НДС

Минфин предъявит счета

Внесение Правительством налоговых законов в Думу не исчерпало интригу вокруг структуры российского фискального законодательства. Нерешенными остались два вопроса: о введении НДС-счетов и снижении налога на добавленную стоимость, которые Минфин и МНС тесно увязывали в своих заявлениях, сделанных еще до президентских выборов.

Внесение Правительством налоговых законов в Думу не исчерпало интригу вокруг структуры российского фискального законодательства. Нерешенными остались два вопроса: о введении НДС-счетов и снижении налога на добавленную стоимость, которые Минфин и МНС тесно увязывали в своих заявлениях, сделанных еще до президентских выборов.

По словам заместителя министра финансов Сергея Шаталова, предложения по совершенствованию системы администрирования НДС будут доработаны через два месяца. Какими в результате они окажутся, пока окончательно неясно. Сергей Шаталов говорит, что если НДС-счета и будут введены, то в мягком варианте. Что это означает? По его словам, " в Минфине обсуждается возможность введения счетов, не обременительных для налогоплательщика, на которых не будут замораживаться средства, но через которые будут осуществляться расчеты по НДС". При этом ставка налога на добавленную стоимость будет снижена с нынешних 18 до 16 процентов.

Вместе с тем глава Минфина Алексей Кудрин не исключает, что Правительство может вернуться к жесткому варианту. На вопрос о причинах отказа до 2005 года ввести НДС-счета глава Минфина ответил, что " в случае если болезнь окажется более глубокой, чем мы себе представляли, нам, не исключено, придется вернуться к этой теме".

Для справки: в 2000 году в России от 100 процентов начисленных налогов было уплачено 60 процентов. В 2003 году эта цифра увеличилась до 90-95 процентов. И основной проблемой стала уже не неуплата налогов, а схемы минимизации, которые широко применяются в экономике. По мнению экспертов, их следует рассматривать как нарушение конкурентной среды. Размер применения схем привел к тому, что применительно к тем суммам недоплаты или неправильно полученного возмещения налога из бюджета заговорили о проблеме экономической безопасности государства. На прошлой неделе к обсуждению этой темы подключился заместитель Генерального прокурора Владимир Колесников. Он считает необходимым изменить порядок возмещения НДС. Во время выступления в Госдуме по вопросу об исполнении федерального бюджета за 2002 год он уделил особое внимание налогу на добавленную стоимость, заметив, что к этому налогу отмечается повышенное внимание криминала. По его словам, в нашей стране " возмещение НДС из формы стимулирования экспорта превратилось в источник незаконных доходов".

По данным Министерства по налогам и сборам, по итогам 2002 года налог на добавленную стоимость в доходах федерального бюджета составил 46,2 процента, то есть половина налоговых доходов федерального бюджета - это НДС. В 2003 году эта цифра с учетом всех корректировок увеличилась примерно до 60 процентов.

Приведем несколько цифр, характеризующих тенденцию к минимизации НДС. Сумма начислений за 2003 год увеличилась на 20 процентов, сумма вычетов выросла за тот же самый период на 46 процентов, из них вычеты по экспорту выросли на 53,6 процента. То есть вычеты растут быстрее начислений.

Поэтому и появилось предложение ввести НДС-счета. Татьяна Карасева, руководитель Департамента налоговой политики МНС РФ, так описывает эту систему: "Каждый налогоплательщик имеет право открыть неограниченное количество расчетных счетов, но при этом он обязан открыть хотя бы один НДС-счет. Этот счет будет аккумулировать те денежные средства, которые налогоплательщик получил от своих контрагентов в качестве налога на добавленную стоимость. Когда мы приобретаем товар, работу и услугу, мы платим за нее, условно говоря, 100 рублей. В этих ста рублях 80 процентов цена товара, 20 процентов - НДС. 80 рублей мы платим контрагенту на расчетный счет, 20 рублей идет на специальный НДС-счет. Так будут проходить расчеты, если будет введена эта система. Таким образом, все НДС-деньги в экономике "окрашиваются", вращаются исключительно в системе НДС-счетов. С этого НДС-счета налогоплательщик может осуществить расходование только в двух направлениях: или в бюджет, или на НДС-счет своего контрагента. Возврат с НДС-счета на расчетный счет не предполагается.

Когда налогоплательщику не хватает денег для уплаты НДС в бюджет с НДС-счета, он может быть пополнен с расчетного счета. Таким образом, каналом наполнения НДС-счета будут денежные средства на расчетных счетах.

Базовым условием, при котором работает эта система, является то, что право на вычет при формировании налогового обязательства при уплате НДС в бюджет предоставляется только по тем суммам, которые прошли через НДС-счет. То есть если наш контрагент не имеет НДС-счета, мы не можем предъявить к вычету суммы НДС, которые получили от него. Только деньги, окрашенные в системе НДС-счетов, дают право на вычет. Забрать деньги с НДС-счета можно будет только в случае ликвидации предприятия.

В данной системе предполагается очень высокая ответственность кредитных организаций, банков за функционирование этой системы. Потому что налогоплательщик по ошибке может поручить банку списать деньги с НДС-счета на расчетный счет, но банк не должен производить такую проводку. Банки должны будут сообщать в налоговые органы об операциях, прошедших через НДС-счета. И, наконец, ЦБ должен будет наладить такое эффективное регулирование системы банковских организаций, которое не позволят создавать специализированные "НДС-банки", накапливать в них деньги на НДС-счетах, а потом искусственно обрушивать, естественно, вместе с обязательствами перед бюджетом".

Будучи озвучена, эта схема вызвала резко негативную реакцию бизнес-сообщества. По словам лидера партии развития предпринимательства Ивана Грачева, "НДС - это омертвевшие оборотные средства, что можно сравнить с пылесосом, выкачивающим деньги. В нашей стране, где еще не сложилась стационарная рыночная экономика, эти пылесосы очень большие. Хитрые приемы, связанные с введением НДС-счетов, не улучшат ситуацию".

Тем не менее Правительство Касьянова приняло решение ввести НДС-счета, но потом это решение было отложено. Похоже, в вопросе снижения НДС и введения НДС-счетов Правительство решило взять паузу и дождаться первых результатов на уже внесенные налоговые законы.

Кстати

Увеличение ставки налога на дивиденды с 6 до 9 процентов поддерживает Федеральная налоговая служба. Заместитель министра МНС Салават Аминев поддерживает решение Минфина по увеличению ставки налога на дивиденды с 6 до 9 процентов. Такое мнение он высказал в беседе с журналистами.

"Я считаю, что с государством нужно делиться, особенно тогда, когда ему тяжело. Это нормально. Если играть на бирже - плати", - сказал Аминев.

Кроме этого, он считает, что нужно обязать компании, использующие упрощенную систему налогообложения, платить единый социальный налог (ЕСН). "Сейчас получается так, что люди, работающие в этих компаниях, социально не защищены, поскольку именно ЕСН является гарантом социальной защищенности граждан", - сказал заместитель министра. По его мнению, юридические лица, использующие упрощенную систему налогообложения, платят в доходы всего 6 процентов, в том время как все остальные компании и предприятия уплачивают все виды налогов. По его словам, соответствующие изменения законодательства будут внесены не раньше 2005 года, после того, как Правительство закончит рассмотрение реформирующихся сейчас налогов. "ФК-Новости".

Начать дискуссию