Налоговые проверки

О порядке проведения проверок при наличии данных, указывающих на признаки преступления

Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах

Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах

«Документы и комментарии» № 8, 2004

Приказ Министерства внутренних дел РФ от 16.03.04 № 177 Зарегистрирован Министерством юстиции РФ
29.03.04 № 5696 опубликован внизу этой статьи

Милиция в рамках своих полномочий по выявлению налоговых преступлений (например, неуплата или неперечисление налога) вправе проверить любого предпринимателя или организацию, если у нее есть сведения, указывающие на совершение этими налогоплательщиками преступления. Проверка может проводиться от 3 до 30 суток. Назначаться она может только строго определенными должностными лицами.

 

В связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции РФ (упразднена Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г . № 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации") с 1 июля 2003 года функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений переданы МВД России. Соответственно с 1 июля 2003 года милиция уполномочена проверять налогоплательщиков на предмет совершения ими налоговых преступлений (п. 35 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г . № 1026-1 "О милиции"; далее - Закон о милиции).

До сих пор специального документа, регламентирующего порядок проведения милицейских проверок, не было. Теперь, приняв опубликованный выше документ (далее - Инструкция), МВД России восполнило этот пробел.

Рассматриваемые проверки милиции не относятся к налоговым. И их нельзя путать с совместными проверками, проводимыми налоговыми органами и милицией. Следовательно, под действие НК РФ они не подпадают.

Таким образом, проверки должны проводиться в рамках тех актов, которые регламентируют деятельность системы МВД России. К основным из них относятся Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ), Закон о милиции и Федеральный закон от 12 августа 1995 г . № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД).

ЦЕЛЬ ПРОВЕРКИ

Милиционеры придут к налогоплательщику, чтобы проверить, совпадает ли с действительностью имеющаяся у них информация о совершении плательщиком налоговых преступлений.

Милиция может проверить наличие признаков следующих преступлений: уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ), уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ), неисполнения обязанностей налогового агента (ст. 1991 УК РФ), сокрытия денежных средств (либо имущества) организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 1992 УК РФ).

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ

Проверка может быть назначена только тогда, когда у милиции имеются достаточные данные, указывающие на признаки налоговых преступлений. Но Инструкция не раскрывает, что такое эти "достаточные данные".

Разберем, что здесь имеется в виду.

Во-первых, сведения, имеющиеся у милиции, должны свидетельствовать о том, что налогоплательщик совершил или готовится совершить преступления, предусмотренные статьями 198-1992 УК РФ.

Напомним, что уклонение от уплаты налогов по статьям 198, 199 УК РФ выражается либо в непредставлении налоговой отчетности либо заведомом ее искажении. А налогового агента можно привлечь к уголовной ответственности по статье 1991 УК РФ, если он в личных интересах не исполняет обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов за других налогоплательщиков.

Причем для привлечения к уголовной ответственности сумма неуплаченного налога для организации или налогового агента "стартует" от 500 000 руб. за период в пределах трех финансовых лет подряд при условии, что эта недоимка превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов. Или же недоимка просто должна превышать 1 500 000 руб. Для предпринимателя сумма недоимки, достаточная для привлечения к уголовной ответственности, определяется по указанному выше алгоритму. Только "стартует" она не с 500 000 руб., а со 100 000 руб. Или должна быть больше 300 000 руб.

Если же милиция пришла в связи с тем, что налогоплательщик скрывает имущество, за счет которого должны быть взысканы налоги и сборы (ст. 1992 УК РФ), следует учитывать следующее. Уголовная ответственность по статье 1992 УК РФ наступает, когда стоимость сокрытого имущества превышает 250 000 руб. Кроме того, сокрытое имущество должно быть указано в решении налогового органа (в отношении организации) или суда (в отношении предпринимателя) о взыскании недоимки и пеней за счет имущества (ст. 47, 48 НК РФ).

Во-вторых, сотрудники милиции вправе назначить проверку не только если есть заявление о преступлении от конкретного лица, но и на основании сообщения о преступлении, полученного из любых других источников (от налогового органа, из СМИ). Вытекает это из статьи 140 УПК РФ и статьи 7 Закона об ОРД.

ПРОВЕРЯЕМЫЙ ПЕРИОД

О том, какие налоговые (отчетные) периоды могут охватываться проверками, в Инструкции не рассказано. На наш взгляд, сотрудники МВД будут руководствоваться нормами УК РФ о сроках давности привлечения к уголовной ответственности.

Срок давности - это период, в течение которого можно привлечь к уголовной ответственности (ст. 78 УК РФ). И зависит этот срок от тяжести совершенного преступления (ст. 15 УК РФ). Преступления, предусмотренные частью первой статьи 198, частью первой статьи 199, частью первой статьи 1991 УК РФ, относятся к преступлениям небольшой тяжести. Срок давности - 2 года. Средняя тяжесть у преступлений по части второй статьи 198 и по статье 1992 УК РФ. Привлечь к ответственности по ним можно в течение 6 лет. А вот преступления по части второй статьи 199 и части второй статьи 1991 УК РФ являются тяжкими. Срок давности - 10 лет.

Следовательно, в некоторых случаях милиция может проверить даже последние 10 лет деятельности налогоплательщика.

СРОК ПРОВЕРКИ

Проверки могут проводиться в сроки, установленные статьей 144 УПК РФ для проверки сведений о совершенном или готовящемся преступлении (п. 5 Инструкции).

По общему правилу проверка налогоплательщика не может длиться более трех суток со дня поступления в милицию сообщения о преступлении. Причем в этот срок включается принятие сообщения, проверка содержащейся в нем информации и вынесение решения по проверке.

По ходатайству проверяющих руководитель проверяющего органа или прокурор могут продлить срок проверки до 10 суток. А если возникнет необходимость провести документальную ревизию, проверку продлят до максимального срока - 30 суток. Но на это обязательно нужна санкция прокурора. Обратите внимание, что продление срока проверки должно документально фиксироваться по установленной форме (приложение 7, 8 к статье 476 УПК РФ).

Следовательно, если по истечении трех суток у проверяющих нет документов, подтверждающих, что срок проверки увеличен, налогоплательщик вправе не пускать милиционеров.

НАЗНАЧЕНИЕ ПРОВЕРКИ

В приложении 2 к Инструкции содержится исчерпывающий перечень должностных лиц, имеющих право назначать проверки. Всего должностей - 19: от министра МВД России до начальника межрайонного отдела по налоговым преступлениям. И назначить проверку должностные лица органов внутренних дел вправе только на своей подведомственной территории. Например, министр МВД России может постановить провести проверку налогоплательщика, находящегося в любом месте РФ. А начальник межрайонного отдела по налоговым преступлениям - только в пределах территории оперативного обслуживания. Если же проверку назначило неуполномоченное лицо, плательщик может не выполнять требования проверяющих.

Назначение проверки оформляется постановлением (приложение 1 к Инструкции; далее - постановление), которое подписывается назначившим проверку лицом и скрепляется печатью. Постановление регистрируется в специальном журнале в органах внутренних дел. Кроме того, проверяющие обязаны письменно ознакомить с постановлением руководителя организации либо его представителя.

И если проверяющие придут с оформленным ненадлежащим образом постановлением или без него, у плательщика есть законные основания их не пускать или не представлять требуемые документы и сведения.

СОСТАВ ПРОВЕРЯЮЩИХ

Проверки проводят сотрудники подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям. Причем полный состав проверяющих должен быть указан в постановлении.

Для проведения проверки могут привлекаться сотрудники правовых подразделений милиции и иные специалисты. Например, когда надо выяснить обстоятельства, требующие специальных знаний в научных, технических или иных областях. Эти специалисты также должны быть включены в список проверяющих в постановлении.

Обращаем внимание, что состав проверяющих в ходе проверки может меняться. Но с каждой сменой проверяющих должны вноситься изменения (дополнения) в постановление (приложение 3 к Инструкции).

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОВЕРЯЮЩИХ

Инструкция позволяет проверяющим осматривать производственные, складские, торговые и иные служебные помещения, а также другие места хранения и использования имущества. Предметом досмотра могут стать и транспортные средства.

Проверяющие вправе изучать любые документы о ТМЦ и денежных средствах и при необходимости изъять их. Напомним, что милиция полномочна изымать даже первичные документы (п. 8 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г . № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Выемка и изъятие документов (образцов сырья и продукции) должны проводиться на основании постановлений. Причем проведение упомянутых мероприятий может быть предусмотрено в постановлении о проведении проверки. Мы советуем потребовать от проверяющих составить протокол изъятия с четким описанием названия, даты и количества изымаемых документов. А также снять копии с изымаемых документов. И хорошо бы, чтобы эти копии заверили сами проверяющие.

Обращаем внимание, что документы, образцы сырья и продукции могут изъять только на срок не более семи суток. Если же плательщик представит доказательства, что отсутствие изъятых документов приостановит производственную деятельность, срок изъятия не должен превысить 48 часов.

На такой же срок милиционеры могут опечатать кассу, помещение или любое иное место, где налогоплательщик хранит документы, деньги и ТМЦ.

Вместе с тем проверяющие милиционеры могут проводить фото- и киносъемку, видеозапись, а также использовать другие технические средства фиксации данных. Полученные в ходе этого материалы должны приобщаться к акту проверки.

АКТ И РЕШЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

Проверяющие не вправе закончить проверку, не ознакомив налогоплательщика с ее результатами. Поэтому независимо от исхода проверки (установлено правонарушение или нет) составляется акт проверки по форме, указанной в приложении 4 к Инструкции, и принимается решение.

Акт должен состоять из общей, описательной и итоговой частей, он подписывается всеми проверяющими, участвующими в проверке, и вручается представителю налогоплательщика под расписку. /p>

Наиболее важные сведения в акте те, которые свидетельствуют о совершении (несовершении) преступления. Это сущность правонарушения, проверенный период, причастные к правонарушению должностные лица, достоверность изложенных фактов. Поэтому советуем при ознакомлении с актом обратить на них пристальное внимание. Если в ходе проверки собраны доказательства, свидетельствующие о совершении налогоплательщиком налогового преступления, можно ожидать возбуждения уголовного дела.

Если же признаки преступлений отсутствуют, то возможно три варианта развития событий.

Первый. Если выявлено административное правонарушение, составляется протокол об этом. Дальше материалы передаются для привлечения плательщика к административной ответственности.

Второй вариант - передача материалов в налоговые органы для проведения проверки.

И третий - проверка прекращается в связи с неустановлением обстоятельств, свидетельствующих о нарушении законодательства РФ. Однако обратите внимание, милиции не запрещено вернуться к налогоплательщику еще не один раз с проверкой по тому же вопросу. Ведь запрет, установленный НК РФ для повторных налоговых проверок, в отношении милицейских проверок не действует.

КАК ЗАЩИТИТЬСЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ

Рассмотрим, как налогоплательщику можно обезопасить себя от произвола проверяющих и защитить свои права.

Прежде чем впустить проверяющих, следует проверить их полномочия: посмотреть служебные удостоверения, ознакомиться с постановлением и с утвержденным составом проверяющих. Для выяснения полномочий проверяющих можно даже позвонить в соответствующий орган внутренних дел. Кроме того, там же можно узнать, действительно ли назначена проверка. Ведь постановление регистрируется в милиции.

Также при проверке следует иметь в виду, что проведение различных мероприятий и их результаты должны документально оформляться. Ведь в дальнейшем в основу обвинения могут быть положены только допустимые доказательства. То есть те, которые добыты и оформлены в соответствии с действующим законодательством (ст. 74 УПК РФ). Если же проверяющие отступили от этого правила, факты не будут являться доказательствами.

Е.Б. Чернышева

Начать дискуссию