Срок выездной проверки составляет два месяца. «Он складывается только из
периодов, когда проверяющие находятся на территории фирмы», – скажет вам
налоговый инспектор. И будет не прав.
Налоговый кодекс ограничил срок выездной налоговой проверки двумя месяцами.
Так говорится в статье 89. Но в ней есть еще и такая фраза: «Срок проведения
проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории
проверяемого налогоплательщика». Как это понимать? Два месяца считаются только
по тем дням, когда инспекторы сидят в офисе фирмы, а остальные дни в срок
проверки не входят? Если так, то у налоговиков есть все основания растянуть
проверку на длительное время.
Что говорит закон
В законе (ст. 89 НК РФ) перечислены случаи, когда контролеры могут продлить сроки проверки. Обозначим их.
Во-первых, в срок проверки не включается период между вручением требования о представлении документов и их получением. Во-вторых, вышестоящая налоговая служба в исключительных случаях может продлить проверку на один месяц. И в-третьих, закон дает дополнительно по месяцу на проверку каждого филиала или представительства. Других вариантов Налоговый кодекс не предусматривает.
Получается, что срок проверки составляет два месяца плюс периоды, когда вы готовите для инспекторов документы. А чтобы продлить проверку еще на один месяц, налоговикам нужно получить письменное разрешение вышестоящих структур. Причем причины должны быть действительно исключительными. Например, форс-мажорные обстоятельства (пожар, затопление и т. п.) в помещении, где проходит проверка, проведение встречных проверок или направление запросов в организации, располагающие информацией о проверяемой фирме, и т. п.
Два месяца, и ни днем больше!
А как же тогда понимать фразу, что срок проверки включает в себя время фактического пребывания проверяющих на территории фирмы? А так и понимать, как написано. Действительно, эти периоды засчитываются в срок проверки. Но не только они. «Время нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика является лишь частью срока, который ограничен двумя месяцами, а следовательно, срок проверки не может состоять только из времени нахождения проверяющих на предприятии», – считают судьи Федерального арбитражного суда Центрального округа (постановление от 12 января 2004 г. по делу № А35-3999/03-С2).
Такой же позиции придерживаются арбитры Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа: «Два месяца выездной налоговой проверки исчисляются в календарных днях, и перерыв в расчет не берется, следовательно, налоговый орган должен уложиться именно в двухмесячный срок» (постановление от 31 марта 2003 г. по делу № Ф04/1441-201/А75-2003). Аналогичное мнение высказали судьи федеральных арбитражных судов Московского (постановление от 20 ноября 2002 г. по делу № КА-А41/7688-02) и Восточно-Сибирского (постановление от 23 июля 2002 г. по делу № А19-2071/02-44-Ф02-1762/
02-С1) округов. К сожалению, не все арбитры согласны с этим. Есть такие, которые утверждают, что срок проверки включает в себя только те периоды, когда проверяющие присутствовали на территории фирмы. Единого мнения нет даже среди судей одних и тех же федеральных округов (постановления ФАС Центрального округа от 30 октября 2003 г. по делу № Ф54-1437/03-С11 и Западно-Сибирского округа от 27 августа 2003 г. по делу № Ф04/4294-791/А70-2003).
Однако в такой ситуации все-таки больше плюсов, чем минусов. Арбитры колеблются. Так почему же чаша весов не может склониться в вашу пользу?
«Вынужденная» приостановка
Напомним, что продлить проверку до максимальных трех месяцев может только вышестоящее налоговое подразделение (ст. 89 НК РФ). Однако на практике руководитель инспекции (его заместитель) часто сам приостанавливает проверки, тем самым увеличивая отведенный для них срок. Причины перерывов разные: встречные проверки, назначение экспертизы, болезнь или командировка проверяющих и т. д.
В Налоговом кодексе ничего не говорится о возможности приостановить проверку. Но такое право предусмотрено в инструкции № 60, утвержденной приказом МНС России от 10 апреля 2000 г. № АП-3-16/138 (п. 1.10.2). Получается, что налоговики предоставили его себе сами. Что же по этому поводу думает суд?
Однозначного мнения, к сожалению, нет. Одни арбитры утверждают, что любая приостановка незаконна, потому что не предусмотрена в Налоговом кодексе. А инструкции министерства не относятся к законодательству о налогах и сборах (ст. 4 НК РФ) (постановления ФАС Центрального округа от 12 января 2004 г. по делу № А35-3999/03-С2 и от 27 марта 2003 г. по делу № А23-3480/
02А-5-234; Западно-Сибирского округа от 31 марта 2003 г. по делу № Ф04/1441-201/А75-2003). Другие судьи уверены, что, если фактическое пребывание инспекторов на территории фирмы не превысило двух месяцев, ничего страшного в приостановке нет. Ведь Налоговый кодекс ее не запрещает (постановления ФАС Уральского округа от 7 мая 2003 г. по делу № Ф09-1274/03-АК, Волго-Вятского округа от 6 июня 2003 г. по делу № А29-8408/02А, Северо-Западного округа от 4 августа 2003 г. по делу № А42-8072/02-С4).
Кто же прав?
«Правы арбитры, которые признают незаконность любой приостановки, – считает адвокат Дмитрий Северов. – Инструкция МНС не может дополнять или изменять Налоговый кодекс. А в данной ситуации она делает и то и другое. Дополняет, потому что разрешает налоговикам приостанавливать выездные проверки. Изменяет, потому что позволяет увеличить срок проверки по основаниям, не предусмотренным в Налоговом кодексе». Что же делать сотрудникам фирмы, если двухмесячный срок проверки истек, а инспекторы и не думают завершать проверку? «Требуйте у контролеров письменное разрешение вышестоящих налоговиков на продление сроков проверки, – советует Дмитрий Северов. – Если этот документ вам не представят, обращайтесь в суд.
Можете написать жалобу и в вышестоящее налоговое подразделение. Только результата это скорее всего не даст. Руководству проверяющих удобнее действовать не по закону, а в соответствии с приказами вышестоящих инстанций. Если руководитель не выполнит приказ, он рискует лишиться кресла. А если действует в соответствии с инструкциями, но проигрывает дело в суде, то виноват уже не он, а те, кто придумал эти инструкции».
Перерыв перерыву рознь
Не стоит отказываться от защиты своих прав, даже если большинство судей федерального арбитражного суда вашего округа признают за инспекциями право на приостановку проверки. Обратите внимание арбитров на исключительность этой меры. Приостановка может применяться, только если проверке препятствуют объективные обстоятельства, не зависящие от контролеров. Решение о перерыве должно быть мотивированным. Доказать в суде его обоснованность обязаны инспекторы.
Пример
Руководитель налоговой инспекции на пять месяцев приостановил выездную проверку ООО «Инком» (г. Ижевск). Причина – вынужденное отвлечение инспектора на другие участки работы. Фирма обратилась в арбитражный суд с требованием признать действия налоговиков незаконными.
Арбитры удовлетворили иск. В постановлении они указали, что «отвлечение проверяющего на другие участки работы не может являться основанием для приостановления проверки. Поскольку налоговый орган... не доказал необходимость приостановки, она не может быть признана законной»
(постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 октября 2003 г. по делу № Ф09-3500/03-АК).
И последний, но очень важный момент. Некоторые суды считают, что нельзя увеличивать срок проверки на период приостановки. «Из инструкции (от 10 апреля 2000 г. № 60. – Прим. ред.)... не вытекает, что приостановление проверки прерывает течение срока... проверки в целом. Решение ответчика (налоговой инспекции. – Прим. ред.) приводит к нарушению этого срока, а значит, незаконно», – говорится в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 ноября 2002 г. по делу № КА-А41/7688-02.
Такая же позиция изложена в постановлениях федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского (от 23 июля 2002 г. № А19-2071/02-44-24-Ф02-1762/02-С1) и Западно-Сибирского (от 31 марта 2003 г. № Ф04/1441-201/А75-2003) округов.
совет
Д. Северов, адвокат:
Имейте в виду: некоторые судьи требуют доказательства того, что из-за затянувшейся проверки фирма понесла убытки. Можете заявить, что лишились нескольких контрактов или у вас изъяли оригиналы документов, без которых вы не можете работать. В любом случае заранее продумайте свою аргументацию и подготовьте подтверждающие документы (например, деловую переписку).
В. Шилкина, эксперт ПБ
Источник материала: «Практическая Бухгалтерия»
Начать дискуссию