Действующее законодательство предусматривает немалое количество различных правил, которые индивидуальный предприниматель должен неукоснительно соблюдать при приобретении, прекращении использования или утрате контрольно-кассового аппарата. И зачастую должностные лица пользуются тем, что налогоплательщики не знают законодательства, и навязывают им свою схему действий. Например, налоговый орган может отказать предпринимателю, меняющему место жительства, в перерегистрации кассового аппарата с неистекшим сроком полезного использования, в итоге предприниматель будет вынужден нести дополнительные расходы на приобретение нового кассового аппарата.
Добрынина С.А., юрист
Обивание порогов налоговых инспекций, стояние в очередях, мытарства по кабинетам чиновников – не самое приятное занятие. Именно поэтому многие предприниматели вынуждены обращаться к специалистам за помощью в решении вопросов, касающихся контрольно-кассовой техники (далее – ККТ), а это, как известно, очередные расходы. В итоге затраты, связанные с приобретением контрольно-кассового аппарата, в два, а то и в три раза превышают стоимость этого аппарата.
Однако, прочтя настоящую статью, индивидуальный предприниматель легко сможет разобраться в вопросах применения и регистрации контрольно-кассовой техники, что позволит ему не только сократить свои расходы, избежать ошибок при заполнении и подаче документов на регистрацию либо перерегистрацию, но и отстоять свои интересы в налоговых органах.
Правовая база
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы применения и регистрации контрольно-кассовой техники, является Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ). В статье 1 указанного закона содержится определение контрольно-кассовой техники, под которой понимаются контрольно-кассовые машины (далее – ККМ), оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.
Согласно статье 4 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета индивидуального предпринимателя в установленном действующим законодательством порядке. Отметим, что действующее Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утверждено постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470. Большим недостатком указанного положения является отсутствие четкой регламентации порядка регистрации касс. Раньше процесс регистрации ККМ более подробно регламентировался нормами приказа Госналогслужбы РФ от 22 июня 1995 г. № ВГ-3-14/36, но с принятием постановления Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470 этот приказ не подлежит применению.
Обратите внимание, что процедура регистрации контрольно-кассовых машин в каждом субъекте РФ имеет свои особенности, поэтому индивидуальным предпринимателям при постановке на учет либо снятии с учета кассовых аппаратов рекомендуется руководствоваться нормативными правовыми актами своей УФНС. В частности, налоговые органы Москвы осуществляют регистрацию ККМ в соответствии с правилами, установленными Порядком регистрации, перерегистрации и снятия с учета контрольно-кассовой техники в налоговых органах г. Москвы (утв. приказом УМНС по г. Москве от 29 июня 2004 г. № 189).
В соответствии со статьей 34.2 НК РФ Минфин России вправе издавать письма по вопросам, входящим в его компетенцию, в том числе касающихся регистрации и применения налогоплательщиками ККМ. Напомним, что многие функции Минфина России осуществляет его подведомственный орган – ФНС РФ, которая, согласно Положению от 30 сентября 2004 г. № 506, информирует налогоплательщиков о порядке регистрации и применения касс путем издания соответствующих писем. Отметим, что до 30 сентября 2004 года большинство таких писем было издано МНС России и Госналогслужбой России. В настоящее время основная часть этих писем продолжает действовать.
Таблица 1
Краткий перечень писем, которым нужно руководствоваться при регистрации, перерегистрации, снятии с учета
Письмо налогового органа | Круг регулируемых вопросов |
Письмо ФНС России от 24 октября 2005 г. № 06-9-09/39@ | Разъяснения по документам, на основании которых должна быть проведена регистрация ККТ при отсутствии в документе, удостоверяющем личность предпринимателя, отметки о месте регистрации по месту жительства; порядок регистрации кассового аппарата, если предприниматель проживает в одном субъекте, а предпринимательскую деятельность осуществляет в другом субъекте. |
Письма ФНС России от 11 мая 2005 г. № 22-3-12/766, от 15 июня 2006 г. № ММ-6-06/601@; письма Минфина России от 14 апреля 2005 г. № 03-01-20/2-56, от 10 февраля 2006 г. № 03-01-15/1-30 | Эксплуатация кассового аппарата, модель которого исключена из Государственного реестра. |
Письмо Минфина России от 7 июня 2006 г. № 03-01-15/4-124 |
Начисление амортизации на ККМ. |
Письмо ФНС России от 14 марта 2005 г. № 22-3-11/341 | Перерегистрация ККТ при восстановлении лицом статуса индивидуального предпринимателя. |
Письмо ФНС России от 17 января 2006 г. № 06-9-09/16@ | Перерегистрация ККМ при смене предпринимателем фамилии или имени. |
Письмо ФНС России от 14 марта 2005 г. № 22-3-11/341 | Порядок возобновления регистрации ККМ при восстановлении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя. |
Письмо МНС РФ от 17 декабря 2003 г. № ШС-6-33/1321@ | Регистрация ККТ, включенной Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории РФ, до вступления в силу Закона № 54-ФЗ. |
Письмо МНС России от 7 сентября 1999 г. № АС-6-16/706 | Рекомендации по осуществлению регистрации кассовых аппаратов налоговыми органами. Подробно рассматриваются некоторые вопросы, связанные с регистрацией в налоговых органах ККТ, а также опыт работы налоговых органов субъектов по указанным вопросам. В письме даются рекомендации по организации порядка взаимодействия налоговых органов с центрами технического обслуживания кассовых аппаратов, а также по вопросам осуществления контроля над деятельностью центров технического обслуживания. |
Письмо ФНС России от 20 июня 2005 г. № 22-3-11/1115 | Применение ККМ при оплате товаров и оказании услуг третьим лицом по договорам комиссии, агентирования, поручительства. |
Письмо МНС России от 2 ноября 2004 г. № 33-0-09/691 | Применение ККТ при оприходовании денежных средств, полученных при выполнении действий, не связанных с реализацией товаров либо оказанием услуг. |
Письмо ФНС России от 17 мая 2005 г. № 22-3-11/868@ | Применение ККТ при приеме металлолома. |
Письмо Минфина России от 16 мая 2006 г. № 03-01-15/3-95 | Применение ККТ при продаже проездных билетов. |
Письмо МНС России от 8 октября 2004 г. № 33-0-13/651 | Применение ККТ при расчетах по оплате проезда в такси. |
Письмо ФНС России от 28 марта 2006 г. № ММ-6-06/333@, письмо Минфина России от 13 октября 2004 г. № 07-05-24/22 | Применение ККТ при оказании услуг при перевозке пассажиров маршрутными такси. |
Письмо МНС России от 16 сентября 2004 г. № 33-0-11/585@ | Применение ККТ при расчетах с подотчетными лицами. |
Письмо МНС России от 27 февраля 2004 г. № 33-0-13/151 | Применение ККТ при продаже ювелирных изделий. |
Письмо Минфина России от 25 мая 2006 г. № 03-01-15/4-114 | Использование агентом контрольно-кассовой техники, зарегистрированной принципалом. |
Письмо ФНС России от 8 сентября 2005 г. № 22-3-11/1695@ | Применение ККТ, если отсутствует бланк строгой отчетности для определенного вида деятельности. |
Письмо МНС России от 25 октября 2004 г. № 33-0-13/682 | Применение ККМ при осуществлении расчетов за оказанию услуг по фотосъемке. |
Письмо МНС России от 11 октября 2004 г. № 33-0-09/653 | Применение ККТ при продаже специальной литературы. |
Письмо МНС России от 24 августа 2004 г. № 33-0-09/524 | Применение ККТ при оказании юридических услуг. |
Письмо МНС России от 30 июня 2004 г. № 33-0-11/418@ | Применение ККТ при осуществлении розничной торговли. |
Письмо МНС России от 5 мая 2004 г. № 33-0-11/320 | Применение ККТ при выпуске и продаже ценных бумаг. |
Письмо Федерального агентства по промышленности от 28 апреля 2006 г. № СП-1554/16 | Размещение на интернет-сайтах организаций сведений о контрольно-кассовых машинах, включенных в государственный реестр. |
Письмо МНС России от 16 сентября 2004 г. № 33-0-11/584@ | Позиция налоговых органов по вопросу о привлечении к административной ответственности при отсутствии пломбы ЦТО на ККМ. |
Когда необходимо применять контрольно-кассовую технику и когда это необязательно
Индивидуальные предприниматели, как и юридические лица, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ, обязаны применять ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Отметим: применение касс обязательно и при осуществлении наличных денежных расчетов между предпринимателями, а также предпринимателем и юридическим лицом любой организационно-правовой формы. Значит, чек нужно выбивать, например, при продаже товаров, осуществлении ремонта, оказании консультационных и иных услуг. Это общее правило, из которого есть некоторые исключения. В частности, согласно пункту 3 статьи 2 Закона, индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в следующих случаях:
- при осуществлении отдельных видов деятельности, перечень которых утвержден законодательством;
- при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг в отдаленных и труднодоступных местностях, указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ;
- в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее – БСО).
Когда ККМ не нужна
Отметим, что перечень видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели вправе не применять ККТ, установлен пунктом 3 статьи 2 Закона г. № 54-ФЗ и является закрытым. Рассмотрим более подробно условия, необходимые для освобождения индивидуального предпринимателя от применения ККМ при осуществлении им отдельных видов деятельности.
Продажа газетно-журнальной продукции и сопутствующих товаровИндивидуальные предприниматели, торгующие газетно-журнальной продукцией и сопутствующими товарами, вправе не применять контрольно-кассовую технику при соблюдении ими совокупности следующих условий:
во-первых, они должны осуществлять торговую деятельность только в газетно-журнальных киосках;
во-вторых, доля продажи газет и журналов в их товарообороте должна составлять не менее пятидесяти процентов;
в-третьих, ассортимент реализуемых сопутствующих товаров должен соответствовать перечню, утвержденному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется их продажа.
Индивидуальный предприниматель, торгующий газетно-журнальной продукцией, при решении вопроса о необходимости применения ККМ должен четко знать, что является газетой, журналом и газетно-журнальным киоском.
В связи с вышеизложенным обращаем ваше внимание: газетой и журналом принято считать периодические печатные издания, выходящие не реже одного раза в год, имеющие постоянное название и номер очередного выпуска. Такое определение содержится в статье 2 Федерального закона от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».
Газетно-журнальным киоском является закрытое строение, оснащенное торговым оборудованием, но не имеющее торгового зала, отдельного помещения для хранения товаров, а также рассчитанное только на одно рабочее место для продавца (ГОСТ 51303-99). Отличительным признаком киоска является то, что запас товара, как правило, однодневный, хранится на площади, где оборудовано рабочее место для продавца.
Осуществляя продажу газетно-журнальной продукции без применения ККМ, предприниматели не должны забывать, что реализация специальной литературы, например, учебных пособий, требует обязательного применения ККМ. Такой вывод содержится в письме МНС России от 11 октября 2004 г. № 33-0-09/653, в котором указывается, что пунктом 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ «не предусмотрено освобождение от обязательного применения контрольно-кассовой техники организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу специализированной литературы».
Операции с ценными бумагамиПри «продаже» ценных бумаг, к примеру, векселя, предприниматель также не должен применять контрольно-кассовую технику.
Фрагмент документа
Статья 142 Гражданского кодекса РФ Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. |
Отметим, что чаще всего ценная бумага, помимо удостоверения обеспеченных ею прав, является средством платежа либо займа, даже если в обмен за нее предоставляются деньги. Поэтому передача ценных бумаг не должна сопровождаться выдачей кассового чека. О том, что предприниматели при передаче ценных бумаг вправе не применять ККМ, говорится в письме МНС России от 5 мая 2004 г. № 33-0-11/320: «Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при продаже ценных бумаг». Также в письме отмечается, что касса не нужна при расчетах по договорам залога и займа, потому что предоставление денежных средств в заем либо передача их в залог, а также возвращение долга не могут быть квалифицированы как совершение торговых операций либо оказание услуг.
Однако в названном письме содержится указание на необходимость применения ККМ при приеме от физических либо юридических лиц наличных денежных средств за определенные действия по оплате услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, скажем, брокерами. Связано это с тем, что, например, брокерская деятельность является оказанием услуг по проведению сделок с ценными бумагами, причем оказываются эти услуги брокерами, которые являются посредниками меду продавцами и покупателями ценных бумаг и получают вознаграждение за предоставляемые услуги.
Продажа лотерейных билетовНе требуются кассы и при продаже лотерейных билетов. Отметим, что допускается неприменение ККТ также лицами, привлеченными к их продаже организатором лотерей.
В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях» «лотерея – игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи».
Продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспортеПродажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте не должна сопровождаться выдачей продавцом их покупателю чека. Следует отметить, что это правило касается только городского общественного транспорта, отличительной чертой которого от, к примеру, маршрутного такси, является возможность посадки пассажиров только на остановочных пунктах. К такому виду транспорта относятся, в частности, автобусы, троллейбусы, трамваи, метро.
В соответствии с письмом Минфина России от 16 мая 2006 г. № 03-01-15/3-95 «при продаже проездных билетов и жетонов в метрополитене применение контрольно-кассовой техники не требуется».
Ранее МНС России в своем письме от 8 октября 2004 г. № 33-0-13/651 разъясняло, что наличный денежный расчет за проезд в такси требует выдачи чека лицу, оплатившему проезд. Связано это с тем, что такси не является общественным транспортом и пунктом 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ «не предусмотрено освобождение от обязательного применения контрольно-кассовой техники организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров на автомобильном транспорте (в такси)».
Положения письма Минфина России от 13 октября 2004 г. № 07-05-24/22 содержат ссылку на то, что БСО (проездные рулонные и иные билеты), утвержденные для проезда в городском транспорте, не применяются при проезде в маршрутном такси, а потому водитель маршрутки обязан применять ККТ при приеме от пассажиров оплаты за проезд.
Услуги по обеспечению питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведенийНе применяется ККТ в случае обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий. Однако расчеты за питание указанных лиц во внеучебное время, например, дома, на улице и любое иное время, не регламентированное расписанием занятий, осуществляются с применением кассовых аппаратов.
Для правильного применения указанного выше положения законодательства индивидуальному предпринимателю необходимо знать, что относится к учебному процессу и общеобразовательному учреждению, кто является учащимися и работниками такого учреждения. Определение понятия «общеобразовательное учреждение» содержится в статье 12 Федерального закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»: «Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников». Образовательный процесс – это деятельность образовательного учреждения по обучению учащихся, которая регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно.
Определение понятия «учащийся» в действующем законодательстве отсутствует, но исходя из смысла закона об образовании можно сформулировать следующее определение: учащийся – это лицо, зачисленное в учебное учреждение в установленном порядке для прохождения обучения в соответствии с утвержденными учебными программами и образовательными стандартами, обладающее правами и несущее обязанности, установленные действующим законодательством.
Под работниками учебных учреждений следует понимать лиц, с которыми образовательное учреждение заключило трудовые договоры в порядке, предусмотренном ТК РФ. Таким образом, к работникам образовательных учреждений относятся не только преподаватели, но и технический персонал, состоящий в трудовых отношениях с этим учреждением.
Торговля на специальных территориях
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ не требует обязательного применения ККТ деятельность по продаже товаров на следующих территориях:
- рынках, ярмарках, в выставочных комплексах;
- на других территориях, отведенных для осуществления торговли.
Исключением из указанного правила является осуществление расчетов за товары, продаваемые в магазинах, павильонах, киосках, палатках, автолавках, автомагазинах, автофургонах, помещениях контейнерного типа, находящихся на территории ярмарок, рынков, торговых комплексах и иных местах, отведенных для осуществления торговли, обеспечивающих показ и сохранность товара. Также необходимо выбивать чек при торговле непродовольственными товарами внутри крытых рыночных помещений.
Значит, предприниматели обязаны применять ККТ при осуществлении расчетов за товар, продаваемый на рынках, ярмарках и выставочных комплексах, если находящееся на их территории торговое место позволяет осуществлять хранение товара, а также его демонстрацию (показ). В частности, к таким местам относятся магазины, палатки, павильоны, киоски, а также автолавки и автофургоны, то есть нестационарная торговая сеть (функционирует на принципах развозной торговли).
Фрагмент документа
Статья 346.27 Налогового кодекса РФ … магазин – специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже; павильон – строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест; киоск – строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца; палатка – сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала. |
На практике у индивидуальных предпринимателей при решении вопроса о необходимости применения контрольно-кассовой техники часто возникают трудности с определением типа торговой территории и торгового помещения. В связи с вышеизложенным следует заметить, что можно определить тип торговой территории и торгового места, руководствуясь положениями ГОСТа Р 51303 «Торговля: термины и определения», в котором приводятся определения понятиям «рынок» и «ярмарка».
Рынок – это организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи.
Ярмарка – это самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.
Вопрос об отнесении торгового места к тому или иному типу зачастую является точкой преткновения при рассмотрении судом споров о привлечении продавцов к ответственности за неприменение кассовой техники. Отметим, что, принимая решение по тому или иному делу, суды исходят из того, насколько торговое место приспособлено для сохранности товара, наличия рабочих мест и конкретных условий осуществления торговли в этом торговом месте.
Судебно-арбитражная практика
ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 7 августа 2007 г. по делу № А52-776/2007 пришел к выводу, что индивидуальный предприниматель не должен применять контрольно-кассовую технику при продаже товаров в торговом месте, которое не подключено к электросети, находится на территории рынка и представляет собой секцию сборной конструкции, изготовленную кустарным способом. А эта конструкция состоит из металлического каркаса, на котором закреплены металлические листы наружной обшивки и передняя стенка отсутствует, при этом доступ к прилавку в нерабочее время закрывают жалюзи-роллеры из металлопластика, которые являются декоративными и не несут защитных функций. Подобное решение суд мотивировал следующим образом: «… материалы административного дела не позволяют установить, что торговое место предпринимателя обеспечивает сохранность товара. Что делало бы обязательным применение контрольно-кассовой машины при осуществлении здесь наличных денежных расчетов (торговое место временной конструкции расположено на улице, сигнализацией не оборудовано, доказательства его круглосуточной охраны администрацией рынка в материалы дела не представлены)». |
Кроме того, интерес представляет вопрос о применении ККТ при осуществлении торговли из контейнера. В соответствии с письмом Минфина России от 27 марта 2006 г. № 03-01-15/2-56 контейнер – это единица транспортного оборудования, многократно используемая на одном или нескольких видах транспорта, предназначенная для перевозки и временного хранения грузов, с приспособлениями, обеспечивающими механизированную установку и снятие ее с транспортных средств, с внутренним объемом 1 куб. м и более. В указанном письме специалисты министерства разъяснили, что при торговле из контейнеров применение контрольно-кассовой техники обязательно. Зачастую подобную точку зрения обосновывают тем, что контейнер позволяет обеспечить сохранность товара и в нем возможно его хранение.
Однако суды идут по несколько иному пути и подходят к решению вопроса о необходимости применения контрольно-кассовой техники при расчетах за товар, продажа которого осуществляется в контейнерах, исходя из характеристик контейнеров.
Судебно-арбитражная практика
ФАС Волго-Вятского округа пришел к выводу, что металлическое укрытие контейнерного типа не является помещением контейнерного типа, если оно не обустроено специальным образом для осуществления торговли, а потому при продаже товаров в таком торговом месте применение контрольно-кассовой техники не обязательно (постановление от 8 февраля 2000 г. № А11-3790/99-К2-Е-1896). |
Действующее законодательство разрешает не пользоваться ККМ при осуществлении разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом).
ГОСТ Р 51303 содержит следующие определения розничной и разносной торговли:
- розничная торговля – это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;
- разносная торговля – это розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице.
Таким образом, разносной мелкорозничной торговлей является, например, продажа карандашей и канцелярских принадлежностей путем их непосредственной доставки потребителям. В то же время необходимо отметить, что сложные технические товары, в том числе аудиодиски, часы и бытовые радиоприемники, а также товары, требующие специальных условий хранения, не могут продаваться без применения ККТ.
Так, УФНС России по городу Москве в своем письме от 13 декабря 2001 г. № 30-08/1/57659 разъяснило, что при определении вида товаров, которые могут быть реализованы посредством разносной мелкорозничной торговли, следует руководствоваться распоряжением Премьера Правительства Москвы от 17 апреля 2000 г. № 351-РП, утвердившим номенклатуру таких товаров.
Кроме того, продавец вправе не применять кассовый аппарат только при осуществлении разносной мелкорозничной торговли путем использования корзин, тележек и лотков.
Зачастую возникают споры относительно квалификации торгового места как лотка или палатки. Для решения подобного спора индивидуальным предпринимателям рекомендуется обращаться к письму Департамента регулирования и координации внутренней торговли МВЭС России от 4 апреля 1997 г. № 21-76, в котором разъяснено, что является лотком: «Под понятием «лоток» специалистами торговли традиционно понимаются выносные столики, которые ежедневно убираются по окончании торговли, либо оборудованные для удобств продавца навесами, зонтиками и т.д., устанавливаются на определенный срок вблизи торговых предприятий, на улицах города и других отведенных для торговли местах». Палатка же, в отличие от лотка, представляет собой сборно-разборную конструкцию, оснащенную прилавком.
Продажа чайной продукции в вагонах поездовДопускается не применять кассовую технику при продаже в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Отметим, что реализация проводниками, а также иными лицами в поездах наряду с чайной продукцией других товаров, например, пива, чипсов, сухарей, не относящихся к чайной продукции, без применения контрольно-кассовой техники является нарушением действующего законодательства.
Продажа лекарств в сельской местностиПродажа в сельской местности лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах, также не требует применения контрольно-касовой техники.
Сельской местностью считаются населенные пункты, которые не относятся к поселениям городского типа: аулы, деревни, села, кишлаки и хутора. В соответствии с Федеральным законом от 22 июня 1998 г № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства – вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Реализация в сельской местности других препаратов под видом лекарственных средств без применения ККТ не допускается.
Торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками на разливКонтрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении торговли мороженым и безалкогольными напитками, но только в киосках.
Как было отмечено, киоск – это оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас. В отличие от киоска, палатка предполагает обязательное наличие торгового зала и помещения для хранения товарного запаса. Кроме того, палатка может быть рассчитана как на одно, так и на несколько рабочих мест.
Иногда предприниматели, пытаясь избежать штрафа за неприменение ККМ, стараются доказать, что мороженое – это не только сладкий десерт, но и замороженные овощи, грибы, мясо, рыба. Уверяем вас: инспекторы не поверят!
К безалкогольной продукции, согласно Федеральному закону от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», относится пищевая продукция, которая произведена без добавления этилового спирта (например, соки, воды, морс, компот). Отметим, что индивидуальные предприниматели вправе торговать безалкогольными напитками без применения ККТ только на разлив. Торговля на разлив подразумевает возможность продажи напитков по цене (например, за литр) путем их разлива в различные емкости: бокалы, стаканы, бутылки, банки.
Торговля из цистерн и на развалахИндивидуальные предприниматели могут не пользоваться ККТ при торговле из цистерн, но только для продажи следующих товаров: пива, кваса, молока, растительного масла, живой рыбы и керосина. Помимо прочего предприниматели вправе не применять ККМ при продаже овощей и бахчевых культур вразвал.
Отметим, что продукция, относящаяся к овощам и бахчевым культурам, указана в Общероссийском классификаторе продукции. Обратите внимание, что торговля на развалах не предполагает использования каких-либо специально оборудованных торговых мест (палаток, киосков, контейнеров).
Прием стеклопосуды и утильсырья от населенияДействующее законодательство позволяет не выбивать чек при осуществлении деятельности по приему от населения стеклопосуды и утильсырья, то есть отходов производства и потребления. Под отходами производства и потребления следует понимать остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Отсутствие у индивидуальных предпринимателей обязанности выбивать в рассматриваемом случае чек связано с особенностью правоотношений, которые складываются между лицом, принимающим утильсырье либо стеклопосуду, и лицом, сдающим их. Данные правоотношения не являются услугами либо работами, а продавцом, то есть лицом, получающим наличные деньги, в данном случае является физическое лицо, сдающее утильсырье (стеклопосуду). Естественно, что кассовый чек не может быть выбит предпринимателем, который занимается приемом утильсырья и стеклопосуды.
Отметим, что металлолом представляет собой разновидность утильсырья, однако налоговые органы считают, что при приеме металла от населения предприниматель обязан выбивать кассовый чек. По мнению автора, подобная позиция налоговых органов представляется несколько абсурдной, но налоговики не забывают периодически напоминать предпринимателям об обязанности выбивать чек при приеме металлолома. Так, в письме МНС России от 1 ноября 2004 г. № 33-0-14/684@, а также в письме ФНС России от 17 мая 2005 г. № 22-3-11/868 отмечается, что пунктом 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ «не предусмотрено освобождение от обязательного применения ККТ организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих прием от населения металлолома… и, следовательно, наличные денежные расчеты при приеме от населения металлолома должны в обязательном порядке производиться с применением ККТ».
Суд поддержал налоговые органы в данном вопросе, о чем свидетельствует ряд судебных решений, в частности, постановление президиума ВАС РФ от 8 февраля 2005 г. по делу № 12126/04: «В соответствии с абзацем 13 пункта 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома. Таким образом, деятельность по приему металлолома от населения не является деятельностью, осуществление которой возможно без применения контрольно-кассовой техники».
Торговля предметами религиозного культаОсвобождается от обязательного применения ККТ деятельность по реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказание услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций.
Однако это послабление касается только религиозных организаций, объединений и учреждений, зарегистрированных в установленном порядке. В соответствии с Федеральным законом от 21 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» религиозными образованиями признаются религиозное объединение, религиозная группа и религиозная организация. Отметим, что обязательной государственной регистрации подлежит только религиозная организация, которая представляет собой добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Из вышеизложенного следует, что религиозная организация – это объединение физических лиц, целью деятельности которых является достижение духовных целей, а не получение прибыли. В связи с тем, что основной задачей деятельности индивидуальных предпринимателей является получение материальной выгоды, они не освобождаются от применения контрольно-кассовой техники при осуществлении деятельности по продаже предметов религиозного культа.
Местности, при осуществлении торговли в которых разрешается не применять контрольно-кассовую технику
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг в отдаленных или труднодоступных местностях, могут проводить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.
Таким образом, при решении вопроса о необходимости использования касс предприниматель должен знать, относится ли территория, на которой он осуществляет свою деятельность, к труднодоступным либо отдаленным местностям. Перечни отдаленных и труднодоступных мест утверждаются органами государственной власти субъектов РФ. Например, вам придется пользоваться кассой в магазине в деревне, с которой не установлено надлежащего транспортного сообщения, если она не включена в перечень отдаленных либо труднодоступных местностей постановлением главы субъекта.
Даже если ваш город, районный центр или поселок городского типа неаходится вдали от цивилизации, это еще не повод признать его труднодоступной местностью.
На практике индивидуальные предприниматели часто задают вопрос, следует ли применять контрольно-кассовую технику, если по одному основанию ее применение обязательно, а по другому – нет. Если хотя бы по одному из оснований индивидуальный предприниматель вправе не применять контрольно-кассовую технику, то он не может быть привлечен к ответственности за ее неприменение. Например, индивидуальный предприниматель, осуществляющий прием у населения металлолома в местности, включенной в перечень отдаленных и труднодоступных, вправе не применять ККТ.
Применение бланков строгой отчетности
Осуществляя наличные денежные расчеты либо расчеты с применением платежных карт без применения ККТ индивидуальные предприниматели обязаны выдавать соответствующие БСО, приравненные к кассовым чекам и являющиеся первичными учетными документами. Кроме того, как прямо указано в пункте 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ, правило действует только в случае оказания услуг населению, то есть гражданам. В постановлении Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 № 16 отмечается, что это правило распространяется и на расчеты между индивидуальными предпринимателями друг с другом.
В соответствии с Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утв. постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171) к бланкам строгой отчетности относятся:
- квитанции,
- билеты,
- проездные документы,
- талоны,
- путевки,
- абонементы,
- другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению.
Формы бланков строгой отчетности утверждаются Минфином России по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центробанка РФ и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг. БСО обязательно должны содержать следующие реквизиты:
- наименование, шестизначный номер и серию;
- код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;
- наименование индивидуального предпринимателя, выдавшего бланк;
- вид транспортного средства, на котором оказывается услуга по перевозке пассажиров;
- стоимость услуги в денежном выражении.
Бланки должны заполняться четко и разборчиво с использованием копировальной или самокопировальной бумаги либо без нее, если копии не предусмотрены. Подчистки, поправки и исправления на бланке не допускаются. Испорченные или неправильно заполненные бланки не уничтожаются, а перечеркиваются и прилагаются к кассовому отчету (ведомости, реестру) за тот день, в котором они выписаны.
Справка
Индивидуальные предприниматели вправе применять бланки строгой отчетности при осуществлении расчетов за оказанные услуги только в том случае, если БСО для этих видов деятельности утверждены. |
Таблица 1
Перечень писем Минфина России, которыми утверждены формы бланков строгой отчетности для некоторых видов деятельности
Вид предпринимательской деятельности |
Основание для утверждения бланков строгой отчетности |
Наименование бланков строгой отчетности |
Бытовое обслуживание |
Письмо Минфина России от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-33 |
– форма БО-1 «Наряд-заказ», «Квитанция», «Копия квитанции»; – форма БО-2 «Наряд-заказ», «Квитанция», «Копия квитанции»; – форма БО-3 «Наряд-заказ», «Квитанция», «Копия квитанции»; – форма БО-4 «Наряд-заказ», «Квитанция»; – форма БО-5 «Наряд-заказ», «Квитанция», «Копия квитанции»; – форма БО-6 «Обязательство-квитанция», «Копия обязательства-квитанции»; – форма БО-7 «Залоговый билет», «Копия залогового билета», «Опись вещей»; – форма БО-8 «Сохранная квитанция», «Копия сохранной квитанции», «Опись вещей»; – форма БО-9 «Кассовая ведомость приема выручки», «Копия кассовой ведомости приема выручки»; – форма БО-10 ДМ «Наряд-заказ», «Квитанция», «Копия квитанции»; – форма БО-11 «Листок учета выработки», «Талон» |
Бытовое обслуживание |
Письмо Минфина России от 11 апреля 1997 г. № 16-00-27-15 |
– форма БО-12 «Наряд-заказ», «Квитанция», «Копия квитанции»; – форма БО-13 (01) «Наряд-заказ», «Квитанция», «Копия квитанции»; – форма БО-13 (02) «Наряд-заказ», «Копия наряд-заказа», «Квитанция», «Копия квитанции» |
Общественное питание населения | Письмо Госналогслужбы России от 30 августа 1994 г. № НИ-6/14/320 | «Абонементная книжка для расчетов за питание между школой и столовой» |
Прием вторичного сырья и продажа товаров | Письмо Минфина России от 11 апреля 1996 г. № 16-00-27-14 | Форма БСО-11 «Квитанция» |
Оказание услуг, связанных с парковкой автомобилей на платных стоянках | Письмо Минфина России от 24 февраля 1994 г. № 16-38 | «Квитанция за парковку автомобилей» |
В письме ФНС России от 8 сентября 2005 г. № 22-3-11/1695@ содержатся следующие разъяснения:
«В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Согласно пункту 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. № 171) формы бланков утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные услуги по рассмотрению документов, необходимых для заключения договора, Минфином России не утверждались в качестве бланков строгой отчетности какие-либо квитанции по приему наличных денег от населения.
Согласно пункту 24 указанного Положения организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению услуги, в отношении которых не были утверждены соответствующие формы бланков, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт используют контрольно-кассовую технику».
Аналогичное разъяснение МНС России дало по вопросу о применении ККТ при расчетах за оказание юридических услуг:
«Министерство финансов Российской Федерации письмом от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-35 утвердило квитанцию (форма по ОКУД 0700001, 0700002), выдаваемую заказчикам предприятиями Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации, в качестве бланка строгой отчетности при наличных денежных расчетах с населением без применения контрольно-кассовой техники.
Письмом Минфина России от 11 мая 1995 г. № 16-00-30-38 данная форма разрешена для применения только судебно-экспертным учреждениям Министерства юстиции Российской Федерации. Указанная форма документа строгой отчетности не предусмотрена к применению при оказании платных юридических услуг населению.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные юридические услуги, Минфином России не утверждались в качестве бланков строгой отчетности какие-либо квитанции по приему наличных денег от населения и, следовательно, денежные расчеты за эти услуги должны осуществляться с применением контрольно-кассовой техники либо через кредитные учреждения (посредством безналичных расчетов)».
Интересен также вопрос о применении БСО при продаже ювелирных изделий. В соответствии с пунктом 12 Правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий (утв. постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. № 444) при согласии сдатчика с оценкой принимаемых ценностей скупщик должен выдать сдатчику для выплаты причитающейся ему суммы специальную квитанцию, подписанную скупщиком и сдатчиком. Однако в настоящее время бланк такой квитанции не утвержден, что вызывает вопрос о необходимости применения ККТ при покупке изделий из драгоценных металлов. Минфин России в своем письме от 24 февраля 2004 г. № 33-0-13/151 пояснил: «Данная форма квитанции как документ строгой отчетности в настоящее время не утверждена в установленном порядке, поэтому исходя из требований Федерального закона при оформлении расчетов со сдатчиками ювелирных изделий и лома из них необходимо применять контрольно-кассовую технику».
Кстати, индивидуальные предприниматели не обязаны выдавать БСО при видах деятельности, для которых не требуется применение ККТ в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ. В подтверждение этого можно привести фрагмент письма Минфина России от 16 мая 2006 г. № 03-01-15/3-95, в котором указано следующее: «…в соответствии с пунктом 3 статьи 2 вышеназванного Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт, в том числе при продаже проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте, без применения контрольно-кассовой техники. Утверждения Минфином России форм бланков строгой отчетности в данном случае не требуется».
Организации и индивидуальные предприниматели обязаны вести учет применяемых ими БСО. По своему выбору индивидуальный предприниматель вправе применять ККТ даже в тех случаях, когда он оказывает услуги, для расчетов за которые достаточно выдачи бланка строгой отчетности.
Касса и …
…ЕНВД
В соответствии с НК РФ предприниматели платят ЕНВД при осуществлении отдельных видов деятельности в фиксированном размере, который не зависит от суммы полученной выручки. Известно, что касса предназначена для того, чтобы отследить выручку от продажи товаров, а также доходы, полученные индивидуальным предпринимателем за оказанные услуги либо выполненные работы. Таким образом, осуществляя проверку полноты уплаты налогов предпринимателями-плательщиками ЕНВД, налоговые органы не заинтересованы в проверке денежных сумм, пробитых индивидуальным предпринимателем по кассе.
В связи с вышеизложенным возникает вопрос о целесообразности применения ККТ вмененщиками. Многие из таких индивидуальных предпринимателей, руководствуясь принципом целесообразности, не пробивают кассовые чеки при осуществлении продажи товаров, выполнении работ либо оказании услуг. Однако не всегда действующее законодательство логично и согласовано со здравым смыслом, в частности, в вопросе о применении ККТ плательщиками ЕНВД.
Отметим, что о необходимости применения кассовых аппаратов плательщиками ЕНВД говорится в письме МНС России от 8 октября 2004 г. № 33-0-13/651. Свою позицию налоговые органы мотивируют тем, что в соответствии со статьей 346.26 НК РФ вмененщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленных в соответствии с законодательством РФ. Это значит, что «оснований для освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, от применения контрольно-кассовой техники не имеется».
… совместная деятельность
Совместная деятельность должна осуществляться индивидуальными предпринимателями в соответствии с правилами, установленными главой 55 «Простое товарищество» ГК РФ. По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1043 ГК РФ ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре простого товарищества индивидуальных предпринимателей. Можно ли использовать кассовый аппарат, зарегистрированный на одного из них, при расчетах за продажу товаров либо выполнение работ или оказание услуг в рамках договора о совместной деятельности?
Налоговые органы обозначили свою позицию по этому вопросу, которая содержится в письме от 30 июня 2004 г. № 33-0-11/418@:
«…статьей 5 Федерального закона от 22 марта 2003 г. № 54-ФЗ определено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах, выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Таким образом, закон требует применения контрольно-кассовой техники каждой организацией, индивидуальным предпринимателем в случаях продажи товаров и выдачи ими покупателям в момент оплаты кассового чека.
Отношения между сторонами договора простого товарищества регулируются гл. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц (ст. 1043 Кодекса).
В этой связи предлагаемая система расчетов с покупателями с применением одной кассовой машины не соответствует требованиям Федерального закона».
… выдача денежных средств подотчетным лицам
Нередко предприниматель выдает своим работникам денежные средства из кассы под отчет, например, для покупки канцелярских товаров, а работник, в свою очередь, после приобретения товара, должен отчитаться перед предпринимателем за потраченные деньги и вернуть в кассу сдачу.
Согласно общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ, при поступлении денежных средств в кассу предприниматель обязан выбить кассовый чек и выдать его лицу, от которого поступили деньги. Однако при расчетах с подотчетными лицами данное правило не применимо.
В частности, в письме МНС России от 16 сентября 2004 г. № 33-0-11/585@ указано, что «возврат в кассу организации денежных средств, принадлежащих этой организации, от подотчетного физического лица – работника этой организации не требует обязательного применения ККТ, поскольку эта операция не является продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг».
… внесение предоплаты
В соответствии со статьей 1 Закона № 54-ФЗ под наличными денежными расчетами понимаются произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Из этого следует, что расчет за товар считается совершенным только после его передачи, за услугу – после ее оказания, за работу – после ее выполнения. Возникает вопрос: должен ли индивидуальный предприниматель выбивать кассовый чек при поступлении в кассу денежных средств в качестве предоплаты за товар, который, к примеру, только предстоит поставить покупателю?
Ответ на этот вопрос можно увидеть на примере постановления Президиума ВАС РФ от 21 марта 2006 г. № 13854/05.
Судебная практика
Налоговая инспекция обратилась в Высший Арбитражный Суд РФ с требованием отменить постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 июля 2005 г. об отмене постановления налоговой инспекции от 14 декабря 2004 г. № 92/Ю о привлечении к ответственности ООО по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). При рассмотрении заявленного инспекцией требования судом было установлено, что инспекция вынесла постановление о привлечении общества к ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей по статье 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ при получении предоплаты от покупателя. Общество с указанным постановлением налоговой инспекции не согласилось и обратилось в суд. Арбитражный суд города Москвы требование Общества поддержал, а постановление налоговой инспекции отменил. Девятый арбитражный апелляционный суд решение Арбитражного суда г. Москвы оставил без изменения. Изучив материалы дела, ВАС РФ пришел к выводу, что решения нижестоящих судов необоснованны и подлежат отмене. Свое решение ВАС РФ мотивировал следующим образом: «Удовлетворяя заявленное требование, суды сделали такой вывод: поскольку туристическая путевка не была выдана обществом покупателю, получение денежных средств в качестве предоплаты не влекло за собой применения контрольно-кассовой техники; в действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ, отсутствует. Между тем суды не учли следующее. Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В соответствии со статьей 5 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки. Закон № 54-ФЗ не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в случае оплаты товара (работ, услуг) до их предоставления покупателю. Факт получения обществом наличных денежных средств установлен и им не оспаривается. Следовательно, при получении обществом предоплаты за продажу пакета услуг, включенных в тур, должна была применяться контрольно-кассовая техника». |
Из вышеизложенного следует, что, принимая деньги от физических и юридических лиц в качестве предоплаты за товары, работы или услуги, индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику.
… расчеты за услуги, оказанные третьими лицами
Зачастую по поручению индивидуального предпринимателя реализацией принадлежащего ему товара, выполнением работ либо оказанием услуг занимается третье лицо, например, комиссионер, агент, доверенное лицо. А вправе ли они применять ККМ, принадлежащую индивидуальному предпринимателю?
Отметим, что правоотношения, складывающиеся между индивидуальным предпринимателем и лицами, которым он передал часть своих правомочий, регулируются гражданским законодательством, в частности, положениями ГК РФ о договоре комиссии, договоре агентирования, доверенности и представительства. Поэтому решать вопрос о возможности применения кассовой техники, принадлежащей предпринимателю, указанными лицами следует, исходя из существа указанных выше обязательств.
В соответствии с договором комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
Таким образом, при реализации товаров по договору комиссии комиссионер, продающий за наличные денежные средства товар, принадлежащий комитенту, одновременно является продавцом по договору купли-продажи, заключенному с покупателем от своего имени (в том числе и по договору розничной купли-продажи). Осуществляя продажи за наличные денежные средства, комиссионер обязан применять контрольно-кассовую технику. Аналогичный вывод ФНС России сделала в письме от 20 июня 2005 г. № 22-3-11/1115.
О том, что именно комиссионер, а не комитент обязан использовать кассу в случае продажи товаров по договору комиссии, указывает и ФАС Уральского округа в постановлении от 29 августа 1998 г. по делу № Ф09-448/97-АК6: «Действия комитента в рамках договора комиссии позволяют считать комиссионера обязанным использовать контрольно-кассовую машину».
Из пункта 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (утв. постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470), следует, что ККТ подлежит регистрации по месту нахождения ее пользователя. Из вышеизложенного следует, что комиссионер должен применять кассу, которая зарегистрирована на него, и не вправе применять ККМ, зарегистрированную на комитента.
Согласно договору агентирования одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала.
Таким образом, по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Исходя из вышеизложенного, возникновение прав и обязанностей у той или иной стороны агентского договора зависит прежде всего от условий, на которых заключен договор и, в первую очередь, от условия, определяющего сторону сделки (агент или принципал), от имени которой будут совершаться юридические и иные действия. Следовательно, вопрос о применении агентом ККТ должен решаться, исходя из условий конкретного договора, заключенного между индивидуальным предпринимателем (принципалом) и агентом.
Если агент действует от своего имени и за счет принципала, то он обязан применять кассовый аппарат, зарегистрированный на свое имя. Если же агент действует от имени принципала и за его счет – через стационарный объект организации торговли либо через стационарный объект организации торговли, принадлежащий принципалу (используемый принципалом), то применять ККТ при продаже товаров обязан принципал.
При заключении индивидуальным предпринимателем договора представительства либо выдачи доверенности третьему лицу это лицо действует от имени и в интересах предпринимателя, а потому должно применять ККТ, принадлежащую предпринимателю.
При приеме денег от комитента (принципала либо доверителя) комиссионер (агент либо доверенное лицо), если они являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, обязаны пользоваться кассой. Такое указание содержится в письме ФНС России от 20 июня 2005 г. № 22-3-11/1115.
…предоставление денежных средств в заем
В соответствии с пунктом 1 статьи 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) предоставляет в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Таким образом, по договору займа у заемщика возникает обязанность возвратить суму займа займодавцу. При возврате займа возникает вопрос о необходимости применения ККТ займодавцем.
Для ответа на этот вопрос следует обратиться к содержанию пункта 1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ, согласно которому «контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг». Значит, у предпринимателя не возникает обязанности по применению кассовой техники при получении денег за действия, не связанные с продажей товаров, оказанием услуг либо выполнением работ. Действия от получения суммы долга не являются продажей, услугами либо работами, а потому кассовый чек в данном случае выбивать не нужно.
О том, что пользование денежными средствами по договору займа без взимания заимодавцем процентов не является отношениями по оказанию услуг, говорится и в постановлении Президиума ВАС РФ от 3 августа 2004 г. № 3009/04.
Внимание
При возврате суммы займа с процентами на сумму процентов должен быть выбит кассовый чек! |
… отключение электроэнергии
Многие современные кассовые аппараты подсоединяются к компьютерной сети, а потому при отключении электроэнергии нет возможности выбить кассовый чек. Ранее МНС России предусматривало возможность выдачи покупателям в случае отключения электроэнергии вместо чеков специальной квитанции (письмо от 19 октября 2005 г. № 06-9-08/30). Однако в настоящее время указанное письмо признано недействующим, а в Минфин России в письме от 13 февраля 2006 г. № 03-01-15/1-32 разъяснил: «… освобождение от применения контрольно-кассовой техники при отключении электроэнергии или утверждение специального бланка строгой отчетности, предназначенного для использования в таких случаях, Законом № 54-ФЗ не предусмотрено».
Итак, мы рассмотрели основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы применения и регистрации ККТ, а также разъяснения налоговых органов и позиции судов по наиболее актуальным вопросам применения кассовой техники.
В заключение отметим, что, руководствуясь официальными разъяснениями налоговых органов по вопросам о применении и регистрации контрольно-кассовой техники, индивидуальный предприниматель не только сможет избежать ответственности, но и отстоять свою правоту в споре с должностными лицами налоговой инспекции, а знание судебной практики по данному вопросу поможет ему в этом.
О требованиях, которым должна соответствовать контрольно-кассовая техника, о порядке регистрации кассовых аппаратов в налоговых органах, их перерегистрации и снятии с учета, а также о спорных вопросах привлечения к ответственности индивидуального предпринимателя за неприменение кассового аппарата и о размерах такой ответственности читайте в следующем номере.
Начать дискуссию