В данной статье специалисты компании «Аудит МСК» отвечают на вопросы, с которыми сталкивается большинство работников финансовых служб предприятий. Приведены примеры заполнения дополнительных листов книги покупок, продаж, а также порядок хранения дополнительных листов книги покупок, продаж.
Цыганок О.А.
В связи с вступлением в силу 30 мая 2006 года новой редакции Постановления Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС», изменения в книгу покупок и книгу продаж оформляются в виде дополнительных листов.
Под изменениями, которые приведут к необходимости создания дополнительных листов книги покупок, следует понимать следующее:
- необходимость аннулирования (частично или полностью) счетов-фактур, НДС по которым ранее был принят к вычету, то есть об уменьшении суммы налога, принимаемой к вычету.
- принятие к учету счетов-фактур, полученных с опозданием, либо счетов-фактур, в которые были внесены изменения, увеличивающие сумму налога на добавленную стоимость по приобретенному имуществу (работам, услугам).
Под изменениями, которые приведут к необходимости создания дополнительных листов книги продаж, следует понимать следующее:
- необходимость аннулирования (частично или полностью) счетов-фактур, НДС по которым ранее был предъявлен покупателю, то есть об уменьшении суммы налога, которую организация заплатила в бюджет;
- принятие к учету счетов-фактур, ранее не учтенных, либо счетов-фактур, в которые были внесены изменения, увеличивающие сумму налога на добавленную стоимость, предъявленную покупателям по реализованному имуществу (работам, услугам).
Рассмотрим варианты заполнения дополнительного листа книги покупок и книги продаж на примерах.
Пример 1. Заполнение дополнительного листа книги покупок.
Налоговый период у ООО «Рассвет» равен месяцу. 17 июля 2006 г. была подана декларация по НДС за июнь 2006 г. 7 сентября 2006 г. бухгалтер организации обнаружил, что по одному из счетов-фактур, зарегистрированному в книге покупок за июнь 2006 г., сумма НДС в размере 5 000 рублей была принята к вычету ошибочно - ее необходимо исключить из общей суммы вычета за этот период.
Порядок действий бухгалтера организации должен быть следующим:
- Заводится дополнительный лист книги покупок за июнь 2006 г. Ему присваивается № 1.
- В строке «Налоговый период (месяц, квартал), год, в котором зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправления» указывается «Июнь 2006 г.».
- В строке «Дополнительный лист оформлен» указывается дата составления дополнительного листа - 7 сентября 2006 г.
- В строку «Итого» таблицы дополнительного листа переносятся итоговые данные по графам 7 - 12 из книги покупок за июнь 2006 г.
- В следующей строке под порядковым номером 1 указываются все реквизиты того счета-фактуры, по которому НДС был ошибочно принят к вычету и который подлежит аннулированию, и суммы, указанные в нем (в частности, НДС в размере 5 000 рублей). Если аннулированию подлежит не вся сумма НДС, а лишь ее часть, то суммы покупок и налога указываются в части, подлежащей аннулированию.
- Выводятся данные по строке «Всего». Для этого из показателей по строке «Итого» вычитаются данные по строке за порядковым номером 1.
- Составляется уточненная декларация по НДС за июнь 2006 г., в раздел «Налоговые вычеты» которой переносятся данные из строки «Всего» дополнительного листа № 1 книги покупок.
Если позже бухгалтером организации будет найдена другая ошибка, относящаяся к рассматриваемому налоговому периоду, то последовательность действий будет такова:
- Заводится новый дополнительный лист книги покупок за июнь 2006 г. - № 2.
- В строке «Дополнительный лист оформлен» указывается дата составления дополнительного листа – дата обнаружения новой ошибки.
- В строку «Итого» дополнительного листа № 2 переносятся итоговые данные по графам 7 - 12 из дополнительного листа № 1 книги покупок за июнь 2006 г.
- Далее следует действовать согласно ранее рассмотренным пунктам (п. 5 - 7).
Пример 2. Заполнение дополнительного листа книги продаж.
15 августа 2006 г. бухгалтер организации обнаружил, что неправильно выставлена счет-фактура за 7 мая 2006 г. (фактическая отгрузка покупателю была на сумму 59 000 рублей с учетом НДС, а не на сумму 118 000 рублей).
Порядок действий бухгалтера организации должен быть следующим:
- Вносятся соответствующие исправления в счет-фактуру, выставленный 7 мая 2006 г. покупателю (в том числе и в экземпляр покупателя).
- Заводится дополнительный лист книги продаж за май 2006 г. Ему присваивается № 1.
- В строке «Налоговый период (месяц, квартал), год, в котором зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправления» указывается «Май 2006 г.».
- В строке «Дополнительный лист оформлен» указывается дата составления дополнительного листа – 15 августа 2006 г.
- В строку «Итого» дополнительного листа переносятся итоговые данные по графам 4 - 9 из книги продаж за май 2006 г.
- В следующую строку таблицы из книги продаж полностью переносится запись по ошибочно выставленному счету-фактуре до внесения в него исправлений, подлежащая аннулированию.
- В следующей строке регистрируется счет-фактура с внесенными в него исправлениями. Если же счет-фактура полностью аннулирован, то, соответственно, ничего не отражается.
- Выводятся данные по строке «Всего». Для этого из показателей по строке «Итого» вычитаются данные по подлежащему аннулированию счету-фактуре и прибавляются данные зарегистрированного счета-фактуры с внесенными в него исправлениями.
- Составляется уточненная декларация по НДС за май 2006 г., в которую переносятся новые данные из строки «Всего» дополнительного листа № 1 книги продаж.
Как хранить дополнительные листы книги покупок и дополнительные листы книги продаж.
Если книга покупок и книга продаж ведутся в электронном виде, то по окончании налогового периода (не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом) книги надо распечатать, страницы пронумеровать, книги прошнуровать и скрепить печатью. Дополнительные листы в этом случае распечатываются и прикладываются соответственно к книге покупок или книге продаж за соответствующий налоговый период. После этого дополнительные листы нумеруются с продолжением сквозной нумерации страниц книги покупок или книги продаж за этот налоговый период, прошнуровываются и скрепляются печатью.
Порядок оформления дополнительных листов книги покупок и книги продаж при ведении последних в бумажной форме прямо не прописан. По окончании каждого налогового периода в книгах покупок и продаж подводятся итоги, а затем сразу начинаются записи следующего налогового периода, следовательно, подшить дополнительные листы в соответствующую книгу в конец соответствующего налогового периода не удастся. Можно оформлять дополнительные листы книги покупок и продаж следующим образом: завести дополнительные листы книги покупок и книги продаж как отдельные книги, пронумеровать их, прошнуровать и скрепить печатью.
Автор - аудитор компании ООО «Аудит МСК»
Начать дискуссию