Интернет и IT

Интернет: в круге третьем

На минувших выходных разыскал старинного приятеля. Мы не виделись ровно 20 лет. Сидя в кафе, вперемежку с ностальгическими воспоминаниями, мы обсуждали ту самую вещь, которая сделала эту встречу возможной - сайт «Одноклассники». Во время паузы в разговоре я прислушался и с удивлением обнаружил, что подростки за соседним столом обсуждают все тот же сайт или, как это сегодня называется «социальную сеть». Более того, когда пришла пора расплачиваться - а мы засиделись допоздна, оказалось, что вызвать официантку не так-то просто: она сидела у барной стойки за ноутбуком. На все том же сайте...
Интернет: в круге третьем
Карикатура ИА Клерк.Ру, автор фото не представил

На минувших выходных разыскал старинного приятеля. Мы не виделись ровно 20 лет. Сидя в кафе, вперемежку с ностальгическими воспоминаниями, мы обсуждали ту самую вещь, которая сделала эту встречу возможной - сайт «Одноклассники». Во время паузы в разговоре я прислушался и с удивлением обнаружил, что подростки за соседним столом обсуждают все тот же сайт или, как это сегодня называется «социальную сеть». Более того, когда пришла пора расплачиваться - а мы засиделись допоздна, оказалось, что вызвать официантку не так-то просто: она сидела у барной стойки за ноутбуком. На все том же сайте...

Олег СЕРЛОВ

«У «Одноклассников» занудный дизайн апельсиново-салатного цвета и интерфейс, подчиненный идее практичности, как ее трактуют на уроках труда», - написал журнал «Большой город». Но тут же констатировал парадокс: к началу лета ресурс добился невероятной популярности - 4 миллиона посетителей (примерно 25% всех пользователей российского интернета). Более того, специалисты уверяют, что в перспективе социальные сети будут поддерживать до половины аудитории интернета. Одни считают это «помешательством» и безумием, другие - удивительно успешным коммерческим проектом, в который вот-вот хлынет поток рекламы.

Думаю, уже к концу года кто-нибудь догадается издать роман, действо которого будет закручено вокруг «Одноклассников». Очередная светская львица напишет опус с подзаголовком «Как все мои бывшие посмотрели друг другу в глаза», а мастера детективного жанра для чтения в метро наверняка откроют тайну, чем это закончилось...

Однако, кроме шуток, общество столкнулось с совершенно новым для себя явлением. Объяснить все исконно русской любовью к «халяве» (на Западе аналоги «Одноклассников» платны) не удастся - во всем мире такого рода проекты расцветают бурным ростом. Точно также не получится свести все к мысли, что это - самый удачный проект знакомств через интернет. Или, как выражается одна моя приятельница, «сайт интеллектуальной случки», на котором можно, во-первых, увидеть реальную фотографию, а во-вторых, понять где человек учился. Сомнительно, что половина пользователей сети до сих пор мучаются подростковыми комплексами или страдают от жесткой сексуальной неудовлетворенности.

Пользователи социальных сетей неожиданно решились раскрыть довольно много информации о себе. Даже больше, чем они раскрывали при регистрации почтовых ящиков. Эта информация, раскрывать которую любителям «клубнички» не то что не нужно, а даже опасно. Причем это стремление к искренности вполне осознанно. Иначе все эти люди могли спокойно существовать в блогах, которые уже давно превратились в систему общения интернет-персонажей под псевдонимами.

Социальные сети созданы для общения реальных людей, дающая им возможность нормально общаться друг с другом, обмениваться фотографиями, сообщениями, выстраивать социальные связи. Обратите внимание: женщины в социальных сетях при возможности вывешивают фотографии своих детей, мужчины показывают детей, машины, дорогой отдых. Иными словами, все пытаются демонстрировать именно социальную успешность! А самый популярный вопрос в письмах - «чем занимаешься, где работаешь»...

По сути это попытка наощупь найти свой социальный круг. Почему через виртуальное пространство - тоже понятно. Последнее десятилетие ХХ века привело к тому, что старая социальная структура была разрушена, и мало кто представляет, как далеко разбросала жизнь вчерашних одноклассников. Многие из них по несколько раз сменили и род занятий, и место жительства и социальный статус. Для переходных периодов вообще характерна, как это называется по науке, высокая социальная мобильность и атомизация общества. Кризисные времена люди переживают поодиночке. Сегодня разыскать людей по старым телефонам, адресам или местам работы - почти невозможно.

Жителям какой-нибудь европейской страны проще - там уже одно место жительства есть пропуск в определенную социальную среду. Все города жестко структурированы по принципу достатка: это - район для богатых, это - для среднего класса, это - для бедных. Люди одного круга зачастую всю жизнь остаются в одном районе. У нас же все перемешано - точечно возведенное жилье класса люкс посреди хрущеб, а в спальных районах менеджеры среднего звена соседствуют с гастарбайтерам из Средней Азии. Это одно из наследий советского прошлого, когда все были равны. Через несколько десятков лет и мы, наверное, придем к тому, что есть кварталы богатых, а есть для бедных. Но эта структура только зарождается и неизвестно когда сложится, а круг общения нужен уже сегодня!

В этом смысле социальные сети чем-то сродни спортклубам - они тоже показывают статус, позволяют найти людей своего круга, завязать полезные контакты, разыскать потенциальных клиентов. Но... Спортклуб требует времени, а его-то как раз и не хватает. Ускорилось время, ускорилась жизнь. Дом-машина-работа-машина-дом. По такой нехитрой схеме живет немало людей. Понятно, что в этом ежедневном круге времени на общение мало, оно становится «непозволительной роскошью».

...В одном из первых романов Лукьяненко «Лабиринт отражений» герой объясняет: человечество только учится осваивать виртуальное пространство. Сначала - лишь способ быстрой передачи информации, потом - возможность развлечений, сегодня в виртуальное пространство, похоже, перемещается социальная жизнь. И, по крайней мере, для современной России это - совсем не плохо. Пока - это стихийный механизм выстраивания социальных групп, групп по интересам или по общим воспоминаниям. Однако уже то, что этот процесс начался в интернете вполне массово, свидетельствует, что период разъединения закончен.

Начать дискуссию