Любую коммерческую организацию заботит увеличение объема продаж. С этой целью нередко проводятся маркетинговые исследования. О порядке их учета недавно рассказали подмосковные налоговики.
Письмо УМНС по Московской области от 29 марта 2003 г. № 04-23/06243 (далее – Письмо) называется «О налоге на прибыль и НДС». На самом деле речь в нем идет о маркетинговых услугах.
Курс повышения квалификации «Все про НДС: от нуля до сложных моментов»
На практических примерах научим вас работать с НДС в любых ситуациях: разберем новые правила 2024 года по НДС, заполнение деклараций, применение льгот и обоснование вычетов. Вы будете уверены в своих знаниях и отработаете навыки на практике для работы без ошибок. Сейчас на обучение действует специальная цена 20 700 6 900 руб.
Советы или угрозы
Нельзя сказать, что инспекторы дали ценные советы фирмам, как им учитывать при исчислении налога на прибыль расходы на маркетинговые услуги. В большей части в Письме приведены общие правила, которые применяются в отношении затрат при расчете этого налога. Так, они должны быть:
– экономически оправданы;
– документально подтверждены;
– произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
По поводу ведения налогового учета налоговики также не дали полезной информации. Они просто переписали положения статьи 313 Налогового кодекса. В частности, здесь говорится, что подтверждением данных налогового учета являются:
– первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
– аналитические регистры налогового учета;
– расчет налоговой базы.
Судя по названию Письма, в нем должны быть разъяснения о том, что делать с НДС по маркетинговым услугам. Однако вопросу исчисления этого налога посвящен лишь один абзац. В нем инспекторы указали, что НДС рассчитывается и уплачивается в соответствии с главой 21 Налогового кодекса.
Зато налоговики не забыли напомнить фирмам об ответственности за использование схем ухода от налогов. Такая фраза дана неспроста. Дело в том, что фирмы порой заключают маркетинговые договоры с целью снижения налога на прибыль. И если их экономическую оправданность не подтвердить, то фирму оштрафуют. Примером может служить выигранное налоговиками дело, которое рассмотрел Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (постановление от 19 ноября 2003 г. № Ф03-А73/03-2/2811). Весомым аргументом инспекторов стал довод о том, что фирма не занималась выпуском продукции, в отношении которой оказывались маркетинговые услуги.
Чтобы избежать подобных неприятностей, нужно разобраться, что представляют собой маркетинговые услуги согласно законодательству. А также как их отражать в бухгалтерском и налоговом учете.
Понятие «маркетинг»
Отметим, что разные источники дают разные определения термину «маркетинг». Мы же будем исходить из того, что это прежде всего исследование рынка, которое проводится с целью увеличения сбыта продукции. Помимо этого маркетинговые исследования проводятся, когда фирма покупает основные средства или нематериальные активы. Дело в том, что покупателя интересуют цена и качество приобретений.
Маркетинговые исследования фирма может провести самостоятельно. Так обычно поступают крупные предприятия, в которых есть отдел маркетинга. Но небольшие фирмы, как правило, исследование рынка заказывают специализированным организациям. Обычно с ними заключается договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК). Мы рекомендуем в нем указать дату начала и окончания исследования. Ведь состояние рынка меняется, и запоздавшая информация может привести к принятию неверного решения.
Бухгалтерский учет маркетинговых услуг
В бухгалтерском учете маркетинговые исследования отражаются в зависимости от их содержания.
Расходы на маркетинг могут учитываться как:
– текущие затраты по реализации продукции (работ, услуг);
– затраты, направленные на будущую деятельность;
– затраты, связанные с приобретением имущества.
Учет текущих маркетинговых расходов
Текущие затраты по исследованию рынка следует учитывать в составе расходов по обычным видам деятельности. Это следует из пункта 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», которое утверждено приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н.
Как мы уже отмечали, маркетинговые исследования обычно осуществляют с целью увеличения сбыта продукции. Поэтому их следует отражать на счете 44 «Расходы на продажу».
Пример
ЗАО «Милена» занимается производством и реализацией лечебной косметики. Проанализировав годовую отчетность, руководство выявило снижение объема продаж. Поэтому «Милена» 12 мая 2004 года заключила договор на оказание маркетинговых услуг с ООО «Консультант». По условиям договора «Консультант» проводит исследование рынка лечебной косметики. Стоимость услуг составляет 59 000 руб. (в том числе НДС 9000 руб.). Результаты исследования получены 28 мая 2004 года, в этот же день «Милена» перечислила за них деньги. Бухгалтер отразил эти операции следующим образом:
Дебет 44 Кредит 60
– 50 000 руб. (59 000 – 9000) – отражены затраты на маркетинговые исследования;
Дебет 19 Кредит 60
– 9000 руб. – отражена сумма НДС;
Дебет 60 Кредит 51
– 59 000 руб. – перечислено «Консультанту» за проведение маркетинговых исследований;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 9000 руб. – поставлен к зачету из бюджета НДС по маркетинговым услугам.
Маркетинговые исследования, связанные с будущей деятельностью
Многие организации не ограничиваются расширением рынка сбыта своих товаров. Они стремятся выйти на новые рынки, увеличить ассортимент своих товаров.
Если предприятие планирует деятельность в новых для нее секторах рынка, то расходы по их исследованию включаются в состав расходов будущих периодов. В соответствии с Планом счетов такие расходы учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов».
После начала продаж новой продукции маркетинговые расходы списываются на счета учета затрат. Их можно списать двумя способами:
– сразу всю сумму расходов;
– равными долями в течение определенного периода времени.
Выбранный метод утверждается приказом руководителя предприятия. Им же устанавливается и промежуток времени, в течение которого такие расходы должны быть списаны.
Пример
ООО «Мастер» решило заняться новым видом деятельности – изготовлением офисной мебели. Чтобы узнать перспективы этого бизнеса, «Мастер» заказал маркетинговое исследование данного рынка. Стоимость услуг составляет 35 400 руб. (в том числе НДС 5400 руб.), результаты исследований получены в июне 2004 года.
В учете бухгалтер «Мастера» сделал следующие записи:
Дебет 97 Кредит 60
– 30 000 руб. (35 400 – 5400) – отражены затраты на маркетинговое исследование в составе расходов будущих периодов;
Дебет 19 Кредит 60
– 5400 руб. – отражена сумма НДС;
Дебет 60 Кредит 51
– 35 400 руб. – оплачены маркетинговые услуги;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 5400 руб. – возмещен из бюджета НДС.
«Мастер» начал заниматься изготовлением офисной мебели с 1 июля 2004 года. Приказом руководителя расходы на маркетинг списываются ежемесячно равными долями в течение года. В конце каждого месяца бухгалтер «Мастера» будет делать запись:
Дебет 44 Кредит 97
– 2500 руб. (30 000 руб. : 12 мес.) – списана на расходы часть затрат по маркетинговым услугам.
Если маркетинговые исследования не привели к выпуску новой продукции, расходы по ним списываются на счет 91-2 «Прочие расходы». При этом порядок их отнесения на затраты не меняется.
Пример
Воспользуемся данными предыдущего примера. После получения результатов исследования ООО «Мастер» решило не заниматься изготовление офисной мебели. В соответствии с приказом руководителя расходы на маркетинг в таком случае списываются сразу.
В учете бухгалтер «Мастера» сделает такие проводки:
Дебет 97 Кредит 60
– 30 000 руб. (35 400 – 5400) – отражены затраты на маркетинговое исследование в составе расходов будущих периодов;
Дебет 19 Кредит 60
– 5400 руб. – отражена сумма НДС;
Дебет 60 Кредит 51
– 35 400 руб. – оплачены маркетинговые услуги;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 5400 руб. – возмещен из бюджета НДС.
После получения результатов исследования:
Дебет 91-2 Кредит 97
– 30 000 руб. – затраты по маркетинговым услугам отнесены к прочим расходам.
Маркетинговое исследование для приобретения имущества
Организация может провести маркетинговое исследование перед приобретением оборудования. При этом маркетинговые расходы включаются в их первоначальную стоимость. Такой вывод можно сделать из пункта 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н.
При покупке сырья и материалов расходы на маркетинг также увеличивают их фактическую себестоимость. Это следует из пункта 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного приказом Минфина от 9 июня 2001 г. № 44н.
До приобретения имущества затраты на маркетинг учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов». В первоначальную стоимость имущества они включаются в момент покупки.
Пример
ЗАО «Передовик» решило приобрести станок для обработки металла. Для проведения обзора рынка предприятие привлекло своего сотрудника Петрова. За это ему была начислена зарплата в размере 8000 руб. (с учетом ЕСН).
Станок был куплен за 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.). В учете «Передовика» сделаны следующие записи:
Дебет 97 Кредит 70
– 8000 руб. – начислена зарплата Петрову за маркетинговое исследование (с учетом ЕСН);
Дебет 08 Кредит 60
– 100 000 руб. (118 000 – 18 000) – отражены затраты по покупке станка;
Дебет 19 Кредит 60
– 18 000 руб. – отражена сумма НДС;
Дебет 08 Кредит 97
– 8000 руб. – зарплата сотрудника (с учетом ЕСН) включена в первоначальную стоимость станка;
Дебет 60 Кредит 51
– 118 000 руб. – оплачен станок;
Дебет 01 Кредит 08
– 108 000 руб. (100 000 + 8000) – станок введен в эксплуатацию;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 18 000 руб. – возмещен НДС из бюджета.
Маркетинговые услуги и налог на прибыль
В главе 25 Налогового кодекса не упоминаются конкретно маркетинговые услуги. Однако уменьшить налог на прибыль на суммы, которые фирма потратила с этой целью, можно. Дело в том, что из доходов вычитаются расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Такие траты упоминаются в подпункте 27 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса и являются прочими расходами. Поэтому, чтобы у вас не возникало проблем с налоговиками, мы советуем в договоре использовать формулировки Налогового кодекса.
Затраты на маркетинговые исследования в соответствии с пунктом 1 статьи 318 Налогового кодекса являются косвенными. Если фирма использует метод начисления, расходы на маркетинг уменьшают облагаемую налогом прибыль в том периоде, в котором начислены. При кассовом методе – в котором оплачены.
Исключением является случай, когда маркетинговые исследования связаны с приобретением основных средств или нематериальных активов. Такие расходы включаются в их стоимость. Это следует из пунктов 1 и 3 статьи 257 Налогового кодекса. Здесь говорится, что первоначальная стоимость основного средства (нематериального актива) определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. При этом расходы на маркетинговые исследования будут уменьшать облагаемую налогом прибыль в момент начисления амортизации.
Т.А. Аверина, эксперт АГ «РАДА»
Начать дискуссию