Интернет и IT

IT-рынок: мир кривых зеркал

Навеяно ситуацией. Человек обращается в строительную контору с вопросом: - Можно у вас лазерный уровнемер в аренду взять? А ему проникновенно отвечают: - Уровня нет, но можем предложить экскаватор!
IT-рынок: мир кривых зеркал

Навеяно ситуацией. Человек обращается в строительную контору с вопросом:
- Можно у вас лазерный уровнемер в аренду взять?
А ему проникновенно отвечают:
- Уровня нет, но можем предложить экскаватор!

Тимур Каримов, IT-менеджер

Чувствуете аналогию? А ведь все неоднократно сталкивались с похожей проблемой. К примеру, стоит где-то сказать, что операционка (браузер, железка, etc) глючит, и спросить, как ее можно вылечить, тут же услышишь в ответ – сменить на другую! Более того, даже если задать вполне конкретный вопрос "хочу купить продукт Х, подскажите, куда можно обратиться?", все равно найдется желающий ответить в стиле "продукт Х – барахло, бери продукт Y". Казалось бы, при чем здесь эти грустные факты общения и IT-рынок? Да к тому, что и тут сложился этот парадоксальный, доходящий до абсурда мир кривых зеркал. Причины туманны. Но факт имеет место быть. И ярких, наглядных примеров есть у меня!

Возьмем компании, которые гордо именуют себе системными интеграторами. Да-да, нынче это модно - куда не плюнь, обязательно попадешь в системного интегратора, консалтинговую фирму, проект-хауз, аутсорсинг инкорпорейтет. Всякие-разные есть. Некоторые, впрочем, специализируются в относительно узких областях, но при этом все равно стараются охватить необъятное. Что мы получаем в итоге?
- Ребята, а что вы конкретно можете предложить?
- Мы? Да все что угодно, как говорится любой каприз за ваши деньги.
- Прекрасно.
Вот только... грустно в результате.

Допустим, я руководитель IT подразделения, ко мне приходит сейл некой компании и говорит - много говорит, красиво говорит, но смысл всех сентенций укладывается в два предложения: "какие у вас есть проблемы, которые вы готовы решить совместно с нами" и "сколько денег вы готовы попилить вместе с нами". Весело, да? Ничего не напоминает? Правильно - "здравствуйте, я представитель канадской торговой компании....." Ваша реакция? Правильно - мягко или твердо, в зависимости от степени надоедливости, послать товарища подальше по известному адресу. Вы думаете, так работают лишь некие конкретные индивиды? Да ничего подобного! Но как же так? Ведь есть вполне вменяемые люди, которые сами сталкивались с похожей ситуацией и никогда не допустят ее повторения? Есть. Только у них ничего не получится. Потому что выйдет следующее - вот клиент, вот его профиль, вот его ПУБЛИЧНО заявленные потребности, вот его желание эти потребности УДОВЛЕТВОРИТЬ, все, что нужно, это прийти к нему с ГОТОВЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ. Но что слышим в ответ? Так, делать пока ничего не будем! Для начала давайте помучаем клиента двумя вопросами - какие у него конкретно пожелания к предложениям и сколько денег он готов ПОПИЛИТЬ с нами? А уже потом напишем служебную записку, сопроводительную записку, предполагаемую смету предполагаемого проекта и на совещании рассмотрим возможность включить разработку предложений для этого клиента в текущий план работ.

Тут уже можно начинать говорить непечатными словами. Казалось бы, как вообще тогда существует IT-рынок и на нем выполняются какие то проекты? А все просто. Есть два варианта развития взаимоотношений. В одном случае следует задействование "крупной артиллерии" в лице связей больших боссов с другими большими боссами. В другом случае технарь, понимая, что не попилит он – попилят другие, заранее идет на компромисс между потребностями и предложениями. Иногда даже что-то получает. В прямом и переносном смысле этого слова в данном контексте. Что хуже того, время идет, рынок продолжает развиваться по той же схеме. Рыба гниет с головы, а когда бывшие технари и сейлы дорастают до руководящих должностей, они уже и не видят никаких других вариантов.

Вот и получается, IT-бюджеты из года в год становятся все больше и больше, но реальных дивидендов они, почему-то на те же проценты не добавляют. Самое интересное, что порой менеджмент производственных компании сам вольно или невольно удобряет почву для подобных действий своих IT-служб.

А все начинается еще с уровня кадровой службы. Эпоха становления IT-сферы в нашей стране породила миф о выдающейся компетентности отечественных "программистов". Да, да, помните, этим термином называли любого технаря, который имел какое-либо отношение к компам. Асушником называться было неправильно – во время ремонта в здании могли и электропроводку отправить делать. Поэтому все назывались программистами, и понятно всем и каждому что ты в "элите", и максимум грязной работы – это комп перенести или локалку перетянуть. Этот "миф" продолжает жить и по сей день. Именно поэтому к начальнику IT-отдела, департамента, подразделения предъявляется тот же общий набор требований - чтоб во всех областях IT-деятельности обязательно был сведущ.

А тут еще тенденция подвалила – вдруг и сразу везде начали заниматься внедрением ERP систем. И – о, чудо! - выбор ERP должен сделать также начальник IT-отдела. Угу, здорово. Учитывая, что средняя зарплата на этой позиции далеко не красочна, в чью сторону сделает выбор наш начальник? И его можно понять. Он ведь и жнец, и швец, и на дуде игрец – а платят ему как менеджеру по продажам. Естественно, наш герой даже не задумывается о том, насколько выбранный продукт будет удовлетворять бизнес-задачам предприятия, насколько он впишется в существующую IT-инфраструктуру предприятия. Более того, чем больший объем "инноваций" потребуется внести, тем лучше – бюджет будет более приятным для глаза. Но проходит некоторое время, проект со скрипом как-то начинает жить, появляются претензии со стороны производства. К кому их адресовать - к IT? Но ведь не они занимались внедрением, это был наш добрый знакомый системный интегратор. А у них все просто – акты о принятии в производство подписаны, значит и претензий быть не может. Что делает начальник IT-подразделения? Правильно вписывает в резюме новую крутую строчку и отправляется на поиски новой точки карьерного роста.

Традиционно рынок потребителей услуг и продуктов делят на три категории. Это частный, корпоративный и государственный сегмент. И те несуразности, что я описывал ранее, характерны не только для корпоративного рынка. Просто в госсекторе они приобретают еще более искаженные формы. А ведь казалось бы - жесточайшая регламентация всех стадий проектов, множественный контроль со стороны различных организаций, в том числе и общественных, практика конкурсных отборов, как самих проектов, так и их исполнителей. Все должно быть если не значительно, то гораздо более прозрачным и светлым, нежели в туманном мире корпоративного сектора.

Увы. Жесткие условия, множественные ограничения и еще более скудная зарплата приводит к острой нехватке квалифицированного персонала. Даже простых технарей взять неоткуда, не говоря уже о более высококвалифицированном персонале. Выводы делайте сами. Как результат – отсутствие компетенции госорганов даже на этапе инициирования проекта. Итогом становятся размытые программы информатизации всего и всея, которые впоследствии выливаются в конкурсы на закупку оборудования и программного обеспечения.

Ситуацию могла бы выправить практика конкурсного отбора предложений исполнителей, но… Посмотрите на лицо любого сотрудника системного интегратора при произнесении фразы "компания приглашается для участия в тендере/аукционе/конкурсе по". Можно увидеть и понять многое, но общая реакция - ухмылка и восклицание "Ну-ну… Кто играет?". И это не исключение, это - правило. Это очень заметно, если посмотреть ТЗ по любому IT-шному конкурсу. Человеку, знающему игроков рынка, сразу становится понятно, кто или вернее под кого его писали. Далее процесс становится похожим на описанный ранее, с той лишь разницей, что ответственность конкретных исполнителей выше, поэтому результаты чаще кажутся успешными. Но, к сожалению только кажутся. Ведь как говорится, в грамотно заданном вопросе содержится более половины ответа. Так и тут - туманная формулировка задач, приводит к туманным реализациям неких проектов.

В этом году принята очередная программа информатизации госслужб. Есть программа информатизации образования. Но время идет, бюджеты осваиваются, а вот очевидных эффектов не наблюдается. Да, школы получили широкополосный доступ в Интернет. Да, продолжается оснащение компьютерных классов. Да, создаются веб-порталы и отдельные сайты. За этим кроются достаточно мощные центры обработки данных. Но все это приводит к одному – увеличивается количество информационного шума, который лишь затрудняет получение необходимой информации. В итоге очереди в приемных чиновников не становятся меньше. Время рассмотрения и решения вопросов не уменьшается. Качество образования нисколько не повышается.

Все описанные выше проблемы усугубляются еще и бедами в такой области как проектное управление и документооборот. Но другая ситуация и невозможна! Ведь чтобы получить систему управления проектами, ее тоже нужно спроектировать и построить. То же самое касается и систем документооборота. Недостаточно просто убрать из оборота твердые копии документов, а оперировать только электронными документами. Нужно автоматизировать и логику движения документов. А если ее нет? Нет этой самой пресловутой бизнес-логики? Вот и появляются в жизни IT-мира монстры проектного управления и документооборота, в которых можно наблюдать такую картину – вся автоматизация сводится к хранению электронной копии документа.

Поясню на примерах. Я наблюдал прописанную в проекте документооборота следующую цепочку: входящий документ - ввод в хранилище - печать документа на подпись - ввод в хранилище подписанного документа - печать документа следующей инстанцией. Я серьезно! Это был утвержденный всеми инстанциями документ, описывающий проект ЭЛЕКТРОННОГО документооборота. Использовались современные информационные системы от ведущих производителей. Под них приобретались серьезные технические ресурсы. Но весь процесс сводился к неизбежному "отсканировал-распечатал". Не менее "забавного монстрика" можно было наблюдать в широко пропиаренном проекте создания системы управления проектами. Современный программный продукт одного из ведущих производителей использован для того чтобы: 1) внеся названия стадий проекта, получить диаграмму Ганта; 2) распечатать ее; 3) полученный документ утвердить как графическое отображение календарного плана; 4) ввести трудовые ресурсы просто для того, чтобы они были, полностью забыв о нормочасах, стоимости ресурса и т.п.; 5) каждое расхождение реального положения дел в проекте вручную вносить, ПОДГОНЯЯ соответствующий пункт в проекте под реальные значения; 6) распечатать новую версию диаграммы Ганта: 7) утвердить изменения и т.д. Если это система УПРАВЛЕНИЯ проектом ….ну тогда я, наверное, торговец апельсинами. И ситуация в госсекторе, несмотря на наличие регулирования и контроля, едва ли не хуже чем в корпоративном секторе.

Конечно, время идет и остается надеяться, что слабые попытки изменения ситуации в лучшую сторону наконец-то превратятся в устойчивую тенденцию, но пока ситуация такая какая она есть.

Комментарии

2
  • lyambda
    А мне статья понравилась. Сам причастен к автоматизации предприятия, в составе ERP направления финансового и управленческого учета на платформе АХАРТА, и мне понятны многие мысли автора. Дело в том, что внедрение "коробочных" вариантов бухгалтерских программ еще как-то идет, например 1С предприятие, Галактика, Флагман, Турбобухгалтер и т. д. В этих случаях потребитель строит свои бизнес-процессы под настройки, которые позволяют эти программы. Да и то, если внедренец программист, и бухгалтер его просит: разнеси мне затраты по субконто, он часто делает круглые глаза. Если же внедряется индивидуальный проект, то здесь одни подводные камни. Конечно, руководство предприятия хотело бы иметь хороший инструмент в виде проекта, который бы не ломал сложившуюся на предприятии деловую практику. Но по принципу: скажите сколько это будет стоить и в какие сроки? Мы платим и нас не трожте. Посколько денег никогда много не бывает, то закладывается фундамент под скромененький проектик, начинается обследование под технические требования, сотавляется ТЗ, при этом назойливые внедренцы рвутся в кабинеты руководителей, дергают и отвлекают от текучки бухгалтеров, и, в результате, когда приходит срок сдачи, приходит и понимание, что нужны другие ТТ, другое ТЗ. Появляется готовность доплатить, но чтобы все было получше, но на худом фундаменте хороший проект не построишь. По сути надо все начинать сначала, в том числе не доплачивать, а платить по новой. На этом благие намерения обычно заканчиваются. Все довольны, внедренцы тем что получили деньги за "бумагу", ну и что, что не внедрили. Руководство, что отделалось от этой прожорливой затеи.
  • Shurhenchik

    Ну как правило не только внедренцы виноваты во всех бедах. Часто заказчик хочет чтобы автоматизировали их, типа у них есть некая "специфика", ну очень бизнес-процессы уникальные.
    А вся уникальность заключается в том что торгуют не апельсинами а презервативами.
    Если станешь объяснять что им бы упростить все - так сам же без денег и останешься, найдут более "сговорчивого"