Совершенствование налогового администрирования всегда занимало приоритетное место у законодателей, о чем свидетельствуют многочисленные нормативные акты в данной сфере налогового законодательства. Так, с вступлением в силу с 1 января 2007 года Федерального закона № 137-ФЗ 1 чиновникам удалось урегулировать многие спорные моменты в НК РФ в отношении налогового администрирования, в частности камеральных налоговых проверок (КНП), однако некоторые из них, как показывает арбитражная практика, так и остались нерешенными.
В данной статье разберем наиболее актуальные из них, а для удобства материал изложим в виде вопросов и ответов.
Вопрос:
Какой срок отводится налоговому органу на проведение КНП и с какого момента он исчисляется?
Ответ:
В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ КНП должна проводиться налоговыми органами в трехмесячный срок. Причем начало проверки связано с наличием одновременно двух условий, а именно с представлением налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, прилагаемых к ней необходимых документов.
Допуская возможность представления налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи, Минфин в Письме от 13.04.2007 № 03-02-07/2-69 отметил, что НК РФ не предусматривает обязанности налогоплательщика представлять в электронном виде в налоговый орган документы, прилагаемые к декларации (расчету). Такие документы могут быть направлены налогоплательщиком в инспекцию как по телекоммуникационным каналам связи, так и на бумажном носителе. При этом срок проведения КНП представленной в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и приложенных к ней соответствующих документов исчисляется со дня, когда в налоговый орган представлены налоговая декларация (расчет) и последний из указанных документов.
Если какое-либо решение налогового органа или, например, требование о представлении документов выставлено по истечении срока, предусмотренного для проведения КНП, то его можно признать незаконным в судебном порядке. Схожей позиции по данному вопросу придерживается ФАС ЗСО в Постановлении от 24.07.2007 № Ф04-4768/2007(36383-А70-37) .
Вопрос:
Вправе ли контролирующие органы провести КНП и, соответственно, принять решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение в случае, если налоговая декларация в инспекцию не представлялась, на основании иных данных, имеющихся в распоряжении налогового органа?
Ответ:
Для ответа на данный вопрос обратимся к Постановлению Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 № 1580/07 , в котором рассмотрена следующая ситуация. По результатам КНП на основании справок, полученных из банка, обслуживающего предпринимателя, а также документов, поступивших в налоговый орган от контрагентов для проведения встречных проверок, налоговики привлекли предпринимателя к ответственности за неуплату НДС со всеми вытекающими последствиями – штрафами, пенями. Контролеры установили, что предприниматель, не являющийся плательщиком данного налога (переведенный на УСНО), реализовал партию товара, выставив покупателю счет-фактуру с отдельно выделенной суммой НДС, однако в нарушение п. 5 ст. 173 НК РФ данная сумма не была перечислена в бюджет. Но ВАС РФ признал решение налогового органа недействительным, указав при этом, что согласно ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе провести КНП только при наличии представленной налогоплательщиком налоговой декларации по данному виду налога, в противном случае отсутствуют основания для проведения подобной налоговой проверки и взыскания налога, пеней и штрафа (см. также Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 № 2662/07 ).
Схожая позиция излагалась и ранее при рассмотрении дел федеральными арбитражными судами, например, в постановлениях ФАС ВСО от 15.02.2007 № А33-14085/06-Ф02-321/07-С1 , от 27.04.2006 № А19-22256/05-11-Ф02-1900/06-С1 , ФАС ЦО от 10.02.2006 № А62-2822/2004 .
Вместе с тем налоговики помимо КНП могут использовать иные формы налогового контроля, причем независимо от факта представления налоговой декларации. При этом если контролеры получат информацию, свидетельствующую о налоговых правонарушениях (в том числе с использованием полученных от третьих лиц документов, подтверждающих данный факт), то это может послужить основанием для включения данного налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.
Вопрос:
В каких случаях налоговый орган вправе провести повторную КНП и по ее результатам вынести новое решение?
Ответ:
В Письме Минфина РФ от 31.05.2007 № 03-02-07/1-267 ,несмотря на отсутствие в налоговом законодательстве понятия «повторная камеральная проверка», чиновники допускают ее проведение в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации. Причем независимо от результатов ранее проведенной КНП налоговый орган осуществляет проверку уточненной налоговой декларации, по результатам которой в соответствии со ст. 101 НК РФ может быть вынесено решение о привлечении либо отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отметим, что налоговое законодательство не ограничивает срок представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (см. также Постановление ФАС ВВО от 10.05.2007 № А82-12872/2006-15 ).
Если повторная КНП налоговой декларации проводится на основе документов, полученных в рамках выездной проверки, то имеются основания для признания недействительным принятого по результатам такой проверки решения инспекции о доначислении налогоплательщику соответствующих сумм налога, штрафов и пеней (Постановление ФАС СЗО от 25.06.2007 № А56-43007/2006 ).
В Постановлении от 07.06.2007 № А05-12661/2006-26 ФАС СЗО также признал недействительным вынесенное по итогам КНП решение налоговиков, указав, что они превысили предоставленные им законодательством полномочия, нарушив права и законные интересы налогоплательщика, поскольку проведение КНП на основе документов, полученных в рамках выездной проверки, свидетельствует о фактическом проведении повторной выездной налоговой проверки (см. также Постановление ФАС МО от 26.04.2007 № КА-А40/222-07 ). Правда, ФАС ПО в Постановлении от 31.07.2007 № А65-24832/06-СА1-42 принял противоположное решение, но оно, на наш взгляд, не основано на законе. Суд указал, что проведение КНП за пределами срока, предусмотренного ст. 88 НК РФ, не может повлечь признание решения налоговой инспекции незаконным. Установленный данной нормой срок не является пресекательным, и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.
Вопрос:
В каком порядке должны действовать налоговики при обнаружении ошибок в рамках КНП?
Ответ:
Напомним, в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. В случае нарушения данной процедуры решение налогового органа о взыскании налоговой санкции можно признать незаконным в судебном порядке (Постановление ФАС МО от 04.09.2007 № КА-А40/8876-07 ). Причем срок, в течение которого можно обжаловать решение налогового органа, вступившего в законную силу, составляет один год с момента его вынесения (п. 2 ст. 139 НК РФ).
Обратите внимание : в 2007 – 2008 годах решение налогового органа можно обжаловать сразу в суд. Однако в соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ с 01.01.2009 решение налогового органа о привлечении к ответственности может быть обжаловано в суд только в том случае, если сначала оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган.
Схожей позиции по данному вопросу придерживается КС РФ. Так, в Определенииот 12.07.2006 № 267-О указано, что налоговый орган, проводящий КНП, при обнаружении налоговых правонарушений не только вправе, но и обязан требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, а также заблаговременно уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов руководителем. Данное положение основано на праве налогоплательщика представлять свои интересы в налоговых правоотношениях и давать пояснения должностным лицам налоговых органов (пп. 6, 7 ст. 21 НК РФ) и обязанности чиновников соблюдать налоговое законодательство, осуществлять контроль за его соблюдением, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (пп. 1, 2 ст. 32 НК РФ).
Позже указанная позиция неоднократно находила отражение при рассмотрении споров федеральными арбитражными судами (постановления ФАС ДВО от 22.08.2007 № Ф03-А59/07-2/2281 , ФАС ЗСО от 14.06.2007 № Ф04-3774/2007(35103-А81-29) , ФАС УО от 29.05.2007 № Ф09-4004/07-С2 ).
Вопрос:
В каких случаях в соответствии с действующим законодательством налоговики вправе истребовать документы в рамках КНП?
Ответ:
При проведении КНП в порядке, предусмотренном ст. 88 НК РФ, налоговики вправе истребовать:
–у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, – документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на указанные налоговые льготы;
–при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, – документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов (см. также письма Минфина РФ от 02.05.2007 № 03-02-07/1-209 , УФНС по г. Москве от 21.02.2007 № 19-11/16566 );
–при проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, – помимо документов, представленных налогоплательщиком, и документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.
Следует отметить, что право налоговиков по истребованию у проверяемого лица в рамках налогового контроля необходимых для проверки документов закреплено в п. 1 ст. 93 НК РФ. Для этого проверяющий вручает налогоплательщику требование о представлении документов (информации) по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ . В нем должны быть указаны наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки документов, период, к которому они относятся.
К сведению : начало действия данного приказа – 31 августа 2007 года. До этой даты налоговики при истребовании документов использовали форму требования, утвержденную Приказом МНС РФ от 10.04.2000 № АП-3-16/138 .
Ни настоящая форма требования, ни действовавшая ранее не предусматривали оттиска печати налогового органа (Письмо Минфина РФ от 01.06.2007 № 03-02-07/1-273 ).
Интересующие контролеров документы должны быть представлены проверяемым в виде заверенных им копий в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования (п. 2, 3 ст. 93 НК РФ).
Вопрос:
Вправе ли налоговые органы в рамках КНП производить выемку документов?
Ответ:
В случае отказа от представления документов в рамках КНП налоговики не вправе применить норму, предусмотренную ст. 94 НК РФ, то есть произвести выемку документов. Данный вывод вытекает из п. 1 указанной статьи, в соответствии с которым выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
Вместе с тем в прошлом году Минфин выпустил довольно любопытное Письмоот 07.06.2006 № 03-02-07/1-141 , в котором не только допускает возможность проведения выемки документов в рамках КНП, но и со ссылкой на ст. 5 Закона № 943-1 2 указывает, что органы внутренних дел обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей. Однако п. 1 ст. 36 НК РФ предусматривает совместное участие органов внутренних дел и налоговиков только при проведении последними выездных налоговых проверок.
Это нашло подтверждение и в арбитражной практике (см., например, Постановление ФАС МО от 27.03.2006 № КА-А40/2256-06 ). Следует отметить, что в данном постановлении ФАС МО дополнительно указал: ст. 93 НК РФ, регулирующая порядок истребования налоговым органом документов, помещена в НК РФ после ст. 89, предусматривающей порядок проведения выездных, а не камеральных налоговых проверок. В связи с этим ее требования распространяются на действия налоговых органов при осуществлении ими контрольных мероприятий в ходе выездных проверок. По нашему мнению, данное утверждение довольно спорное и противоречит Определению КС РФ от 12.07.2006 № 267-О .
Вопрос:
Какая ответственность предусмотрена за несвоевременное исполнение требования налогового органа о представлении документов в рамках проверки?
Ответ:
За несвоевременное представление истребуемых документов налогоплательщика могут привлечь к ответственности, предусмотренной п. 1ст. 126 НК РФ. Однако обязательным условием наступления ответственности за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов является наличие истребуемых документов у налогоплательщика (постановления ФАС ВВО от 01.10.2007 № А82-16793/2006-20 , ФАС МО от 09.07.2007 № КА-А40/6137-07 , ФАС ВВОот 10.04.2007 № А82-876/2006-20 ).
Напомним, п. 1 ст. 126 НК РФ предусматривает взыскание штрафных санкций в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Налогоплательщикам следует учесть, что неоднократное привлечение к ответственности за налоговое правонарушение в течение календарного года, в соответствии с п. 4 ст. 114 НК РФ, может повлечь увеличение налоговой санкции на 100% (Постановление ФАС ДВО от 14.06.2007 № Ф03-А37/07-2/1028 ).
Вместе с тем в некоторых случаях за нарушение сроков представления истребуемых документов ответственности можно избежать. Дело в том, что п. 3 ст. 93 НК РФ предоставляет право налогоплательщикам уведомлять налоговые органы о случаях, когда по каким-либо причинам (например, из-за большого объема истребуемых документов) не имеется возможности представить запрошенные налоговиками документы в установленный срок. Причем сделать это нужно в письменном виде в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, указав при этом причины и сроки, в течение которых проверяемое лицо может их представить. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение (письма Минфина РФ от 26.07.2007 № 03-02-07/1-348 , от 25.06.2007 № 03-02-07/2-106 ).
Следует отметить, что непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, может стать основанием для привлечения к административной ответственности по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ. Данная норма предусматривает наложение штрафных санкций на должностных лиц организации, а также с учетом ст. 2.4 КоАП РФ и на индивидуальных предпринимателей в размере от 300 до 500 руб.
Вопрос:
В каком порядке оформляются результаты КНП?
Ответ:
Порядок оформления результатов КНП прописан в ст. 100 НК РФ. В пункте 1 данной статьи указано, что в случае выявления налоговых правонарушений в ходе проведения проверки акт составляется контролерами в течение 10 дней после окончания КНП.
Формы акта и требования по его составлению утверждены Приказом ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ . Так, в соответствии с п. 2.3 Приложения № 6 к данному приказу акт КНП составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой – в установленном порядке вручается руководителю организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям). Акт налоговой проверки подписывается контролерами и хозяйствующим субъектом, в отношении которого проводилась КНП (его представителем). В случае отказа последнего подписать акт в нем делается соответствующая запись (п. 2 ст. 100 НК РФ).
Если налогоплательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка, не согласен с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте, то в течение 15 дней со дня его получения он может представить в инспекцию письменные возражения в целом по акту или по отдельным его положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ). Так как данная норма НК РФ не содержит оговорки, на данном этапе может возникнуть вопрос: разногласия по акту налогоплательщик должен представить в течение 15 рабочих или календарных дней? Для ответа обратимся к ст. 6.1 НК РФ, согласно которой срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. Следовательно, ответ такой: возражения по акту представляются налогоплательщиком в течение 15 рабочих дней.
При необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения налогового правонарушения или отсутствия таковых налоговики могут вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля (истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы согласно п. 6 ст. 101 НК РФ).
В зависимости от результатов проверки, включая данные, полученные в рамках дополнительных мероприятий, руководитель налогового органа или его заместитель выносит одно из решений – либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности (приложения № 12 и 13 к Приказу ФНС РФ от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ ).
Обратите внимание : п. 2 ст. 101 НК РФ предоставляет налогоплательщикам, в отношении которых проводилась проверка, право участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя.
В свою очередь, по мнению Минфина, налоговыми органами должно быть обеспечено в установленном порядке участие налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка (лично и (или) через его представителя), в процессе рассмотрения материалов проверки, включая материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля (Письмо от 25.07.2007 № 03-02-07/1-346 ).
Вопрос:
Что следует учитывать налогоплательщику при проведении налоговиками проверки правомерности применения налоговых вычетов по НДС, а также обоснованности суммы налога, заявленной к возмещению?
Ответ:
Согласно п. 8 ст. 88 НК РФ в ходе проверки налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность налоговых вычетов. Напомним, в соответствии с п. 1 данной статьи вычеты по НДС предоставляются на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 – 8 статьи 171 НК РФ.
Истребуются именно те документы, которые подтверждают налоговые вычеты. Так, в Постановлении ФАС ЗСО от 28.05.2007 № Ф04-3283/2007(34585-А27-42) указано, что истребование у налогоплательщика в ходе КНП декларации по НДС договоров с поставщиками и подрядчиками, акта приемки объекта законченного строительства, актов выполненных работ и затрат, сметы на выполнение работ хозяйственным способом выходит за пределы полномочий налогового органа (см. также Постановление ФАС ЗСО от 08.10.2007 № Ф04-6998/2007(38982-А45-41) ).
Если контролеры в рамках КНП не выявили каких-либо нарушений налогового законодательства, то по завершении проверки в течение семи рабочих дней налоговики обязаны принять решение о возмещении соответствующих сумм по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ № ММ-3-03/239@ 3 (Приложение № 1 ).
При выявлении в рамках проверки налоговых правонарушений налоговиками составляется акт налоговой проверки и выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности или отказе в привлечении к ответственности в установленном порядке (см. выше). Одновременно с решением по итогам проверки налоговый орган принимает решение о возмещении в полном объеме или частично суммы НДС, заявленной в декларации к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога (Приложение № 2 к Приказу ФНС РФ № ММ-3-03/239@ ).
В случае положительного решения налогового органа и при наличии недоимки у налогоплательщика, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей суммы, подлежащей возмещению по решению налогового органа, пени на сумму недоимки не начисляются (п. 5 ст. 176 НК РФ). При отсутствии недоимки сумма налога, возмещаемая по решению налоговиков, на основании письменного заявления налогоплательщика подлежит возврату на расчетный счет в банке или зачету в счет предстоящих налоговых платежей. При этом решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично) (п. 7 ст. 176 НК РФ).
Если налоговый орган нарушит срок возврата суммы НДС, то начиная с 12-го дня после завершения КНП начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБР. Причем процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования, действовавшей в дни нарушения срока возмещения (п. 10 ст. 176 НК РФ). Напомним, что в соответствии с УказаниемЦБР от 18.06.2007 № 1839-У с 19.06.2007 размер ставки рефинансирования составляет 10% годовых.
Налоговый орган может принять решение об отказе в применении налоговых вычетов только по результатам камеральной или выездной налоговой проверки. Следовательно, если такая проверка налоговым органом фактически не проводилась, то и отказ в вычетах по НДС будет неправомерен. В подтверждение этого приведем Постановление ВАС РФ от 27.03.2007 № 14229/06 , в котором указано, что независимо от правомерности заявленных налогоплательщиком вычетов налоговый орган в соответствии со ст. 88, 176 НК РФобязан проверить представленную налоговую декларацию (уточненную) и приложенные к ней документы и принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в их возмещении, в противном случае при несоблюдении вышеуказанных норм нарушаются права налогоплательщика.
Принимая во внимание взаимосвязанные положения ст. 88, п. 1 и 2ст. 171, п. 1 ст.172 и ст. 176 НК РФ, можно сделать вывод, что при нарушении установленных сроков проведения КНП налоговики не вправе отказать налогоплательщику в налоговом вычете по НДС. Аналогичной позиции по данному вопросу придерживается Президиум ВАС РФ (Постановление от 06.03.2007 № 13661/06 ), а также ФАС различных округов (см., например, Постановление ФАС МО от 15.06.2007 № КА-А40/5183-07 ).
К сведению : если на момент представления уточненной декларации по НДС у налогоплательщика имелась переплата по этому же налогу, превышающая налог, заявленный к уплате, то привлечь его к ответственности по ст. 122 НК РФ («Неуплата или неполная уплата сумм налога…») налоговики не вправе (Постановление ФАС ВВО от 04.10.2007 № А29-2227/2007 ).
Обратите внимание : налоговое законодательство не позволяет отсрочивать предоставление налоговых вычетов и возмещение НДС до получения ответов налоговых и иных органов о фактах уплаты НДС поставщиками товаров (работ, услуг) или иных истребованных документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте, а также информации о конкретных сделках (встречная проверка). Схожая позиция изложена в постановлениях ФАС МО от 04.07.2007 № КА-А41/6252-07 , ФАС ПО от 21.06.2007 № А65-23971/06 .
Вопрос:
Вправе ли налоговый орган, проводя КНП по НДС, требовать от налогоплательщика представления документов, подтверждающих вычеты, если декларация представлена с суммой налога к уплате, а не к возмещению?
Ответ:
Действительно, до недавнего времени п. 8ст. 88 НК РФ (в предыдущей редакции) неоднократно становился камнем преткновения во взаимоотношениях между контролирующими органами и налогоплательщиками в части проверки правильности исчисления НДС. Последние толковали данную норму следующим образом: налоговики в рамках КНП вправе истребовать документы только в том случае, когда в представленной декларации по НДС заявлено право налогоплательщика на возмещение налога. Соответственно, если на основании представленной декларации НДС подлежит уплате в бюджет, то истребовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, проверяющие не вправе.
В данной ситуации следует вспомнить Определение КС РФ от 12.07.2006 № 266-О , в котором сделан вывод, что не требуется одновременно с налоговой декларацией по НДС подавать документы, подтверждающие вычеты. Представлять эти документы следует только в том случае, если налоговый орган их затребует, – после получения требования налогового органа. Данная точка зрения находила свое отражение при рассмотрении споров между контролирующими органами и налогоплательщиками на уровне федеральных арбитражных судов (см. постановления ФАС ЗСО от 13.06.2007 № Ф04-3940/2007(35296-А70-25) , ФАС МО от 15.03.2007 № КА-А40/189-07 , ФАС СЗО от 16.07.2007 № А56-49293/2006 , ФАС УО от 19.06.2007 № Ф09-4150/07-С2 ).
Более того, право на вычет у налогоплательщика сохраняется даже в том случае, если документы, подтверждающие правомерность их применения, представляются только в зале суда. Это подтверждает сложившаяся арбитражная практика (например, постановления ВАС РФ от 28.12.2001 № 5 (пункт 29), ФАС СЗО от 21.06.2007 № А56-17573/2006 , ФАС УО от 07.05.2007 № Ф09-2149/07-С2 ). В Постановлении ФАС СЗО от 26.07.2007 № А66-1003/2007 также указано, что непредставление налогоплательщиком соответствующих доказательств в ходе налоговой проверки не исключает возможности их представления в суд (схожая позиция изложена в постановлениях ФАС ЗСО от 09.10.2007 № Ф04-6930/2007(38885-А46-6) , ФАС МОот 01.08.2007 № КА-А40/7245-07 ).
Вместе с тем п. 8 ст. 88 НК РФ не содержал оговорки о том, что в рамках КНП налоговые органы не вправе истребовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов по НДС в случае, если по декларации сумма налога заявлена к уплате в бюджет. И этим часто пользовались налоговики на местах. По их мнению, если есть основания полагать, что неправильно исчислен налог или совершены налоговые правонарушения, то при КНП истребование у налогоплательщика необходимой информации, в том числе документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов, правомерно, причем независимо от того, подлежит ли налог к уплате в бюджет на основании поданной декларации или суммы налога заявлены к вычету.
В конце прошлого года ВАС РФ в п. 10 Постановлении № 53 4 закрепил в судебной практике понятие добросовестности налогоплательщиков и иных участников рынка. При этом суд указал, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством недобросовестности налогоплательщика. Однако налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговый орган докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
При этом ВАС РФ в Постановлении от 03.04.2007 № 15225/06 отметил, что п редставление налогоплательщиком в инспекцию всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных налоговым законодательством, в целях получения налоговой выгоды (возмещения НДС) является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
По мнению автора, исходя из того, что действия налогоплательщика, имеющие результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, – достоверны, в случае представления налогоплательщиком декларации по НДС, на основании которой сумма налога подлежит к уплате в бюджет, контролирующие органы не вправе истребовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.
1 Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».
2 Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».
3 Приказ ФНС РФ от 18.04.2007 № ММ-3-03/239@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».
4 Постановление ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
Начать дискуссию