Затраты фирмы на оплату труда не ограничиваются только зарплатой или другими материальными поощрениями работников. Как правило, с этих сумм приходится еще и платить ЕСН. Однако размер налога можно снизить или даже избежать его уплаты совсем. Для этого порой достаточно просто внимательнее прочитать Налоговый кодекс.
ЕСН по гражданско-правовым договорам
Если фирма заключает со своим сотрудником гражданско-правовой договор, сумма ЕСН уменьшается на величину налога, зачисляемого в ФСС (п. 3 ст. 238 НК). А это 4 процента от фонда оплаты труда.
Правда, если налоговой инспекции удастся доказать в суде, что гражданско-правовой договор, заключенный между фирмой и работником на самом деле по сути является трудовым, фирме придется не только доначислить ЕСН, но и заплатить штраф.
Свести к минимуму риск оказаться в подобной ситуации можно, зарегистрировав своего работника в качестве предпринимателя. Более того, выплаты по гражданско-правовым договорам, заключенным с предпринимателем, ЕСН вообще не облагаются (п. 1 ст. 236 НК). О том, как это оформить наиболее выгодно, читайте ниже.
«Упрощенные» схемы
Как известно, с 1 января 2003 года действует упрощенная система налогообложения. В числе прочих льгот она освобождает фирмы от уплаты ЕСН. Отсюда самый простой способ уйти от этого налога – перейти на упрощенку.
Однако на практике многие фирмы отказались от такой перспективы из-за того, что возникали проблемы с покупателями. Дело в том, что помимо ЕСН, «упрощенка» в принудительном порядке освобождала фирмы и от НДС. Соответственно, покупателям-плательщикам НДС нечего было бы ставить в зачет.
Кроме того, перейти на «упрощенку» могут не все. Список требований приведен в статье 346.12 Налогового кодекса. Например, не получится стать «упрощенцами» фирмам, чья выручка без учета НДС за 9 месяцев отчетного года больше 11 миллионов рублей или средняя численность работников больше 100 человек.
В то же время обе эти проблемы можно решить. Для этого есть два способа.
Способ первый
Во-первых, всех или часть самых высокооплачиваемых работников фирмы можно зарегистрировать в качестве предпринимателей и сразу же перевести их на «упрощенку», выбрав в качестве облагаемой налогом базы «доходы».
После этого фирма заключает с новоявленными предпринимателями гражданско-правовой договор на выполнение работ или оказание услуг. Например, на ведение бухучета.
Гражданско-правовой договор составляется в соответствии с требованиями Гражданского кодекса. А в этом документе сказано, что составить договор можно в произвольной форме (ст. 421 ГК). Например, договор гражданско-правового характера может выглядеть так:
Договор
об оказании услуг по организации и ведению учета
г. Москва 20 апреля 2004 г.
ЗАО «Актив», именуемое в дальнейшем Заказчик, в лице генерального директора Семенова Дмитрия Сергеевича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и предприниматель без образования юридического лица Воробьев Сергей Дмитриевич, именуемый в дальнейшем Исполнитель, свидетельство о регистрации № 77:12:123456 от 19 апреля 2004 года, с другой стороны, заключили настоящий договор о следующем:
1. Предмет договора 1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по организации и ведению бухгалтерского и налогового учета на предприятии Заказчика. 1.2. В перечень оказываемых Исполнителем услуг входит: – организация документооборота в бухгалтерии; – подготовка и сдача бухгалтерской и налоговой отчетности. 1.3. Заказчик обеспечивает Исполнителя всем необходимым для оказания услуг, предусмотренных настоящим договором. 1.4. Заказчик обязан своевременно оплатить оказанные услуги.
2. Срок договора 2.1. Договор заключается на срок до 31 марта 2005 года включительно.
3. Цена договора и порядок расчетов 3.1. Цена настоящего договора состоит из вознаграждения Исполнителя. 3.2. Сумма вознаграждения составляет 15 000 (Пятнадцать тысяч) рублей в месяц. 3.3. Выплата вознаграждения производится ежемесячно в последний день месяца.
4. Ответственность сторон 4.1. Стороны несут материальную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязательств в соответствии с действующим законодательством.
5. Досрочное расторжение договора 5.1. Любая из сторон вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке с обязательным уведомлением другой стороны не позднее чем за две недели до даты предполагаемого расторжения договора. 5.2. В случае досрочного расторжения договора по инициативе Заказчика Исполнителю выплачивается компенсация в размере двух месячных выплат. 5.3. В случае досрочного расторжения договора по инициативе Исполнителя Заказчик удерживает с Исполнителя компенсацию в размере двух месячных выплат.
6. Прочие условия 6.1. Споры по настоящему договору разрешаются в соответствии с действующим законодательством.
7. Реквизиты и подписи сторон: |
|
Исполнитель:
ПБОЮЛ Воробьев С.Д. ИНН 772624101611 Паспорт серии 45 01 номер 832238, выдан ОВД «Крылатское» 12 марта 2003 года, адрес: Москва, Осенний б-р, 12-113. | Заказчик:
ЗАО «Актив» ИНН/КПП 7732356511/773201001 Адрес: ул. Ивана Франко, д. 2 Р/с № 40702810700000001414 в АКБ «Коммерческий», БИК 044525976 К/с № 30101810800000000976 |
Воробьев (С.Д. Воробьев) | Генеральный
директор ЗАО «Актив» Семенов (Д.С. Семенов)
М. П. |
Ежемесячно фирма будет подписывать акты о том, что сотрудники-предприниматели выполнили работы или оказали услуги. При этом размер платежей должен быть равен их прежней заработной плате. Сделав так, фирма избавится от всех «зарплатных» налогов. Кроме того, эти затраты можно будет учесть при расчете налога на прибыль.
Еще одним плюсом этой схемы является тот факт, что работникам придется платить со своих доходов не налог на доходы физлиц по ставке 13 процентов, а 6-процентный единый налог.
Однако и минусы очевидны. Сотрудникам-предпринимателям придется не только самостоятельно платить налоги, но и вести книгу доходов и расходов и отчитываться по единому налогу.
Способ второй
Всего этого позволяет избежать второй способ. Он предполагает следующее. Фирма регистрирует свои отделы в качестве самостоятельных предприятий и переводит их на «упрощенку». Единый налог они будут платить с доходов за минусом расходов. При этом большинство сотрудников переводится в новые фирмы. Это приведет к тому, что «головная» фирма избавится от основной части зарплатных налогов. «Упрощенцам» же, помимо единого налога, нужно будет платить пенсионные взносы.
Затем между основным предприятием и «упрощенцами» также заключаются договоры на выполнение работ или оказание услуг. Расходы по таким договорам будут уменьшать облагаемую налогом прибыль «головной» фирмы.
Среди минусов такой схемы отметим необходимость регистрировать новые фирмы и, как следствие, значительное увеличение документооборота.
Договор аренды
Уйти от ЕСН можно и с помощью обычного договора аренды. Фирма заключает такой договор с работником, по которому он передает в пользование организации какое-либо свое имущество. Например, ксерокс или монитор. Предприятие, в свою очередь выплачивает за это сотруднику компенсацию в виде арендной платы. Выплаты, производимые в рамках таких договоров, не облагаются ЕСН (п. 1 ст. 236 НК). В то же время сама арендная плата учитывается при расчете налога на прибыль.
Одновременно сотрудник продолжает работать в соответствии с трудовым договором. Однако часть его заработной платы при этом будет включена в арендную плату.
Пример
ЗАО «Актив» заключило со своим работником Сергеевым А.С. договор на аренду ксерокса сроком на один год. Сумма арендной платы – 3000 руб. в месяц. Соглашение было составлено так.
Договор аренды ксерокса
г. Москва 01 апреля 2004 г.
Сергеев Александр Сергеевич, именуемый в дальнейшем «Арендодатель», паспорт серии 45 01 413814, выдан РОВД «Строгино» 18 октября 2001 года, проживающий по адресу: г. Москва, ул. Таллинская, д. 12, кв. 113, и ЗАО «Актив», именуемое в дальнейшем «Арендатор», в лице директора Черкасова В.А., действующего на основании Устава, заключили договор о нижеследующем:
1. Предмет договора 1.1. Арендодатель сдает Арендатору в аренду ксерокс Canon IR 1230. Ксерокс будет использоваться Арендатором для осуществления уставных задач.
2. Срок договора 2.1. Договор заключен сроком на 12 месяцев.
3. Права и обязанности сторон 3.1. Арендатор обязуется: – использовать ксерокс по прямому назначению, указанному в п. 1.1 договора; – содержать ксерокс в полной исправности и рабочем состоянии до сдачи Арендодателю; – своевременно производить за свой счет текущий и капитальный ремонт арендуемого ксерокса. 3.2. Арендодатель заверяет, что ксерокс принадлежит ему на праве собственности и не находится в залоге.
4. Порядок расчетов 4.1. Арендная плата устанавливается в размере 3000 (Трех тысяч) рублей в месяц. Арендная плата начисляется и выдается Арендодателю ежемесячно. Выплата производится из кассы предприятия в срок не позднее последнего числа текущего месяца.
5. Прочие условия 5.1. Договор может быть досрочно расторгнут по инициативе Арендодателя в случаях: – если Арендатор использует ксерокс не в соответствии с настоящим договором; – если Арендатор не выплатил Арендодателю арендную плату более чем за один месяц. 5.2. Договор может быть досрочно расторгнут по инициативе Арендатора в случаях: – если Арендодатель препятствует Арендатору пользоваться ксероксом; – если ксерокс имеет недостатки, препятствующие пользованию им. 5.3. Договор вступает в силу со дня передачи ксерокса Арендодателю. 5.4. К договору прилагается техпаспорт ксерокса и инструкция по пользованию.
6. Реквизиты сторон: |
|
Арендодатель:
Сергеев А.С. Паспорт серии 45 01 номер 413814, выдан РОВД «Строгино» 18 октября 2001 года, адрес: Москва, ул. Таллинская, 12-113. | Арендатор:
ЗАО «Актив» ИНН/КПП 7726356512/772601001 Адрес: ул. Кировоградская, д. 2 Р/с № 40702810700000001418 в АКБ «Коммерческий», БИК 044525976 К/с № 30101810800000000976 |
Сергеев (С.А. Сергеев) | Директор
ЗАО «Актив» Черкасов (В.А. Черкасов)
М. П. |
Бухгалтер «Актива» ежемесячно будет делать такие проводки:
Дебет 44 Кредит 73
– 3000 руб. – начислена арендная плата;
Дебет 73 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на доходы физлиц»
– 390 руб. (3000 руб. х 13%) – удержан налог на доходы физлиц с суммы арендной платы;
Дебет 73 Кредит 50
– 2610 руб. (3000 – 390) – выплачена арендная плата Сергееву.
Сделаем вывод
Конечно, не все сотрудники захотят стать предпринимателями или заключить с фирмой договор аренды. Однако убедить их поможет простой факт. Ведь фирма не только экономит на налогах, но и делает доходы своих работников прозрачными. А это может оказаться весьма кстати, например, при получении в банке кредита или при оформлении заграничной визы. Кроме того, использовать эти схемы можно только для сотрудников с наиболее высокими доходами.
Итак, альтернатива обналичке все же существует. И в отличие от нее предложенные схемы абсолютно легальны. А уж использовать их или нет, пусть каждый решает сам.
И в заключение отметим еще один способ ухода от ЕСН. Он подойдет прежде всего тем фирмам, у которых небольшая прибыль или же ее нет совсем. В этом случае выдавать работникам большую часть зарплаты можно, например, в виде материальной помощи или любых других выплат, которые не уменьшают налог на прибыль. Дело в том, что такие платежи не облагаются ЕСН (п. 3 ст. 236 НК).
Е.С. Бессонова, эксперт АГ «РАДА
Начать дискуссию