Регистрационный регламент: конец бюрократии!?

На сегодняшний день процедура регистрации компании нередко отнимает у предпринимателей немало сил, времени и нервов. Однако в ближайшее время ситуация изменится к лучшему, уверяют специалисты ФНС. Ведь именно этой цели служит проект административного регламента "Об исполнении государственной функции по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
На сегодняшний день процедура регистрации компании нередко отнимает у предпринимателей немало сил, времени и нервов. Однако в ближайшее время ситуация изменится к лучшему, уверяют специалисты ФНС. Ведь именно этой цели служит проект административного регламента "Об исполнении государственной функции по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Поминутное расписание

Специалисты ФНС обнародовали регистрационный регламент на своем официальном сайте. И теперь каждый желающий может ознакомиться с документом, которого будут придерживаться в своей работе инспекторы. Так, согласно установленным нормам общий срок выполнения административных процедур, включенных в исполнение функции по регистрации, не  должен превышать шесть рабочих дней. Пять дней из этого времени отводятся на саму процедуру регистрации и день – на выдачу документов. Что касается остальных сроков работы налоговиков - прием и регистрация документов, ввод сведений в базу, рассмотрение представленных документов – они не имеют максимального срока исполнения. Правда, он ограничивается требованиями к установленному сроку государственной регистрации.

Специалисты ФНС позаботились и о времени обработки каждого конкретного документа: действия инспекторов расписали буквально по минутам. К примеру, налоговики определили, что специалист должен вносить запись в государственный реестр и передать документы, представленные при госрегистрации, другому специалисту в течение 10 минут. На подготовку бумаг, подлежащих выдаче заявителю отводится час. За это время инспектор должен подготовить соответствующее свидетельство, выписку из государственного реестра, содержащую сведения, внесенные соответствующей записью, и обеспечить их надлежащее оформление и подписание уполномоченным лицом. Согласно регламенту специалист, ответственный за выдачу (направление) документов, выдаст их заявителю или лицу, уполномоченному заявителем, в течение 10 минут. Неистребованные бумаги будут переданы в подразделение, осуществляющее отправку почтовой корреспонденции, для направления заявителю почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения и уведомлением о вручении. На это отводится ровно 5 минут.

Также, в соответствии с Регламентом, рассмотрение письменного обращения на действия налоговиков осуществляется в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения (заявления, жалобы) может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Благие намерения

Наличие такого регламента, по мнению многих экспертов, самым благоприятным образом должно отразиться на взаимоотношениях инспекторов с налогоплательщиками. Тем более что раньше такого документа не было, говорит адвокат московской городской коллегии адвокатов «Минеев, Фроленко и партнеры» Александра Фроленко:

-Это первый документ такого характера. Регламент разработан в соответствии с Постановлением правительства от 11 ноября 2005 г. № 679. Он прописывает необходимость четкого регулирования деятельности инспекторов. Проект регламента призван выполнить данную функцию, при этом он не затрагивает саму процедуру регистрации компании, а лишь устанавливает строгий порядок ее исполнения налоговыми органами.

На мой взгляд, столь подробная инструкция должна в первую очередь помочь инспекторам грамотно распределить свое рабочее время. Помимо этого, регламент позволяет контролировать деятельность налоговиков. Например, если установленный порядок будет нарушен, то это послужит основанием для дисциплинарного или даже административного наказания сотрудника инспекции. Поэтому в случае, когда сроки оформления документов компании будут нарушены, она может подать жалобу руководителю ИФНС, и потребовать ответа с сотрудника за надлежащее исполнение должностных обязанностей.

Правда, адвокат отметил и некоторые недостатки документа:

Регламент отводит на регистрацию фирмы 5 установленных законом дней. Но на мой взгляд этого срока недостаточно, чтобы инспекторы могли проверить компанию. Думаю, что самый оптимальный срок – 30 дней.

Позитивный эффект от нового регламента отметил и заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин:

- Любой документ, который расписывает пошаговую процедуру, безусловно, полезен. Он должен быть построен на основе нормативной базы, которая регулирует конкретную процедуру. Например, представление выписки или регистрацию фирмы: в какой налоговый орган обратиться, какие документы представить, в течение какого срока эти документы должны быть переданы из отдела регистрации в отдел обработки данных.

Кадровая проблема

Но несмотря на все положительные отзывы в отношении регистрационного регламента, бухгалтеры и сами предприниматели относятся к нововведению несколько настороженно и не спешат разделять радость чиновников. Так, по словам бухгалтера одной из столичных компаний Анны Дьяченко, преградой для полноценной реализации этого документа может стать проблема отсутствия в инспекциях квалифицированных кадров:

-Чтобы инспекции могли уложиться в установленные регламентом сроки приема документов при регистрации фирмы они должны иметь грамотных специалистов, способных оперативно работать с компьютерной техникой. Если же инспектор не умеет обращаться с программным обеспечением или имеет низкую скорость печати, то ему и часа не хватит, чтобы обслужить одного посетителя. Такие случаи, к сожалению, сейчас встречаются достаточно часто.

Солидарна с мнением коллеги и Нина Бузукладова, главный бухгалтер ООО «Памир»:

-Налоговики, на мой взгляд, установили жесткие сроки приема документов, и вряд ли им удастся в них уложиться. Дело в том, что еще несовершенны компьютерные программы. Зачастую они дают сбои, документы теряются. Мне известно не мало случаев, когда инспекторы запрашивали документы повторно из-за того, что программа дала сбой и информация не сохранилась. Такое случается не только при регистрации. Например, даже сдавая отчетность через интернет, иногда приходиться дублировать отчеты на бумаге, поскольку налоговики не могут найти у себя данные. Если программное обеспечение будет налажено, то уложиться в сроки инспекторам не составит проблем.

Правда, сами налоговики утверждают, что опасения налогоплательщиков не имеют под собой напрасны. Вот как корреспонденту «Московского бухгалтера» прокомментировали сложившуюся ситуацию в инспекции № 46:

-Мы и сейчас готовим документы в течение 5 дней, не считая день приема и выдачи бумаг. В этом отношении все остается по-прежнему. Что касается четких рамок приема посетителей, не более 35 минут, то сегодня наши инспекторы работают практически в таком режиме. Стараемся принять одного человека за 30 – 40 минут. Однако не всегда время приема зависит от нас, порой бывает очень много посетителей. Например, в начале недели почему-то мало желающих зарегистрировать компанию, к концу - скапливаются очереди. Мы же не виноваты, что в пятницу у москвичей последний день жизни?

Правда, в данном случае налоговики немного лукавят. Ведь на практике нередки случаи, когда налогоплательщикам приходится стоять в очередях, а время, отведенное на процедуру регистрации изрядно затягивается. Так или иначе делать сейчас какие-то выводы пока рано. Ведь для того чтобы обнародованный регламент начал действовать, он должен быть одобрен комиссией по административной реформе. А на это может уйти до полугода. И только после этого документ будет признан нормативным актом, обязательным для исполнения. Так что у инспекторов, равно как и у налогоплательщиков есть еще уйма времени, чтобы подготовиться к новым взаимоотношениям.

Роль менеджера в индустрии современной юриспруденции: от традиций к инновациям

Мировая юриспруденция подвергается значительным трансформациям под воздействием новейших технологий и современных подходов к управлению В итоге актуальна и достаточно нова фигура менеджера в юридической индустрии. Менеджер отвечает за эффективное функционирование юридических компаний, а также за внедрение инновационных решений.

Роль менеджера в индустрии современной юриспруденции: от традиций к инновациям

Начать дискуссию