Налоги, взносы, пошлины

Как избежать неучтенных расходов

Положения некоторых статей Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в редакции Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" и от 30.12.2006 N 265-ФЗ "О внесении изменений в статьи 45 и 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статью 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации" могут стать причиной неучтенных расходов организации. Для того чтобы избежать подобной ситуации, организациям необходимо иметь в виду следующее.

Положения некоторых статей Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в редакции Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" и от 30.12.2006 N 265-ФЗ "О внесении изменений в статьи 45 и 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статью 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации" могут стать причиной неучтенных расходов организации. Для того чтобы избежать подобной ситуации, организациям необходимо иметь в виду следующее.

О.М. Берестовая

1. Формулировки ст. 45 "Исполнение обязанности по уплате налога или сбора" НК РФ стали более развернутыми, что заставляет налогоплательщика тщательнее отслеживать все нюансы уплаты налогов и сборов, которые могут привести к непоступлению налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

А. При составлении платежного поручения налогоплательщику необходимо проверять на соответствие два основных реквизита - номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя.

В соответствии с подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ в случае неправильного указания в платежном поручении этих реквизитов налог будет считаться неуплаченным, если это повлечет неперечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Следует заметить, что обнаружение налогоплательщиком других ошибок в платежном поручении не влечет возникновение недоимки, если деньги все-таки оказались перечисленными в бюджетную систему Российской Федерации.

В этом случае налогоплательщик имеет право подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации с приложением доказательств уплаты налога; в заявлении должна быть изложена просьба об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, налогового периода или статуса плательщика. Желательно добиться проведения сверки налоговых расчетов и оформить ее актом сверки. После этого налоговый орган на основании заявления и акта сверки (если удалось ее провести) принимает решение об уточнении платежа.

Заметим, что в таком случае днем уплаты налога будет считаться день фактического перечисления, указанный в платежном поручении; при этом налоговый орган должен пересчитать пени на недоимку, которые были начислены с момента фактической уплаты налога по день принятия решения об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Б. До перечисления налога необходимо проверять наличие достаточного остатка на расчетном счете организации.

Уточняющие формулировки налогового законодательства несколько изменяют подход к размеру необходимого остатка на расчетном счете. Если раньше достаточно было просто наличия денег на счете, то теперь надо заботиться о том, чтобы:

- на день предъявления платежного поручения в банке на счете не было иных неисполненных требований, которые исполняются в первоочередном порядке (подпункт 5 п. 4 ст. 45 НК РФ);

- на расчетном счете был в наличии достаточный остаток денежных средств для удовлетворения всех требований (подпункт 1 п. 3 ст. 45 НК РФ).

При невыполнении условий, приведенных в позициях А и Б, обязанность по уплате налога может оказаться невыполненной.

2. Новая редакция ст. 58 "Порядок уплаты налогов и сборов" НК РФ расширена посредством введения новых правил, касающихся установления порядка исчисления и уплаты авансовых налоговых платежей.

До 1 января 2007 года просрочка уплаты авансовых платежей по налогам не грозила дополнительными расходами, поэтому предприятия и организации могли не беспокоиться о сроках перечисления авансов.

В настоящее время применительно к налогам, для которых предусмотрена предварительная уплата платежей: НДС, единый социальный налог, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и т.д., - обязанность по уплате авансов признается исполненной в порядке, аналогичном порядку уплаты соответствующего налога (п. 3 ст. 58 НК РФ). При этом не имеет значения, как рассчитывается авансовый платеж - аналогично налогу или иным образом.

Согласно ст. 75 НК РФ в случае уплаты авансовых платежей в более поздние сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей в настоящее время начисляются пени.

Пеня начисляется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.

Правда, начисление пени - это единственная налоговая ответственность при нарушении правил начисления и уплаты авансовых налоговых платежей.

С начала 2007 года в ст. 58 НК РФ есть прямое указание на то, что просрочка уплаты авансовых платежей не влечет начисление штрафов и не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

3. С 1 января 2007 года утратила силу ст. 103.1 "Взыскание налоговой санкции на основании решения налогового органа" НК РФ, что заставляет налогоплательщиков следить за сроками по решениям и требованиям о взыскании штрафов (санкций).

Недоимки, штрафы и пени взыскиваются в настоящее время в бесспорном порядке. Установленные лимиты по суммам внесудебного взыскания больше не действуют (ст. 103.1 исключена из НК РФ). До 1 января 2007 года налоговый орган принимал решение о взыскании налоговой санкции только в случае, если сумма штрафа для организации составляла не менее 50 000 руб.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что термин "бесспорное взыскание" означает взыскание только в случае отсутствия спора.

С 1 января 2007 года налоговое законодательство дает налогоплательщику возможность оспорить решение о взыскании санкций и устанавливает согласно п. 9 ст. 101 НК РФ для этого срок 10 дней. В случае использования этой возможности безакцептный порядок взыскания санкции аннулируется.

Полезно знать, что отсрочить вступление в силу решения налогового органа в настоящее время может только своевременная подача апелляционной жалобы в вышестоящую налоговую инстанцию (чаще всего это региональное налоговое управление). В этом случае решение налогового органа не начнет действовать, пока оно не будет утверждено вышестоящим налоговым органом.

На практике вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу налогоплательщика от одного до полутора месяцев. При неблагоприятном для налогоплательщика результате рассмотрения жалобы налогоплательщик может подать заявление об обжаловании решения налогового органа в суд. Чтобы избежать списания суммы штрафа (санкции) со счета, налогоплательщик должен приложить к заявлению в суд ходатайство об обеспечении требований [ст. 91 Арбитражного процессуального кодекса (АПК РФ)], то есть обратиться в суд с просьбой приостановить действие оспариваемого решения.

Обеспечить своевременное предоставление возможности оспорить полученное решение призвана и новая редакция ст. 101 НК РФ, в которой развиваются положения процессуального налогового права.

Данный порядок состоит в извещении налогоплательщика о предстоящем рассмотрении материалов проверки, в участии налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки, в том числе посредством представителя, в исследовании доказательств и т.д. Причем данный порядок оспаривания решения налогового органа подлежит применению независимо от того, направлял налогоплательщик возражения по акту проверки или нет.

Что касается возражений по итогам проверки, необходимо отметить следующее.

По истечении десяти дней после окончания налоговой проверки налоговый орган должен составить соответствующий акт (п. 1 ст. 100 НК РФ). Если руководитель организации не согласен с выводами проверяющих, он вправе в течение пятнадцати дней со дня получения документа представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик должен приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Несмотря на то что переубедить налоговых инспекторов довольно сложно, не исключено, что они, ознакомившись с доводами организации, поменяют свою точку зрения.

И самое существенное - если у организации была возможность урегулировать спор в досудебном порядке (представить возражения, объяснения и необходимые документы налоговикам), а она этого не сделала, судебные арбитры вправе возложить на организацию все судебные расходы (ст. 111 АПК РФ), и это вне зависимости от исхода судебного заседания.

Из всего вышеприведенного можно сделать вывод, что налоговое законодательство, динамично развиваясь, все же дает возможность минимизировать расходы в самых критических ситуациях, а знание последних изменений законодательства и правильное их использование позволяют организации принимать правильные решения.

Начать дискуссию