Материал компании АКГ АРНИ Polaris International /
- В настоящее время Арбитражные суды буквально «завалены» делами по искам налогоплательщиков к ИФНС об оспаривании (признании недействительными) актов проверок налоговых органов.
Процедура подачи налогоплательщиком письменных возражений на акт проверки налогового органа, направлена на защиту прав налогоплательщика и разрешение возможных споров в досудебном порядке.
Зачастую налогоплательщики не используют свое право на подачу таких возражений в налоговый орган. Однако, в настоящий момент эта процедура стала использоваться чаще и клиенты – юридические лица обращаются за помощью в написании возражений.
В настоящее время – с 01 января 2007 года процедура возражений возможна и по итогам камеральных проверок.
В частности, возражения на Акт камеральной проверки представленных документов для подтверждения обоснованности применения организацией-налогоплательщиком налоговой ставки 0 % по НДС, и возмещения НДС путем возврата или зачета, позволят также разгрузить суды от дел по спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами об оспаривании Актов об отказе в возмещении НДС.
- Возможность налогоплательщика предоставить в налоговый орган письменные возражения предусмотрена п. 6 ст. 100 НК РФ.
Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение пятнадцати дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Важным является срок подачи возражений на Акт проверки. Он составляет всего 15 дней с момента вручения налогоплательщику (руководителю юридического лица) под роспись Акта выездной или камеральной проверки. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.
При этом следует учитывать, что согласно ст.6.1 НК РФ срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. Неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд. В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Налоговый орган обязан рассмотреть Акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения 15-ти дневного срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. О продлении срока рассмотрения материалов проверки налоговый орган выносит решение.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
К нам часто обращаются компании, которые не согласны с актами налоговых органов по результатам камеральных проверок по вопросу возмещения НДС.
При таких проверках ИФНС часто занимает очень жесткую позицию и подходит к решению вопроса о возмещении НДС формально.
Обратился клиент, которому ИФНС вручила Акт камеральной проверки обоснованности применения налоговой ставки «0» процентов и налоговых вычетов по НДС при экспорте товаров, в котором содержались факты, с которыми клиент был несогласен.
В ходе правового анализа представленных клиентом документов, в том числе Акта камеральной проверки, нами был сделан вывод о необоснованности вынесенного налоговым органом решения, подготовлены письменные возражения на Акт проверки, и представлены документы, подтверждающие обоснованность возражений.
Основанием для вынесения подобного решения послужили недостатки в оформлении документов, а именно: на ГТД и международных товарных накладных (CMR) не были проставлены отметки о вывозе товаров за пределы РФ, а также частично не полным образом оформлены счета-фактуры, предоставленные клиенту российским поставщиком.
3. После получения Акта налоговой проверки, все указанные недостатки документов были устранены. Были составлены письменные возражения и к ним приложены исправленные документы.
4. При рассмотрении материалов проверки, в том числе возражений присутствовали сами клиенты, давали пояснения по вопросам налогового органа и представили письменные возражения, а также документы, основывающие доводы возражений.
5. Не смотря на все это, налоговый орган по результатам рассмотрения вынес решение о доначислении суммы НДС за определенный период, привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа, и взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, и об отказе в возмещении НДС.
Таким образом, клиенту все равно пришлось обратиться в суд для рассмотрения данного спора, хотя казалось бы в ходе проверки все недоразумения и неясности были устранены. Суд, рассмотрев исковое заявление о признании Решения налогового органа неправомерным принял решение об удовлетворении требований налогоплательщика и обязал ИФНС возместить требуемые суммы НДС путем зачета.
На практике крайне редко случается, что ИФНС, рассматривая письменные возражения налогоплательщика вместе с другими материалами по делу, выносит положительное решение и налогоплательщикам все же приходится идти за решением этой проблемы в суд.
Однако, пренебрегать своим правом на заявление таких возражений налогоплательщикам не стоит, так как это может существенно повлиять на решение суда при рассмотрении спора в судебном порядке.
6. Во избежание ситуации не принятия налоговым органом возражений, при подписании Акта руководитель должен указать в нем, что к нему будет приложен протокол разногласий (возражения). Если все же по каким-то причинам налоговый орган не принимает возражения, то лучше направить их заблаговременно почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае, если возражения налоговым органом не приняты с правовой точки зрения и по итогам проверки все же вынесено отрицательное решение, в вышестоящий налоговый орган можно попытаться обратиться, однако это дополнительная трата времени, и многие предпочитают все же обратиться напрямую в суд.
Мария Евстафиади, ведущий юрист АКГ АРНИ Polaris International
Начать дискуссию