Налоговые проверки

Вторая жизнь встречных проверок

Несмотря на то, что такое понятие, как «встречная проверка», волею законодателей было исключено из Налогового кодекса, инспекторов это не очень расстроило. Они нашли способы «реанимировать» излюбленный ими метод налогового контроля.

Несмотря на то, что такое понятие, как «встречная проверка», волею законодателей было исключено из Налогового кодекса, инспекторов это не очень расстроило. Они нашли способы «реанимировать» излюбленный ими метод налогового контроля.

М. Косульникова

Новый порядок для старой проверки

С 1 января 2007 года благодаря Закону от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ из налогового законодательства было убрано понятие «встречные проверки». Однако истребовать документы у контрагентов все так же возможно — на основании вновь введенной статьи Налогового кодекса 93.1 «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках».

Согласно представленным в ней нормам инспекторам дано право требовать документы у контрагентов или у иных лиц не только в рамках проведения налоговой проверки. Ревизоры также вправе запросить документы при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 93.1 НК) или если возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК).

Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов утвержден приказом ФНС от 25 декабря 2006 года № САЭ-3-06/892@. Согласно этому приказу запрос документов осуществляет инспекция по месту учета налогоплательщика. Для этого организации, у которой требуется получить информацию, направляются требование и копия поручения, присланного из «дружественной» инспекции. При этом из текста поручения станет известно, при проведении каких мероприятий (или же в связи с какой конкретной сделкой) возникла необходимость в предоставлении информации (п. 3 ст. 93.1). Заметим, что информация о сделке может включать сведения о сторонах этой сделки, ее предмете, и об условиях ее совершения (письмо Минфина от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-209).

Налогоплательщик, получивший требование, обязан исполнить его в течение пяти рабочих дней. Правда, увеличить этот срок тоже возможно: инспекция по ходатайству фирмы, у которой истребованы документы, вправе увеличить срок предоставления информации (п. 5 ст. 93.1). Документы передаются в виде заверенных (подписью руководителя или заместителя и печатью организации) копий (п. 2 ст. 93 НК). При этом возвращать эти копии налоговый орган не обязан (письмо Минфина от 12 июля 2007 г. № 03-02-07/1-327).

Отметим также тот факт, что конкретного перечня информации, которую могут запросить контролеры, законодательство не содержит. Так что фактически это могут быть любые документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информация относительно конкретной сделки (письмо Минфина от 11 октября 2007 г. № 03-02-07/1-438).

О банковской тайне замолвите слово

Тайна банковского счета и вклада, операций по счету и сведений о клиенте гарантирована статей 857 Гражданского кодекса. Соблюдать ее — обязанность всех без исключения кредитных учреждений. Однако некоторые случаи, когда эта информация может всплыть, все же есть, и связаны они с работой проверяющих.

Так, согласно пункту 2 статьи 86 Налогового кодекса банки обязаны в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса из инспекции выдать справку о наличии у организации или индивидуального предпринимателя счетов, об остатках денежных средств на них и выписки по операциям. Порядок направления соответствующих запросов в банк, а также их форма утверждены приказом ФНС от 5 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/829@.

Указанные выписки могут быть запрошены налоговиками и в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций и индивидуальных предпринимателей. Причем перечень документов и сведений, которые инспекторы фактически могут запросить у банка, также законодательно не ограничен. Подтверждается это и в письме ФНС от 25 июля 2007 г. № 06-1-04/496@. Чиновники разъяснили, что в рамках проведения подобной проверки банк фактически выступает в роли контрагента проверяемой организации. Следовательно, на основании статьи 93.1 Кодекса налоговики вправе истребовать у него любые документы и сведения, касающиеся предмета проверки.

А вот о том, что непосредственный запрос в банк должна будет в этом случае направить именно та инспекция, в которой он состоит на учете, говорится в письме Минфина от 31 мая 2007 г. № 03-02-07/1-265. Ведь, как и для всех прочих контрагентов проверяемой фирмы, для кредитных учреждений действует порядок запроса, предусмотренный статьей 93.1 Налогового кодекса. Дело в том, что указанное истребование документов или информации является самостоятельным мероприятием налогового контроля и никак не связано с установленной статьей 86 Налогового кодекса обязанностью банков представлять информацию о клиентах (письма Минфина от 9 октября 2007 г. № 03-02-07/1-433, ФНС от 25 июля 2007 г. № 06-1-04/494@).

Чем грозит политика несогласия

Отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов, равно как и непредставление этих бумаг в установленные сроки, является правонарушением. В соответствии со статьей 129.1 Налогового кодекса штраф, который может быть наложен на организацию за подобное своеволие, для первого раза составляет 1000 рублей. Повторное «несодействие» инспекторам в течение года грозит взысканием штрафа в размере уже 5000 рублей. Наказать в этом случае могут и руководителя организации: размер штрафа, который повлекут за собой подобные действия, для должностного лица составляет от 300 до 500 рублей (ст. 15.6 КоАП).

Автор - главный бухгалтер, для «Федерального агентства финансовой информации»

Начать дискуссию