"Одно окно" на всех

С начала этого года налоговики взяли на себя заботу о регистрации предприятий и частных предпринимателей в "одном окне". Пока, правда, не все идет так гладко, как хотелось бы. Почему так происходит? Как зарегистрироваться, не тратя при этом лишних времени и денег?

С начала этого года налоговики взяли на себя заботу о регистрации предприятий и частных предпринимателей в "одном окне". Пока, правда, не все идет так гладко, как хотелось бы. Почему так происходит? Как зарегистрироваться, не тратя при этом лишних времени и денег? В каких случаях следует дать отпор чиновникам, требующим дополнительные документы? На эти вопросы нашему корреспонденту ответил Сергей Сергеевич Дуканов, руководитель департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц МНС России

Журнал «Главбух» № 8, 2004

- "Одно окно" было создано для удобства налогоплательщиков. Теоретически теперь не нужно бегать по фондам, когда регистрируешь предприятие или вносишь изменения в учредительные документы. Но налогоплательщики жалуются, что им все же приходится самим обходить инстанции и дублировать информацию, сданную в "одно окно". Особенно это касается Пенсионного фонда...

- Налогоплательщики часто указывают неверные адреса. В результате складывается следующая ситуация. Пенсионный фонд, получив информацию о новом юрлице, отправляет ему уведомление о постановке на учет. Однако документ не находит адресата и возвращается. Пенсионный фонд составляет список таких предприятий, направляет его в налоговые органы. Должностные лица предприятия вызываются в налоговые органы для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.25 КоАП. Но пока все это происходит, налогоплательщик начинает сам обращаться к сотрудникам фонда, выяснять, почему не пришел ответ... Итог: во-первых, налогоплательщик теряет время, а во-вторых, его могут наказать за недостоверные сведения.

- Какое же наказание за это грозит?

- Либо предупреждение, либо штраф в размере 5000 рублей - согласно статье 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ну и, конечно, еще нужно исправить нарушение и указать верный адрес.

- И все же, что делать, если уведомление о постановке на учет в фонде все не приходит?

- Если вы уверены, что указали правильные данные, то беспокоиться не надо. Достаточно уже того, что предприятие или предприниматель зарегистрированы в ИМНС.

- То есть никто не вправе наказывать за то, что фирма не встала на учет в фондах?

- Верно. В административный кодекс внесены соответствующие изменения.

- Но ведь не секрет, что до сих пор требуют предъявлять такие свидетельства, скажем, в банке при открытии счета. Как поступать налогоплательщику в этой ситуации?

- В таких случаях надо цитировать выдержки из Федерального закона от 23 декабря 2003 г . № 185-ФЗ и письма ЦБ России от 30 января 2004 г . № 15-Т. Там четко и ясно все объяснено. Кстати, сейчас жалоб на банки мы почти не получаем, не то что в начале года. Тогда банки по старинке требовали бумаги из Соцстраха, из Госкомстата, почему-то ОКПО, ОКОНХ...

- А с какими структурами у налогоплательщиков все же возникают проблемы?

- Бывает, что документы о постановке на учет требуют при получении лицензии. Это происходит из-за того, что лицензирующие органы в разных регионах устанавливают совершенно разные условия. Возникает непонимание также и с санэпиднадзором, пожарными, таможенниками. Единственный выход - жестче общаться с чиновниками, отстаивать свои права. Видите ли, чиновники привыкли спрашивать эти документы и будут их требовать еще очень долго, какие бы законы не издавались.

- Напомните, пожалуйста, что должен сделать налогоплательщик для того, чтобы везде зарегистрироваться?

- Отдать документы в "одно окно" своей ИМНС, а через пять рабочих дней прийти в инспекцию и получить два свидетельства - о регистрации и о постановке на учет в налоговых органах. Впрочем, можно подождать, пока эти документы придут по почте. Также по почте к налогоплательщику приходят и сведения из фондов.

- По каким причинам могут отказать в регистрации?

- Оснований всего два. Первое - неполный комплект поданных документов. В этом случае юрлицам и ПБОЮЛ нужно заново собирать документы, подавать их на регистрацию и соответственно платить государственную пошлину. Юрлицам - 2000 рублей, частным предпринимателям - 400 рублей. Второе основание - налогоплательщик подал документы не в ту инстанцию. Например, хотят в налоговый орган подать документы на регистрацию общественно-политического движения, тогда как этим занимается управление юстиции. Иногда даже пытаются зарегистрировать коммерческий банк не в управлении Центробанка, а в налоговой.

- Существуют ли какие-либо особенности в регистрации для ПБОЮЛ?

- С 1 января 2004 года для них вообще введен совершенно новый порядок регистрации. Но требования к предпринимателям простые. Главное - правильно заполнить заявление. Единственная проблема заключается в том, что зачастую бизнесмены неправильно определяют вид своей экономической деятельности. Здесь может помочь консультация в ИМНС.

- О каких именно изменениях следует сообщать юридическим лицам и предпринимателям в налоговые органы?

- Для юридических лиц это реорганизация, ликвидация, изменения в учредительных документах, смена адреса и т. д. ПБОЮЛ должен предупреждать о смене адреса, фамилии, паспорта, вида деятельности.

- В какой срок юрлица и ПБОЮЛ должны поставить вас в известность о происшедших изменениях?

- В течение трех рабочих дней. За это время необходимо направить в налоговые органы соответствующее уведомление. За опоздание - предупреждение или штраф в 5000 рублей.

- А если частный предприниматель умер? Должны ли его наследники отправить вам какую-то информацию о случившемся?

- Нет. Информация о смерти предпринимателей поступает в налоговые органы сразу из загсов. И с начала 2004 года налоговые органы автоматически вносят в реестр предпринимателей запись о прекращении деятельности этого человека. Если наследник решит продолжить дело, то ему надо будет уже самому пройти регистрацию.

- Теперь давайте поговорим о нарушениях в регистрации, которые совершают намеренно. Например, открытие фирм по подложным паспортам. Как сейчас борются с этим явлением?

- Отслеживать такие случаи становится все проще. Сейчас мы формируем информационную базу данных, где собираем сведения о паспортах, которые граждане потеряли или обменяли. Эту информацию передают органы внутренних дел. База нужна, чтобы во время регистрации каждая ИМНС могла проверять заявителей на предмет того, какие паспортные данные те указывают. И хотя база еще не совсем готова, но в ней уже несколько десятков тысяч паспортов.

- Что вы делаете, обнаружив такой паспорт?

- Отказываем в регистрации и сообщаем в правоохранительные органы.

- А если вы оформили регистрацию и только потом узнали, что документы фальшивые?

- Конечно, бывает, что информация несколько запаздывает. Но убедившись в том, что паспорт подложный - после очередного пополнения базы, когда из ОВД приходит ответ на письменный запрос или поступает соответствующая информация от граждан, - налоговый орган обращается в суд с иском о ликвидации зарегистрированной фирмы. Суды обычно удовлетворяют такие иски.

- Значит, владелец такой фирмы постоянно находится под угрозой разоблачения?

- Да. И подвергает опасности своих сотрудников, в частности главного бухгалтера. Рискуют и те, кто решил купить подозрительную фирму, ведь ее могут ликвидировать. И тогда покупателю повезет, если он вернет свои деньги. Но вполне возможно, он останется и без денег, и без предприятия.

- И последний вопрос. К 2005 году частные предприниматели, вставшие на учет до 1 января 2004 года, должны пройти перерегистрацию. Как идет этот процесс?

- За три месяца перерегистрировались только 300 000 из 4 700 000 ПБОЮЛ. Мы опасаемся, что подавляющее большинство займется этим только в декабре. Хочу предупредить предпринимателей: поторопитесь. Ведь сейчас процедура перерегистрации занимает от 40 минут до пяти рабочих дней. А в конце года, когда наши сотрудники будут завалены несколькими миллионами заявлений, перерегистрация может затянуться на несколько месяцев.

Беседовала

Светлана СТРЕЛЬНИКОВА

Начать дискуссию

Брокер Райффайзенбанка повысит комиссию на покупку юаней до 1,9%

Клиенты «Райффайзен Инвестиции» заплатят 1,9% за покупку китайской валюты, комиссия за продажу останется прежней — 0,3%.

Малый и средний бизнес сможет быстро подключиться к сервису «Долями»

Небольшие торговые предприятия смогут установить на своих кассах оплату «Долями». Это позволит увеличить средний чек.

Число несовершеннолетних самозанятых увеличилось в полтора раза

146 тысяч подростков работают как самозанятые. В основном в период летних каникул они выполняют работу, которая не требует высокой квалификации.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

5 шагов: как перейти из офиса на удаленку

Офисная рутина, долгие поездки на работу и обратно, необходимость соблюдать строгий дресс-код — все это может стать причиной усталости и выгорания. Неудивительно, что все больше людей задумываются об удаленной работе. Рассмотрим пять шагов, которые помогут вам перейти из офиса на удаленку и наслаждаться преимуществами работы из дома.

5 шагов: как перейти из офиса на удаленку

Недополученный на работе стандартный вычет можно получить в ИФНС по 3-НДФЛ

Стандартный вычет по НДФЛ можно получить через налогового агента (работодателя). Вычет предоставляют, пока доход не превысит 350 тыс. рублей.

Порядок внесения уставного капитала на расчетный счет

Рассказываем, как внести уставный капитал на расчетный счет.

Порядок внесения уставного капитала на расчетный счет
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Счетная Палата указала на недостатки в стимулировании инвесторов в России

Вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Дмитрий Курочкин заявил, что инвестиционное законодательство нуждается в обновлении.

В Северо-Кавказском федеральном округе улучшилась динамика переходов МСП в более высокие категории

На 9,5% увеличилось за год число переходов малого и среднего бизнеса Кавказа в более высокие категории бизнеса.

Кто из кредиторов может подать заявление о субсидиарной ответственности

На первый взгляд ответ очевидный — все могут это сделать! Но в отдельных ситуациях далеко не все.

Ипотека

+6%: вырастет ставка по Арктической ипотеке

В Минфине считают, что низкая льготная ставка приведет к ценовому пузырю на рынке недвижимости. Власти будут постепенно менять условия льготных программ.

Инвестиции

Суровое челябинское IPO. АПРИ выходит на биржу

Есть отличная примета. Если на IPO выходит легенда долгового рынка, значит она уже не тянет выпускать облигации под 100500% годовых. Кажется, это самое понятное IPO из всех самых понятных IPO. Высокозакредитованная компания с кредитным рейтингом BB, падающий рынок, жесткая ДКП и возможность взять бесплатные деньги у инвесторов.

Суровое челябинское IPO. АПРИ выходит на биржу

Утренний бухгалтер № 5685. Изменят сроки сдачи ЕФС-1

Проект с поправками опубликован на федеральном портале.

Использование искусственного интеллекта станет отягчающим обстоятельством

Если группа мошенников применяет возможности искусственного интеллекта для обмана населения, наказание за преступление должно быть серьезнее.

Когда в товарищах согласье есть. Или вновь о роли допросов

Мы уже не раз обращали внимание наших уважаемых подписчиков на то, что характер проведенного допроса и содержание показаний, данных на нем свидетелями имеют большое влияние на сход дело в пользу налогоплательщика или налогового органа. Однако, еще большее значение инспекции в ходе проверок придают совпадениям показаний между разными лицами.

Курсы валют

ЦБ опубликовал методологию расчета официальных курсов доллара и евро

Обратим внимание на основные моменты, которые полезно знать.

Налог на ангелов, НДФЛ при разделе земли, антитуристический налог в финансовом обзоре

События в налоговой сфере

Бухгалтерам придется чаще сдавать отчет ЕФС-1. «Куда уж чаще?» — недовольны бухгалтеры. 🤦‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1729

По мнению законодателей настоящий бухгалтер не ходит в отпуск, не спит, не ест, ну вы поняли. Иначе зачем укорачивать срок для сдачи ЕФС-1 еще для парочки кадровых мероприятий до одного дня. И еще плюс два важных изменения в отчете.

Иллюстрация: Вера Ревина Клерк.ру

Исполнение лицензии EUROCLEAR

Сегодня мы получили заряд позитивного настроения, поздравили нашего клиента и теперь спешим поделиться этим настроением с Вами. Речь идет о получении персональной лицензии Казначейства Бельгии на разблокировку замороженных активов, учитываемых в EUROCLEAR, в адрес физического лица.

Исполнение лицензии EUROCLEAR
Интернет и IT

В Роскомнадзоре назвали риски развития искусственного интеллекта без достаточного регулирования законом

Советник гендиректора Главного радиочастотного центра (ГРЧЦ) по научно-техническому развитию Евгения Рыжова рассказала, что одна из сегодняшних тенденций в области ИИ – развитие технологий управления эмоциями.

Интересные материалы

Отпуска

СФР: работник может оформить отпуск на один период только по одному основанию

Родителю, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, ежегодный оплачиваемый отпуск в это время не предоставляется.