Отчетность

Всем быть в форме... СЗВ-К

Все новое обычно приживается с трудом. О сдаче формы СЗВ-К ходят легенды: кто-то рассказывает ужасы о длинных очередях и страшных пенсионных инспекторах, а кто-то говорит, что отчитаться по новой форме совсем несложно. Как обстоят дела на самом деле, решила выяснить наш корреспондент Олеся ПЕРЕЖОГИНА.

Все новое обычно приживается с трудом. О сдаче формы СЗВ-К ходят легенды: кто-то рассказывает ужасы о длинных очередях и страшных пенсионных инспекторах, а кто-то говорит, что отчитаться по новой форме совсем несложно. Как обстоят дела на самом деле, решила выяснить наш корреспондент Олеся ПЕРЕЖОГИНА.

Декабрьские попытки

Захватив с собой папку с бумагами, чтобы не отличаться от бухгалтеров, я отправилась в ближайшее отделение Пенсионного фонда. На остановке я подошла к девушке:

– Мне нужно до Зеленковского моста. Я правильно еду?

– Правильно.

По массивному портфелю я поняла, что незнакомка держит путь в то же самое учреждение, что и я.

– Вы случайно не в Пенсионный фонд? – спросила я на всякий случай.

– Именно туда.

По дороге выяснилось, что Ольга едет отчитываться по персонифицированному учету.

– А СЗВ-К уже сдали?

– По этой форме я еще в декабре пыталась отчитаться. Пенсионщики ведь обязали сдать все до конца прошлого года. Что творилось тогда в пенсионном, вы даже представить себе не можете. Толпа народу, все злые, никто ничего не понимает, инспекторы сами толком ничего не знают – в общем, кошмар. Я, например, консультировалась у специалистов, как правильно заполнить эту форму, но каждый говорил свое.

– Ну и чем все закончилось?

– Да ничем. Первый раз меня завернули, потому что в пачке было почти 300 листов. Как я потом выяснила, в ней должно быть не более 200 документов. У нас на фирме работает всего 117 человек, просто форма СЗВ-К на некоторых сотрудников заняла несколько листов.

Второй раз были проблемы с названиями фирм. Несколько наших сотрудников раньше трудились в организациях, которые неоднократно меняли название. Оказывается, надо писать последнее наименование фирмы. Кстати, та же самая система со сменой должности: если в одной организации сотрудник поднимался или опускался по служебной лестнице, в СЗВ-К надо писать только последнюю должность. Правда, есть одно «но», на котором многие попались: если человек претендует на льготную пенсию, то в форме надо расписывать все должности и названия организации.

– На третий раз тоже не удалось сдать?

– Третьего и не было. У меня перед новым годом ребенок заболел, и мне было не до СЗВ-К. Потом срок сдачи продлили. Сейчас везу эту форму сдавать вместе с персонифицированным отчетом.

Такой случай я упустить не могла и решила отправиться с Ольгой в качестве сопровождения.

Очередные разговоры

Здание управления Пенсионного фонда напоминало муравейник. По лестницам бегали люди, коридоры были забиты. При попытке занять свое «место под солнцем» мы узнали, что наш номер в очереди будет 167. Меня это повергло в шок.

– Вы что – хотели к десяти прийти и быть первыми? – «пожалела» нас одна дама из числа ожидающих.

– А когда надо приходить, чтобы попасть хотя бы в первую двадцатку? – поинтересовалась я.

– Часов в шесть попробуйте. Хотя многие и с вечера записываются.

У Ольги был другой план. Она собиралась завтра часам к восьми утра прислать сюда помощницу, чтобы та заняла очередь, а самой подъехать после обеда.

На следующий день мы встретились в фонде в три часа дня. Чтобы попасть в вожделенный кабинет, оставалось пропустить всего 20 с небольшим человек. Сесть было некуда, поэтому пришлось подпирать собой стенку.

– Нет, я больше не могу так! – крикнула дама, только что вышедшая из кабинета. – Я уже шестой раз прихожу и отстаиваю эту очередь. Инспектор зачеркнет одну запятую, и опять все переделывай. Это что ж мне – опять к программистам ехать?

– Хм, к программистам... – тихо сказала женщина, стоящая рядом. – У меня вообще программа не раскрывается, и программисты ничего сделать не могут. Представляете, в офисе все работает, а сюда прихожу – программа ошибку выдает и не открывается.

– Я тоже так мучилась поначалу, – вмешалась в беседу Ольга, – но потом стала пользоваться услугами программистов, которые сидят в фонде на первом этаже. Хотя дороже выходит, но зато я уверена на 100 процентов, что все откроется. Нервы надо беречь – они не восстанавливаются.

– Хорошо рассуждать, когда деньги есть, – подключилась к разговору еще одна дама. – Мне мой директор каждый месяц приблизительно такое говорит: «Вот тебе 500 рублей на налоги, и ни в чем себе не отказывай».

– Он бы попробовал тут постоять...

– Да они вообще ничего не понимают...

Разговор плавно перешел на начальников-душегубов, которые в своем большинстве мужчины, а следовательно...

– А СЗВ-К кто-нибудь сдавал? – спросила я, когда все затихли.

– Даже не собираюсь, пойду после годового отчета, – ответил кто-то из очереди.

– Вообще я считаю, что на крупных предприятиях этим должны заниматься кадровики. Вы только представьте: у нас 700 человек работает, у каждого надо скопировать трудовую книжку, заполнить сотни форм. Можно подумать, бухгалтеру больше заняться нечем. Я сказала директору, что не собираюсь сама с этим возиться, – возмутилась другая.

– Меня знаете что интересует: нужно ли отражать в СЗВ-К периоды учебы? – поинтересовалась молоденькая девушка.

– Законодательно это нигде не прописано, но я прочитала на сайте Пенсионного фонда, что они рекомендуют отражать, – отозвалась Ольга.

– Раз рекомендуют, значит, без записи об учебе не примут, – резюмировала более опытный бухгалтер. – И не забудьте приложить копии дипломов – это тоже «рекомендуют» сделать.

Как сдать с первого раза

Ольга зашла в кабинет, а уже через 5–6 минут она опять стояла в коридоре. Такой скорости я от нее никак не ожидала.

– Что? Вернула?

– Да, там по мелочи ошибочки. Сейчас я к программистам спущусь, надо кое-что исправить.

Со второго раза Ольгина папка опустела – отчет по персонифицированному учету приняли.

– Ну, вы еще быстро справились. Некоторых по десять раз гоняют, – похвалила я Ольгу.

– Честное слово, вы как ребенок. Я бы тоже, как все, ходила, если бы не положила между листочками отчета пару сотен рублей.

– Это обязательно?

– Наверное, можно сдать и без денег. Но у меня никогда не получалось. Поэтому приношу деньги сразу, чтобы не мучиться. Многое зависит от отделения фонда и от инспектора. Мои подруги рассказывают, что у них, например, пенсионщики не берут «подарки». Но чтобы сдать отчет, все равно приходится в очередях неделями стоять.

А форму СЗВ-К я так и не сдала. Инспектор сказала, что у них распоряжение сверху: до 1 марта не принимать, пока все не сдадут персонифицированный отчет.

– Я, наверное, сама уже не пойду: наши поставщики программы для Пенсионного фонда предложили сами все оформить по копиям трудовых книжек и сдать СЗВ-К. Обойдется это по 100 рублей за каждого работника. Поэтому, если хотите, могу перенаправить вас к подруге. Она в марте собирается СЗВ-К сдавать и как раз в том отделении, где денег не берут.

От такого я отказаться не смогла: интересно посмотреть, как все по-честному происходит.

Бумажка лишней не бывает

С подругой Ольги, Риммой, мы созвонились пару недель спустя и решили идти сдавать СЗВ-К после 8 марта.

– До этого вряд ли примут, люди будут еще персонифицированный досдавать. А позже тоже не хочется – годовой отчет на носу, – резюмировала Римма.

На следующий день после женского праздника в девять часов утра мы с моей новой спутницей стояли в отделении фонда. Как ни странно, народу было мало (возможно, бухгалтеры еще не отошли от выходных).

Сначала мы отправились в клиентскую службу, там специалисты должны были проверить правильность заполнения формы. Только после этой процедуры бухгалтера допускают к пенсионному инспектору.

– Так, печать на блоке есть, подпись тоже... теперь смотрим содержимое, – комментировала свои действия чиновница. – На Фирсову не надо заполнять форму, так как она уже на пенсии. На инвалидов, пенсионеров и работающих по совместительству СЗВ-К тоже приносить не надо.

Дверь в кабинет открылась.

– Мне только спросить, – отрапортовала заглянувшая женщина.

Не дав опомниться сотруднице клиентской службы, она продолжила:

– Если запись в трудовой книжке на украинском языке, можно мне самой перевести и написать в форме по-русски?

– Вы что – переводчик?

– Нет, я бухгалтер, но знаю украинский.

– Тогда ничего не выйдет. К любой записи на иностранном языке надо представить нотариально заверенный перевод.

Дверь с шумом захлопнулась.

– Вот так всегда, как будто я законы придумываю, – вздохнула чиновница, кивнув на кипу бумаг. – Так, а вот у этой работницы где копия свидетельства о рождении ребенка? В графе «Вид деятельности» написано: «Уход-Дети», а копии свидетельства нет.

– Вот она, – Римма достала из папки бумагу, – я на всякий случай взяла, не знала, надо прикреплять или нет.

– Совет на будущее: если сомневаетесь, нужна бумага или нет, лучше все-таки ее прикрепить – лишней не будет.

После изучения документов нам было дано разрешение идти к инспектору.

Как сдать без денег

Около кабинета образовалась небольшая очередь. Тут проходило неофициальное консультирование.

– А я тебе говорю, если в трудовой нет записи об увольнении, то надо представить уточняющую справку, – терпеливо объясняла одна дама другой.

– Это что ж мне – делать запрос на то предприятие, которое забыло уволить своего работника? А если оно уже не существует?

– Но запрос в любом случае нужно делать, а там видно будет. Иначе нельзя.

– Вот еще одну волокиту придумали! Как будто мало нам, бухгалтерам, проблем.

– Это ладно, – присоединилась к разговору еще одна собеседница. – У меня работница умудрилась неделю назад замуж выйти и сменить фамилию. Я на нее все по старой фамилии заполнила, и теперь не знаю, что делать.

– А что, так не примут?

– Говорят, сначала надо оформить на нее новое пенсионное свидетельство, а потом уже заполнять СЗВ-К.

Тем временем подошла и наша очередь. Я проникла в кабинет в качестве помощницы.

Инспектор долго изучала бумаги, а потом резюмировала:

– Я не могу принять. По-моему, у вас один сотрудник, некто Потапов, претендует на льготную пенсию «за вредность». Поэтому его документы надо сдавать отдельно от остальных.

Римма не соглашалась, и после долгих препирательств инспектор отправила ее на суд к начальнику отдела. Тот в свою очередь «перевел стрелки» на эксперта. Пришлось бегать по всему отделению, но никто ничего толком сказать не мог.

Во время беготни «по кругу» мы получили интересный совет от одной из посетительниц.

– Что вы мучитесь? У меня вообще куча ошибок была: инспектор все поисправляла карандашом и отправила переделывать. Я вышла из ее кабинета, аккуратно стерла все исправления и отправилась к другому инспектору. Та повеселей оказалась, мы с ней о жизни, о детях поговорили, и все – я сдала СЗВ-К. Так что от инспектора многое зависит. А если брать по сути, то никто в этой отчетности не разбирается: ни мы, ни пенсионщики, ни те, кто ее придумал.

Римма решила последовать совету, он оказался дельным – в соседнем кабинете СЗВ-К приняли.

СЗВ-К – до 1 июля

Территориальные отделения Пенсионного фонда, пользуясь разрешением самостоятельно определять сроки для представления сведений о работниках по форме СЗВ-К, старались кто во что горазд. Самые нетерпеливые заставляли фирмы сдавать эту форму летом-осенью прошлого года. Другие требовали принести документы до 31 декабря 2003 года (подробнее об этом «Расчет» писал в январском номере за этот год на стр. 4). Фирмы, правда, особо не торопились, и пенсионщики согласились подождать сведения до 1 июля 2004 года. Это крайний срок, установленный правительством. По словам чиновников из Пенсионного фонда, те организации, которые не сдадут СЗВ-К до 1 июля, будут штрафовать.

Что касается размера санкций, то пункт 3 статьи 27 федерального закона об обязательном пенсионном страховании за несвоевременное сообщение «пенсионных» сведений устанавливает штраф в тысячу рублей.


Источник материала: «Расчет»

Начать дискуссию