроля, помимо камеральной проверки.
При этом если налоговый орган получает информацию, свидетельствующую о налоговых правонарушениях, такая информация может послужить основанием для назначения и проведения выездной налоговой проверки, в том числе с использованием полученных от третьих лиц документов неуплаты налогов.
Таким образом, в случае непредставления декларации налоговый орган не имеет права проводить в отношении налогоплательщика камеральную налоговую проверку и привлекать его к ответственности, поскольку камеральная проверка не может проводиться только на основании документов, полученных от контрагентов налогоплательщика (при отсутствии декларации).
Начать дискуссию