Рекламная кампания обычно сопровождается раздачей буклетов, брошюр или призов. Если вручаются призы, то нужно не забыть начислить НДС. А если потенциальным клиентам выдаются буклеты, то налоговики их стоимость примут в расходах для налога на прибыль только в пределах лимита. Именно такое разъяснение читателям "УНП" в прошлом номере дал представитель МНС России. Но нормирования этих расходов можно и избежать.
О.Я. Киличенкова, аудитор консалтинговой группы
«Учет,
налоги, право» № 16, 2004
Начнем с каталогов, буклетов и т. п. Прежде чем заключать договор с типографией на их изготовление, нужно учесть, что сумма расходов для налога на прибыль будет напрямую зависеть от того, что указано в договоре. Если вы решили заказать буклеты и листовки, то в договоре по возможности стоит назвать их брошюрами. А уже в техническом задании пояснить, что представляет собой заказ.
Дело в том, что для налога на прибыль без нормативов можно учесть лишь расходы на изготовление брошюр и каталогов (п. 4 ст. 264 НК РФ). К сожалению, законодатель упустил, что есть еще идентичные им расходы на изготовление буклетов и листовок. Поэтому налоговики формально подходят к решению этого вопроса и разрешают учитывать без норм лишь рекламные затраты, прямо названные в кодексе (см. "Горячую линию" в "УНП" № 15, 2004, стр. 6). Но поскольку разница между теми же буклетами и брошюрами не столь уловима, то если в договорах будут указаны брошюры, расходы на них можно будет учесть в полном объеме.
Пример 1.
Организация заказала полиграфической фирме изготовление брошюр. В ходе проведения рекламной акции в магазине брошюры были розданы покупателям. Организация находится в Москве.
В бухгалтерском учете стоимость брошюр бухгалтер отражает на счете 10, поскольку это активы, используемые для управленческих нужд организации (п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов"):
Дебет 10 Кредит 60
- 1000 руб. - оприходованы брошюры;
Дебет 19 Кредит 60
- 180 руб. - отражен НДС.
Расходы организаций на рекламу отражаются по дебету счета 44 "Расходы на продажу":
Дебет 44 Кредит 10
- 1000 руб. - стоимость брошюр списана на расходы.
Для налога на прибыль организация учтет эти расходы как прочие, связанные с производством и реализацией, и в полном объеме (подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ).
Обратите внимание: НДС при передаче брошюр начислять не нужно. Затраты на брошюры относятся к расходам на рекламу. Ведь они предназначены для неопределенного круга лиц и призваны способствовать реализации товаров (ст. 2 Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ "О рекламе").
Со стоимости брошюр нужно заплатить налог на рекламу. Дело в том, что статья 6 закона г. Москвы от 21.11.01 № 59 "О налоге на рекламу" устанавливает, что налоговая база определяется налогоплательщиком исходя из стоимости оказанных ему рекламных услуг (работ)*:
Дебет 91-4 Кредит 68
- 50 руб. (1000 руб. 5 5%) - начислен налог на рекламу;
Дебет 60 Кредит 51
- 1180 руб. - перечислена задолженность полиграфической фирме.
На этом этапе нужно определиться с суммой вычета по НДС. Поскольку расходы на брошюры не нормируются, вычет НДС производится в полном объеме (п. 7 ст. 171 НК РФ):
Дебет 68 Кредит 19
- 180 руб. - НДС принят к вычету.
Теперь перейдем к учету расходов на выдачу призов. Здесь есть два отличия от ситуации с раздачей брошюр. Во-первых, на стоимость призов нужно будет начислить НДС, поскольку налицо безвозмездная передача товаров конкретным людям (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Во-вторых, расходы на выдачу призов для налогообложения прибыли нормируются (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Пример 2.
Организация в ходе рекламной кампании раздает своим покупателям зонты, если стоимость покупок превышает определенную сумму. Зонты были приобретены по цене 500 руб. за штуку (аналогичные зонты в продаже за 700 руб.).
В учете будут записи:
Дебет 91-2 Кредит 10
- 1000 руб. - списана стоимость зонтов;
Дебет 91-3 Кредит 68
- 126 руб. (700 руб. 5 18%) - начислен НДС в бюджет.
Для налога на прибыль организация учтет расходы на призы и другие нормируемые расходы в пределах 1 процента от выручки от реализации по итогам отчетного (налогового) периода (п. 4 ст. 264 НК РФ). Кроме того, налогооблагаемую прибыль можно уменьшить и на сумму начисленного НДС (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Имейте в виду, что пункт 19 статьи 270 НК РФ не является препятствием для учета НДС в расходах в нашей ситуации. Он запрещает учитывать налоги, предъявленные приобретателям. В нашем же случае налог никому не предъявлялся.
"Что делать Консалт"
* -Вопрос о необходимости уплаты налога на рекламу спорный. Дело в том, что, согласно федеральному законодательству, он уплачивается только со стоимости услуг (подп. "з" п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). Изготовление брошюр же является работой (п. 4 ст. 38 НК РФ). О противоречиях федерального и местного законодательства о налоге на рекламу читайте также на стр. 16 "УНП" № 7, 2004. - Примеч. редакции.
Начать дискуссию