Отражая расходы на модернизацию легковых автомобилей и микроавтобусов, бухгалтеру нужно внимательно следить за их новой первоначальной стоимостью. Если она превысит установленный лимит, в налоговом учете к норме амортизации нужно будет применять понижающий коэффициент.
О.А. Курбангалеева, аудитор
Расходы на модернизацию транспортного средства включаются в его первоначальную стоимость как в бухгалтерском (п. 14 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"), так и в налоговом учете (п. 2 ст. 257 НК РФ). Напомним, что работы признаются модернизацией в том случае, если у объекта появились новые свойства, улучшающие его эксплуатационные характеристики: повысилась мощность, увеличился срок полезного использования, поменялось назначение транспортного средства.
Пример.
В августе 2002 года организация приобрела легковой автомобиль. Его первоначальная стоимость составила 294 000 руб. как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
В налоговом учете автомобиль относится к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 3 до 5 лет включительно. Организация установила максимальный срок полезного использования - 5 лет, или 60 месяцев. Такой же срок установлен в бухгалтерском учете. Амортизация в обоих учетах начисляется линейным способом.
Ежемесячная сумма амортизационных отчислений составляет 4900 руб. (294 000 руб./ 60 мес.).
Ежемесячно начиная с сентября 2002 года бухгалтер делал запись:
Дебет 26 Кредит 02- 4900 руб. - начислена амортизация.
В апреле 2004 года автомобиль был модернизирован. Вместо старого двигателя на автомобиль был установлен новый, более мощный двигатель. Его стоимость составила 29 400 руб. без НДС. Старый двигатель, снятый с автомобиля, оприходован на склад по рыночной стоимости - 10 000 руб.
Предположим, что в результате модернизации срок полезного использования не увеличился.
В бухгалтерском учете сделаны проводки:
Дебет 08 Кредит 60- 29 400 руб. - отражена стоимость нового двигателя;
Дебет 01 Кредит 08- 29 400 руб. - увеличена первоначальная стоимость легкового автомобиля на стоимость нового двигателя;
Дебет 10 Кредит 91-1- 10 000 руб. - оприходован старый двигатель по рыночной стоимости.
В налоговом учете стоимость старого двигателя (10 000 руб.) бухгалтер включит во внереализационные доходы (п. 13 ст. 250 НК РФ).
Первоначальная стоимость автомобиля как в бухгалтерском, так и в налоговом учете увеличится на сумму произведенных расходов и составит 323 400 руб. (294 000 + + 29 400).
В связи с этим бухгалтеру необходимо пересчитать сумму ежемесячных амортизационных отчислений.
Для этого используются остаточная стоимость транспортного средства на 1-е число месяца, следующего за месяцем окончания модернизации, и норма амортизационных отчислений, определяемая исходя из оставшегося срока полезного использования.
Начислять амортизацию по-новому бухгалтер будет начиная с мая 2004 года. Сумма начисленной амортизации по апрель 2004 года включительно составила (как в бухгалтерском, так и в налоговом учете) 98 000 руб. (4900 руб. 5 5 20 мес.). Остаточная стоимость с учетом расходов на модернизацию на 1 мая составила 225 400 руб. (323 400 - 98 000).
Оставшийся срок полезного использования автомобиля равен 40 мес. (60 - 20). Сумма амортизации за месяц составит 5635 руб. (225 400 руб. : 40 мес.).
С мая 2004 года бухгалтер начисляет амортизацию по автомобилю проводкой:
Дебет 26 Кредит 02- 5635 руб. - начислена амортизация по модернизированному легковому автомобилю.
При начислении амортизации в налоговом учете нужно не упустить важную особенность. К норме амортизации по легковым автомобилям и микроавтобусам первоначальной стоимостью более 300 000 и 400 000 руб. соответственно применяется специальный понижающий коэффициент 0,5 (п. 9 ст. 259 НК РФ).
В нашем примере первоначальная стоимость легкового автомобиля после модернизации (323 400 руб.) превысила установленный в налоговом учете лимит. Норма амортизационных отчислений, равная 2,5% (1 : 40 мес. 5 5 100%), должна быть уменьшена вдвое: 2,5% 5 0,5 = 1,25%. Ежемесячная сумма амортизационных отчислений в налоговом учете составит 2817,5 руб. (225 400 руб. 5 5 1,25%).
Таким образом, в бухгалтерском учете сумма ежемесячных амортизационных отчислений по легковому автомобилю будет больше, чем в налоговом учете, на 2817,5 руб. (5635 - 2817,5). Указанная сумма по ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" представляет собой вычитаемую временную разницу, которая формирует отложенный налоговый актив (ОНА). Ежемесячно в течение 40 месяцев начисления амортизации бухгалтер отражает ОНА:
Дебет 09 Кредит 68 субсчет "Расходы по налогу на прибыль"
- 676,2 руб. (2817,5 руб. 5 24%) - сформирован ОНА.
Через 40 месяцев в бухгалтерском учете автомобиль будет полностью самортизирован. А в налоговом учете он будет амортизироваться еще столько же времени. В течение него бухгалтер будет ежемесячно погашать начисленный ОНА также по 676,2 руб. в месяц обратной проводкой.
Начать дискуссию