Вопрос №1.
Организацией были открыты 2 расчетных счета в одном банке. Банк в одностороннем порядке расторг договор банковского счета по одному из счетов ввиду того, что организация не пользовалась этим счетом. Может ли организация в таком случае быть привлечена к налоговой ответственности за несообщение в налоговый орган о закрытии счета?
Ответ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации об открытии или о закрытии счетов в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.
Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Статьей 118 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность налогоплательщиков за непредставление в указанный выше срок в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке.
Таким образом, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности по статье 118 НК РФ.
Налоговые органы в Письме от 28.11.2005г. N ЧД-6-24/998@ указывают на то, что если банк по договору банковского счета закрывает счет налогоплательщику в одностороннем порядке, не ставя в известность налогоплательщика, то налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности, так как налогоплательщик не обладал информацией о закрытии его счета.
Сложившаяся на сегодняшний день судебная практика в подавляющем большинстве придерживается той же позиции, что и налоговые органы (см. Постановление ФАС Центрального округа от 04.10.2004г. N А14-6243/04/172/23 и Постановление ФАС Поволжского округа от 01.12.2005г. N А55-7390/04-44).
Таким образом, учитывая позицию налоговых органов по данному вопросу, а также сложившуюся арбитражную практику, налогоплательщик не подлежит привлечению к налоговой ответственности по статье 118 НК РФ за нарушение срока сообщения налоговому органу о закрытии счета в банке, если банк выполнил эту операцию в одностороннем порядке, не уведомив об этом налогоплательщика.
Налогоплательщик применяет наряду с ЕНВД общий режим налогообложения. Каков в данном случае порядок определения налоговой базы по ЕСН?
Ответ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании пункта 4 статьи 346.26 НК РФ уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и ЕСН (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и ЕСН (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
В Письме Минфина России от 14.12.2006 г. N 03-11-02/279 отмечается, что налоговая база по единому социальному налогу в виде сумм выплат и вознаграждений, исчисленных по удельному весу выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности, определяется каждый месяц, а затем путем суммирования налоговых баз по единому социальному налогу за каждый месяц определяется налоговая база, накопленная нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца отчетного периода (года). При этом для исчисления вышеназванного удельного веса используются показатели выручки, определяемые за соответствующий месяц.
В Письме Минфина России от 12.10.2006г. N 03-11-04/3/447 указано, что НК РФ для таких налогоплательщиков не предусмотрена обязанность подавать в налоговые органы нулевые декларации по налогам, от уплаты которых данные налогоплательщики освобождены в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
А в Письме от 24.01.2007г. N 03-04-06-02/7 Минфин России обращает внимание, что согласно пункту 7 статьи 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
Арбитражная практика указывает на то, что налоговая база по единому социальному налогу определяется вне зависимости от размера выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.03.2007 г. по делу № А21-2559/2006).
Таким образом, налоговая база по единому социальному налогу для налогоплательщиков, применяющих наряду с единым налогом на вмененный доход общий режим налогообложения, определяется каждый месяц. Затем путем суммирования налоговых баз по единому социальному налогу за каждый месяц определяется налоговая база, накопленная нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца отчетного периода (года).
Начать дискуссию