Учет в торговле

Распределяем расходы: вариантов много

При приобретении материалов и товаров и основных средств важно верно определить их первоначальную стоимость. Она складывается с учетом расходов на доставку. При этом бухгалтеры сталкиваются с проблемой распределения транспортных расходов на единицу полученного имущества. Особо остро эта проблема встает при формировании первоначальной стоимости материалов и товаров.

При приобретении материалов и товаров и основных средств важно верно определить их первоначальную стоимость. Она складывается с учетом расходов на доставку. При этом бухгалтеры сталкиваются с проблемой распределения транспортных расходов на единицу полученного имущества. Особо остро эта проблема встает при формировании первоначальной стоимости материалов и товаров.

Учитываем материалы

Существует два способа для определения стоимости полученных материалов с учетом расходов на доставку. Во-первых, включить доставку в фактическую стоимость каждой единицы приобретенной номенклатуры материалов. Во-вторых, формировать стоимость материалов с помощью учетных цен. Рассмотрим оба варианта более подробно.

Вариант первый. Включение транспортных расходов в фактическую стоимость каждого конкретного наименования материалов с практической точки зрения весьма затруднительно. Ведь обычно в сопроводительных документах поставщиков указываются материалы нескольких наименований (иногда нескольких десятков). В этом случае общую сумму транспортных расходов нужно распределить между всеми наименованиями. Пропорционально какой базе это делать - стоимости, количеству (массе) или какому-то другому показателю? В зависимости от базы результат распределения расходов на единицу товара будет разным.

На наш взгляд, логичнее распределять транспортные расходы пропорционально стоимости материалов, нежели количеству. Ведь в одной накладной могут быть указаны материалы с разным количественным измерением.

Этот вариант учета целесообразно использовать организациям с небольшой номенклатурой материалов. Выбранный показатель распределения расходов на доставку должен быть закреплен в учетной политике организации.

Вариант второй. Бухгалтер может пойти и по другому пути распределения транспортных расходов – по принципу усреднения. В его основе лежит предпосылка, что в каждой единице материалов лежит одинаковый размер транспортных расходов. Основные преимущества такого варианта учета сводятся к простоте расчета, который выполняется не по каждой позиции приходного документа, а по всей массе полученных материалов за отчетный период.

При этом можно использовать вариант учета транспортно-заготовительных расходов, описанный в пунктах 80 и 83 Методических рекомендаций по учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.01 № 119н. Он заключается в использовании учетной цены.

Учетной ценой может быть договорная цена поставщика или же фактическая цена по данным предыдущего месяца, плановая цена и т.п.

В этом случае остальные расходы, входящие в фактическую себестоимость материалов (отклонения от учетной цены), учитываются отдельно в составе транспортно-заготовительных расходов на отдельном субсчете к счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или на отдельном субсчете к счету 10 «Материалы».

Сколько субсчетов таких отклонений будет, к какой номенклатуре материалов они будут создаваться, как списываться, организация решает самостоятельно и закрепляет выбранные способы в учетной политике.

Затем материалы списываются в производство одним из разрешенных способов (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по способу ФИФО или ЛИФО). Но в расчет берется только учетная цена этого материала.

А вот отклонения в виде транспортно-заготовительных расходов списываются по отдельным видам или группам усреднено.

Вначале находится средний коэффициент отклонений, который показывает, сколько отклонений, возникших за месяц, приходится на 1 рубль стоимости поступивших за месяц материалов (п. 87 Методичек по учету МПЗ). Причем и величина отклонений и стоимость поступивших материалов рассчитываются с учетом остатков на начало месяца.

Затем найденная величина умножается на стоимость списанных материалов, и результат относится на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов.

Здесь важно помнить еще одно правило. Допускается при небольшом удельном весе транспортных расходов или величины отклонений (не более 10 процентов к учетной стоимости материалов) полностью списывать их на увеличение стоимости израсходованных материалов сразу по окончании месяца. Тогда расчет не составляется.

В налоговом учете расходы на доставку также учитываются при формировании стоимости материалов (п. 2 ст. 254 НК РФ). Однако в Налоговом кодексе не содержится правил распределения таких расходов на единицу материала. По нашему мнению, в этом случае следует применять тот же метод формирования стоимости материалов, как и в бухгалтерском учете. Его следует прописать в учетной политике организации для целей налогообложения.

По товарам считаем усредненно

В бухгалтерском учете расходы по доставке товаров организации могут учитывать двумя способами: включать их в стоимость товаров (п. 6 ПБУ 5/01), либо учитывать отдельно в составе расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01). Выбранный вариант нужно закрепить в учетной политике.

Если в бухгалтерском учете организация учитывает транспортные расходы в стоимости товаров, то принципы распределения будут те же, что и для материалов.

Обычно торговые организации не включают расходы по доставке товаров в их стоимость, а учитывают в составе расходов на продажу на счете 44 «Расходы на продажу». На счете 44 также возможно учитывать ТЗР вариантно.

Прежде всего, если организация приходует товары по учетным ценам, нужно решить, выделять ли транспортные расходы из общей массы отклонений от учетной цены или нет. В первом случае транспортные расходы нужно учесть на отдельном субсчете «Транспортные расходы по доставке товаров до складов» к счету 44 «Расходы на продажу».

Если вы решите учитывать транспортные расходы на отдельном субсчете к счету 44, вы должны решить, считать ли издержки (транспортные расходы по доставке), приходящиеся на остаток товаров на конец отчетного периода, путем специального расчета или не считать. В зависимости от этого данный субсчет либо будет иметь переходящий остаток, либо на конец месяца он остатка иметь не будет.

Суть расчета заключается в нахождении среднего процента транспортных расходов. Он определяется как соотношение общей величины транспортных расходов к общей стоимости товаров, приобретенных за месяц. Причем и транспортные расходы, и стоимость товаров рассчитываются с учетом остатков на начало месяца. С помощью среднего процента транспортные расходы распределяются между реализованными за текущий месяц товарами и остатком товаров на конец месяца. Сумма издержек обращения, приходящихся на остаток товаров, остается на счете 44 как его дебетовое сальдо. Остальные расходы списываются по окончании месяца в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Расходы на продажу».

Этот метод расчета также позволяет приблизить бухгалтерский учет к налоговому. Однако для полного их совпадения необходимо, чтоб величина транспортных расходов и контрактная цена товара в обоих учетах были одинаковыми.

Если издержки обращения на остаток товаров вы решили не рассчитывать, то можно по окончании месяца все расходы, собранные на счете 44, списывать в дебет счета 90. Такой вариант разрешен пунктом 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации». Согласно нему все коммерческие расходы, под которыми понимаются расходы на продажу, могут полностью включаться в себестоимость проданных товаров. В этом случае счет 44 не будет иметь сальдо на конец месяца.

Итак, вариантов учета много, все их мы назвали. Каждая организация имеет свою специфику транспортно-заготовительных расходов, и какой способ закрепить в учетной политике, каждый главный бухгалтер решает самостоятельно, опираясь на нормативные документы и свое профессиональное суждение.

В налоговом учете торговые организации всегда распределяют транспортные расходы между проданными товарами и остатком непроданных товаров. Механизм распределения закреплен в статье 320 НК РФ. Сумма расходов на доставку, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. Методику распределения расходов, основанную на использовании счетов бухгалтерского учета, вы сможете прочитать в «УНП» № 26, 2003, стр. 10.

Фомичева Л. П., налоговый консультант,
тел. (095) 728-82-40, 8-902-613-0053
E-mail: l_fom@mail.ru
 
Опубликовано в "Учет. Налоги. Право." № 16/2004 

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию