Налоги, взносы, пошлины

Учитываем бухгалтерскую программу

Медицинская организация приобрела программу для формирования и сдачи отчетности в электронном виде. Как учесть затраты? А как быть, если организация работает на «упрощенке»? Ответить на эти вопросы помогут разъяснения Минфина России.

Медицинская организация приобрела программу для формирования и сдачи отчетности в электронном виде. Как учесть затраты? А как быть, если организация работает на «упрощенке»? Ответить на эти вопросы помогут разъяснения Минфина России.

А. Нестюркина

О сдаче отчетности в электронном виде

Право организаций представлять отчетность в электронном виде определено в статье 80 Налогового кодекса РФ. В то же время в обязательном порядке представлять отчетность по телекоммуникационным каналам связи обязаны организации, среднесписочная численность которых превышает 250 человек.

Для целей налогообложения затраты на приобретение программы для сдачи отчетности через Интернет, а также абонентская плата учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 26. п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

При этом расходы признаются в том периоде, в котором они возникают из условия сделок. Об этом говорится в пункте 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть четко определена, то порядок распределения расходов налогоплательщик выбирает самостоятельно.

Условиями договора может быть предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода. В этом случае расходы распределяются с учетом принципа равномерности (письмо Минфина России от 23 июня 2006 г. № 03-03-04/1/542).

Если затраты по программе не будут сразу включены в расходы, то они некоторое время будут учитываться в составе расходов будущих периодов. Налоговики считают, что «входной» НДС по таким расходам можно принять к вычету лишь в том периоде, когда истраченные средства станут «расходами текущего периода». Обратите внимание: в случае возникновения спора в данной ситуации судьи могут встать на сторону налоговиков (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25 апреля 2006 г. № А38-5062-17/453-2005).

Бухгалтерский учет расходов

В нашем случае организация не получает исключительных прав на программу. Следовательно, учесть ее в составе нематериальных активов нельзя, поскольку не выполняются требования пункта 3 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов».

Затраты по приобретению компьютерной программы бухгалтеру следует учитывать в составе расходов по обычным видам деятельности в качестве управленческих расходов (п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

При приобретении программы связь между доходами и расходами не может быть определена четко. При этом расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких периодов. В такой ситуации, согласно пункту 19 ПБУ 10/99, организация вправе самостоятельно распределить расходы между соответствующими отчетными периодами.

Таким образом, в бухгалтерском учете расходы на приобретение компьютерной программы для сдачи отчетности можно списать равномерно. Срок списания может быть установлен приказом руководителя медорганизации и составлять, например, год.

Абонентская плата является предоплатой услуг обслуживающей фирмы и не признается расходом организации согласно пункту 3 ПБУ 10/99. Отнесение на затраты стоимости услуг будет производиться ежемесячно по мере их оказания.

Пример

Руководство ООО «ИнтерМед» приняло решение сдавать отчетность через Интернет.

С оператором был заключен договор и оплачены счета:
– подключение системы (регистрация абонента) – 1180 руб., в том числе НДС – 180 руб.;
– программный комплекс (включая настройку и обучение) – 1770 руб., в том числе НДС – 270 руб.;
– базовый комплекс услуг (за 12 месяцев) – 4720 руб., в том числе НДС – 720 руб.

После приобретения программного комплекса бухгалтер ООО «ИнтерМед» сделал следующие проводки:

Дебет 60 (76) Кредит 51
– 7670 руб. (1180 + 1770 + 4720) – перечислены денежные средства;

Дебет 97 Кредит 60 (76)
– 1500 руб. (1770 – 270) – учтены в составе расходов будущих периодов затраты на приобретение программного продукта;

Дебет 26 Кредит 60 (76)
– 1000 руб. (1180 – 180) – отражены расходы на подключение;

Дебет 19 Кредит 60 (76)
– 450 руб. (180 + 270) – учтен НДС со стоимости программного продук-та и услуг по регистрации абонента;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 180 руб. – зачтен НДС по расходам на подключение.

Ежемесячно в течение года бухгалтер делал такие записи:

Дебет 26 Кредит 60 (76)
– 333,33 руб. (4000 руб. : 12 мес.) – отражены расходы на абонентское обслуживание;

Дебет 19 Кредит 60 (76)
– 60 руб. (333,33 x 18%) – учтен НДС со стоимости расходов на абонентское обслуживание;

Дебет 26 Кредит 97
– 125 руб. (1500 руб. : 12 мес.) – списана часть расходов на программу;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 82,5 руб. (60 руб. + 125 руб. x 18%) – зачтен НДС с части расходов на программу и абонентское обслуживание.

Учет расходов при применении «упрощенки»

Медицинские организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут уменьшать полученные доходы на расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем. К этим расходам относятся и затраты на обновление (ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

В письме от 12 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/100 Минфин России подтвердил правомерность включения затрат на установку программы для сдачи отчетности в электронном виде в состав расходов при применении «упрощенки». В частности, чиновники отметили, что в случае, если договором с правообладателем программы установлен перечень услуг, входящих в состав установки программы, указанные затраты могут быть включены в состав расходов.

Начать дискуссию